Зарождение предпринимательства в различные эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:34, реферат

Краткое описание

1. ЗАРОЖДЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КОНЕЦ 9-15 ВВ.
2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 15-17 ВВ.
3. ЭПОХА ПЕТРА – КАК СТРЕМИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
4. РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА.
5. ГОДЫ НЭПА (1921-1926) – КАК ОЖИВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Вложенные файлы: 1 файл

глобализация.docx

— 20.54 Кб (Скачать файл)

1. ЗАРОЖДЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  КОНЕЦ 9-15ВВ.

Истоки отечественного предпринимательства  были во многом связаны с переплетением  географических, экономических и  политических факторов.

В конце 9 в. наряду с товарообменом, возникли денежные отношения. Главными торговцами выступали киевское правительство, князь и бояре. К торговому каравану судов князя и бояр приставлялись купеческие лодки, хозяева которых стремились заручиться вооруженной и обеспечить безопасности товаров. Внешнеполитическая деятельность киевских князей 9-10 вв. была во многом обусловлена экономическими интересами. По мнению В.О. Ключевского, она имела две цели: приобрести заморские рынки и обеспечить охрану торговых путей.Со второй половины 16 в., центром Северо-Восточной Руси становится Москва. Оживление предпринимательской деятельности наиболее ярко отразилось на развитии внешнеторговых связей.

2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 15-17 ВВ. 
Собирание Москвой русских земель (14 в.), обретение ими политической независимости (15 в.), складывание централизованного государства оказали существенное влияние на развитие предпринимательской деятельности. Во второй половине 15 в. значительно увеличилась численность купечества, а поле его деятельности заметно расширилось. Появились торговцы, постоянно связанные с различными землями страны, либо с иностранными государствами. Высшее столичное купечество приобретало все больше влияния на политические события. В 16 в. торговля стала принимать все большие размеры. Центром деловой активности русских городов в 15-17 вв. становились гостиные дворы. Складывавшийся всероссийский рынок обусловил характерные черты русского купечества, все чаще выступавшего в роли скупщика. Именно скупщики завоевали господствующее положение на рынке, вытесняя непосредственных производителей. В этот период отчетливо проявились две формы накопления капитала. Ведущей стала оптовая торговля, носившая постоянный характер. Она сопровождалась скупкой купечеством товаров у непосредственных производителей, их перекупкой у других торговцев. Второй формой накопления капитала были казенные подряды, Их выгодность была обусловлена тем, что казна предварительно оплачивала часть причитавшейся суммы за подряд. Эти деньги купец-подрядчик мог вложить в любое предприятие по своему усмотрению. Во второй половине 17 в. в стране закладывались будущие центры предпринимательства: металлургии и металлообработки, производство изделий из дерева; ювелирного дела .Однако до оформления класса предпринимателей было еще далеко.

3. ЭПОХА ПЕТРА  – КАК СТРЕМИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.  
В начале 18 в. в России происходят преобразования Петра I, которые оказали серьезное воздействие на развитие отечественного предпринимательства. Это касается в первую очередь сферы промышленного производства. Преобразования Петра 1 резко стимулировали этот процесс. В первой четверти 18 в. было создано около 200 (а по некоторым подсчетам — и до 400) крупных предприятий. Они производили железо, вооружение, военное снаряжение, на верфях строились корабли. Десятки предприятий возникли и в сфере легкой промышленности. Они были ориентированы на удовлетворение потребностей верхов общества, воспринимавшего европейский быт. Промышленное строительство в эпоху Петра 1 в полной мере соответствовало целям и потребностям его реформ, и решающая роль в активизации крупного предпринимательства в сфере промышленности принадлежала государству. Многие заводы из казны передавались частным лицам. Получившие их, привлекая свои капиталы и предпринимательские таланты, должны были расширить производство и расплатиться с казной продукцией. Оказав мощную поддержку предпринимателям в организации крупного производства, правительство Петра 1 в известной мере ограничивало их свободу. Были созданы Берг- и Мануфактур-коллегии, наблюдавшие за работой промышленных предприятий. Регламентировалось качество продукции, образцы которой предоставлялись для контроля в коллегию. 

4. РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО  ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА Данный период в истории развития предпринимательства России правомерно характеризовать как наиболее активный и плодотворный.  Несомненно, большое воздействие оказали реформы Александра II, которые с полным основанием можно назвать Великими, даже при том, что они не во всем были последовательными и завершенными. Отмена крепостного права, административная, судебная и другие реформы освободили рабочие руки, открыли новые возможности для предпринимательской деятельности во всех сферах, расчистили путь для формирования капиталистического рынка.

Становление рыночных отношений  в России проходило в весьма специфических, во многом отличных от других стран  условиях, что связано в первую очередь с особой ролью государства - капитализм развивался снизу и  насаждался сверху. Остро стоял в начале капиталистической реформации вопрос развития внутреннего кредита. В 1860 году создается Государственный Кредитный банк, первым управляющим которого был назначен А.Л. Штиглиц - крупный предприниматель - банкир. В 60-х годах один за другим стали возникать частные коммерческие учреждения. В Петербурге появляются Частный и Международный банки, в Москве - Купеческий, Учетный, Земельный, Волжско-Камский и др. Среди учредителей первых банков преобладали крупнейшие промышленники и торговцы. Банкирский промысел был тесно связан с биржевой деятельностью, все финансисты в той или иной степени были участниками операций на фондовой бирже, где совершались операции с ценными бумагами.

В середине века российские предприниматели сосредоточили  усилия на развитии металлургии и  машиностроения. Страна, которая прежде экспортировала в год до 3 млн. пудов  железа в Англию, испытывала значительный недостаток черных и цветных металлов. Особенно потребности в них возросли с началом железнодорожного строительства  в России. В истории российского предпринимательства XIX века особого внимания заслуживает железнодорожное строительство. Значение строительства выходило за рамки технических и экономических новаций, это был определенный прорыв в цивилизованный мир, о котором мечтали прогрессивные люди России.

В рассматриваемом периоде  истории российского предпринимательства  нельзя обойти вопрос о народном, мелком предпринимательстве, которое имело  давние корни и значительные масштабы. По сути то была ремесленная и кустарная  форма хозяйства. Она объединяла сельские кустарные промыслы, городское  и сельское ремесленное производство, мелкие промышленные и торговые предприятия, бытовые услуги и др.

Мелкое предпринимательство  имело прочные позиции в деревообработке (здесь было занято в четыре раза больше работников, чем в крупных  предприятиях), в переработке продуктов  животноводства (в полтора раза), в производстве мебели и одежды и  др. По форме организации преобладали  артели и кооперативы. На начало XX века приходится период самого быстрого роста капиталистического движения, с 1902 по 1917 год количество потребительских обществ увеличилось с 600 до 20000, кредитных кооперативов с 837 до 16 055, различных сельскохозяйственных обществ со 137 до 6032. На 1 января 1917 года числилось 47187 кооперативов. Россия стала одним из мировых лидеров кооперативного движения, что является признаком ограниченности данной формы предпринимательства для национального менталитета. После Октябрьской революции под влиянием разных факторов в несколько приемов были национализированы предприятия крупной, средней и отчасти мелкой промышленности, транспорта, торговли, все банковско-кредитные учреждения, ликвидированы товарные и фондовые биржи.

5. ГОДЫ НЭПА (1921-1926) – КАК ОЖИВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основное содержание новой  экономической политики заключалась  в стимулировании товарно-денежных отношений, экономической предприимчивости, инициативы, материальной заинтересованности в результатах труда каждого  предприятия и каждого труженика.

С переходом к нэпу были сняты ограничения на частную предпринимательскую деятельность. В июле 1921 года законодательством было допущено существование простых товариществ, в июле 1922 года- акционерных обществ, полные товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью. В промышленности и торговле возник частный сектор: некоторые государственные предприятия были денационализированы, другие - сданы в аренду; было разрешено создание собственных промышленных предприятий частным лицам с числом занятых не более 20 человек .Среди арендованных частниками фабрик были и такие, которые насчитывали 200-300 человек, а в целом на долю частного сектора в период нэпа приходилось от 1/5 до 1/4 промышленной продукции, 40-80% розничной торговли и небольшая часть оптовой торговли.

Но сталинизм пресек демократические  тенденции, характерные для периода  нэпа. Наиболее характерными чертами  создаваемой в это время административно-командной  системы стали тотальное огосударствление экономики и общественной жизни, всеобщая бюрократизация, подавление демократии и гласности, массовые репрессии. Центр тяжести борьбы с частным  капиталом переносится в торговлю.

Господство бюрократической  олигархии в конце концов привело наше общество к кризису. И в этом главная цена, которую мы заплатили за десятилетия бюрократического абсолютизма. Корни кризиса лежат в отчуждении каждого гражданина от собственности и управления обществом, отсутствием демократических отношений между властью и обществом, в дефиците гласности. Чтобы преодолеть кризис, необходима была перестройка, открывшая современный этап развития российского предпринимательства.


Информация о работе Зарождение предпринимательства в различные эпохи