Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 06:56, курсовая работа
Целью курсовой работы- работы является изучение теоретических основ и методических аспектов совершенствования политики издержек предприятия.
Предметом исследования являются издержки производства предприятия. Временные рамки исследования – 3 года (2008-2010 гг.).
Для раскрытия темы данной курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение издержкам как качественному показателю хозяйственной деятельности предприятия;
2. Определить систему показателей издержек производства предприятия;
3. Рассмотреть факторы, влияющие на уровень и сумму издержек производства;
4. Оценить динамику издержек производства;
5. Провести анализ издержек;
6. Выявить резервы снижения издержек производства предприятия;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы анализа издержек предприятия………………5
1.1 Понятие и виды издержек производства………………………………….5
1.2 Общая классификация издержек………………………………………...10
Глава 2. Анализ издержек производства в ООО "Олеся"……………………..12
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………...12
2.3 Анализ издержек предприятия……………………………………………...17
2.3 Выбор основных направлений снижения издержек предприятия………..20
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………31
Приложения
Издержки, связанные с продажей продукции, включают в себя все затраты предприятия, связанные с сохранением готовой продукции на складе, продвижением товара на рынок и доставкой товара потребителю.
Административные издержки включают в себя общую сумму затрат, связанных с общим управлением предприятия, т.е. содержанием "аппарата" управления, в том числе бухгалтерии, планово-финансового отдела и других управляющих подразделений.
Глава 2. Анализ издержек производства в ООО "Олеся"
2.1 Краткая характеристика предприятия
Кинель - Черкасская Швейная трикотажная фабрика была основана в 1981 году. На базе этой фабрики в 1998 году открылось общество с ограниченной ответственностью "Олеся". Это предприятие известно по изготовлению детских и взрослых изделий из натуральных тканей.
Руководство деятельностью ООО "Олеся" осуществляет директор. Он распоряжается средствами предприятия, совершает сделки, издает приказы и указания, принимает и увольняет работников организации в соответствии со штатным расписанием, применяет к ним поощрения и взыскания в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и действующем трудовым законодательство РФ, а также совершает другие действия, необходимые для достижения целей и задач предприятия. Проверка финансово-хозяйственной и правовой деятельности организации осуществляется ревизионной комиссией Общества.
Структура и штатное расписание в ООО "Олеся" утверждены. Средняя численность работников предприятия в 2010 году составила 132 человека (см. приложение 1):
- административно-управленческий персонал - 3 человека;
- бухгалтерский персонал - 6 человек;
- специалисты по пошиву взрослой одежды - 56 человек;
- специалисты по пошиву детской одежды - 42 человека;
- ремонтно-механический цех - 5 человек;
- товарно-сырьевой цех - 6 человек;
- служба отдела главного механика - 3 человека;
- автотранспортный цех - 5 человек;
- отдел материально-технического снабжения - 3 человека;
- технический персонал - 3 человека.
Функциональное управление в ООО "Олеся" осуществляет бухгалтерия во главе с главным бухгалтером и директором фабрики.
Производственная структура ООО "Олеся" состоит из следующих основных производственных подразделений:
1.Цех № 1. Цех по пошиву детской одежды: ползунки короткие; кофточка ясельная; трусы детские; майка детская; брюки детские; пижама детская; пинетки; чепчик; берет детский; джемпер детский; распашонка ясельная; шорты детские; шапка детская.
2. Цех № 2. Цех по пошиву взрослой одежды: фуфайка мужская; трусы женские; майка мужская; панталоны короткие; брюки мужские; фартук; трусы мужские; сорочка женская.
3. Цех № 3. Товарно-сырьевой цех.
4. Цех № 4. Автотранспортный цех.
5. Служба отдела главного механика.
Продукция трикотажной фабрики ООО "Олеся" пользуется спросом практически во всех регионах нашей страны.
Данное предприятие постоянно работает над улучшением своей продукции. Вся продукция предприятия имеет сертификат качества. Продукцию ООО "Олеся" предлагают по прямым поставкам, а также через сеть магазинов. ООО "Олеся" имеет в распоряжении состав высококвалифицированных работников и специалистов, а также располагает всеми необходимыми технологическими процессами и оборудованием.
Учетная политика организации формируется
главным бухгалтером организации. Учетная
политика организации подлежит оформлению
соответствующей организационно-
В ООО "Олеся" ежегодно принимается учетная политика соответствующим приказом. Приказ включает в себя следующие пункты:
1.Установить форму и методы бухгалтерского учета на основании действующих нормативных документов.
2.Установить смешанную журнально-ордерную и компьютерную технологию обработки учетной информации.
3.Установить, что бухгалтерская отчетность предприятия, отражающая нарастающим итогом имущественное и финансовое положение предприятия и результаты хозяйственной деятельности за отчетный период: месяц, квартал год, составляется бухгалтерией.
Фирма представляет в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность в установленные сроки: учредителям-акционерам; органам государственной налоговой инспекции; органам государственной статистики и другим государственным органам.
4.Установить, что фабрика осуществляет оценку имущества, обязательств и хозяйственных операций в рублях.
5.Установить, что отражение в бухгалтерском учете операции с имуществом и обязательствами, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производится в рублевом эквиваленте.
6.В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности производить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств согласно Методическим указаниям по инвентаризации.
Проведение инвентаризации, кроме случаев предусмотренных действующим законодательством, обязательно: при передаче имущества в аренду; при выкупе, продаже; пари смене материально-ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуациях, вызванных экстремальными ситуациями; при реорганизации или ликвидации; в других случаях, предусмотренных законодательством.
Инвентаризации проводятся на основании приказов генерального директора, специально созданными комиссиями, отвечающими за полноту и достоверность результатов инвентаризации имущества и обязательств, в состав которой входят экономист, инженер, технолог, бухгалтер, менеджер, другие специалисты и представители администрации.
7.Установить, что начисление амортизация на основные производственные фонды производится по нормам.
8.Установить, что в состав малоценных и быстроизнашивающихся предметов в фирме относить материальные ценности и предметы стоимостью 100 минимальных оплат труда за единицу по цене приобретения.
9.Установить, что учет материальных ценностей производится по методу средней себестоимости.
10.Установить следующий порядок списания общехозяйственных расходов: собранные в течение отчетного периода на счете № 26 "Общехозяйственные расходы" подлежат списанию в конце отчетного периода в дебет счета 20 "Основное производство"; распределение общехозяйственных расходов производить пропорционально выпущенной товарной продукции с учетом сложности выпуска готовой продукции. Коэффициент сложности определять путем расчета.
11.Установить, что расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражается в отчетности отдельной статьей на балансовом счете 97 "Расходы будущих периодов" и подлежат отнесению на издержки производства или обращения в течение срока, к которому они относятся.
12.Установить единые нормы командировочных расходов для всех работников:
13.Утвердить смету представительских расходов, согласно Приложения № 2 к настоящему приказу.
14.Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией фабрики. Бухгалтерский учет организован по централизованной форме: бухгалтерский учет; налоговый учет.
15.Структура бухгалтерской службы, численность работников определяется внутренними правилами и должностными инструкциями предприятия.
Рассмотрев подробно учетную политику ООО "Олеся" можно отметить положительные моменты в формировании учетной политики, например то, что приказ разработан детально, охватывает все стороны организации системы бухгалтерского учета, соблюдены принципы формирования учетной политики.
Учетная политика ООО "Олеся" отвечает требованиям, предъявляемым к ней - это полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.
Вместе с тем можно отметить и отрицательные моменты:
Учетная политика предприятия разрабатывается главным бухгалтером и согласовывается со специалистами. Аудиторы, хорошо представляющие себе негативные последствия неграмотной учетной политики, рекомендуют привлекать к работе по формированию учетной политики не только своих специалистов, но и сторонних консультантов - налоговых юристов, аудиторов, финансовых аналитиков, экономистов. Этого в ООО "Олеся" не применяют.
2.2 Анализ издержек предприятия
Первым этапом на пути к анализу издержек предприятия является определение структуры выпускаемой продукции и определение объема продаж выпускаемой продукции.
Необходимые данные об объеме продаж и структуре выпускаемой продукции представлены в приложении 2. Затраты на производство единицы продукции были рассчитаны исходя из объемов выработки за каждый исследуемый год и рассчитанной полной себестоимости продукции, представленной в приложении 3.
Следующий шаг - сбор информации о произведенных расходах предприятия ООО "Олеся" за заданный период (см. приложение 4). В таблице представлены данные об издержках (общих и на единицу продукции) предприятия ООО "Олеся" за 2008-2010 гг.
Как видно из таблицы полная себестоимость продукции колебалась: за период 2008-2009 она уменьшилась на 6,06%, а за период 2009-2010 увеличилась на 16,4%. Такие колебания полной себестоимости связаны, прежде всего, с сокращением объема производства в 2009 году, резким ростом издержек производства на топливо и энергоносители, сырье и материалы в 2010 году.
Себестоимость единицы продукции в 2008 составила 230,9 тыс. руб, в 2009 г - 293,3 тыс. руб., а в 2010 - 291 тыс. рублей. Очевидно, что предприятие пошло на риск увеличения издержек производства в 2009 г., пытаясь сохранить работников предприятия, не снижая уровень заработной платы основным рабочим, при сократившихся объемах работ в 2010 году удалось.
Структура произведенных расходов также изображена графически (см. приложение 5), где более четко видны колебания удельного веса затрат.
Следующий этап в анализе издержек производства - разделение расходов в зависимости от характера условий получения и направлений деятельности предприятия (см. приложение 4 и таблицу 2.2).
Рассмотрим виды расходов ООО "Олеся" в зависимости от характера условий получения и направлений деятельности предприятия. Для этого воспользуемся таблицей 2.2 и 2.3, которая позволит оценить структуру расходов и их динамику за 2008/2009 г. и 2009/2010 г.
Таблица 2.2. Расходы (затраты, издержки) предприятия за 2008-2009 гг (в тыс. руб.)
Виды расходов предприятия |
Абсолютные величины |
Удельные веса (%) в общей величине расходов |
Изменения | |||
2008 |
2009 |
2008 |
2009 |
В абсолютных величинах |
В удельных весах | |
Расходы от обычных видов деятельности |
11387,1 |
10345,9 |
83,7 |
80,9 |
-1041,2 |
- 2,8 |
Операционные расходы |
467,3 |
713,7 |
3,4 |
5,6 |
+246,4 |
+ 2,2 |
Внереализационные расходы, включая налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи |
1757,2 |
1727,2 |
12,9 |
13,5 |
- 30 |
+ 0,6 |
Итого расходов |
13611,6 |
12786,8 |
100 |
100 |
-824,8 |
0 |
Из таблиц 2.2 и 2.3 мы можем видеть, что основной вид расходов ООО "Олеся" представляет собой расходы по обычным видам деятельности: 83,7% за 2008 год, 80,9 % за 2009 год и 82,6% за 2010 год.
Операционные и внереализационные расходы совокупно составили: 16,3% за 2008 год, 19,1% за 2009 год и 17,3% за 2010 год. Это составляет почти 1/5 часть от общей доли расходов за весь период. Существующие условия в ООО "Олеся" навряд ли можно назвать нормальными при столь высоком удельном весе прочих (операционных и внереализационных) расходов.
В абсолютных же величинах за период 2008/2009 гг. наблюдается отрицательная динамика -824,8 тыс. руб., что связано со снижением объема производства и ростом операционных расходов. За 2009/2010 гг. динамика оказалась положительной благодаря наращенному объему производства, при опять же растущих операционных расходах.
Таблица 2.3. Расходы (затраты, издержки) предприятия за 2009/2010 г.г. (в тыс. руб.)
Виды расходов предприятия |
Абсолютные величины |
Удельные веса (%) в общей величине расходов |
Изменения | |||
2009 |
2010 |
2009 |
2010 |
В абсолютных величинах |
В удельных весах | |
Расходы от обычных видов деятельности |
10345,9 |
12301,7 |
80,9 |
82,6 |
+ 1955,8 |
+ 1,8 |
Операционные расходы |
713,7 |
866,6 |
5,6 |
5,8 |
+ 152,9 |
+ 0,2 |
Внереализационные расходы, включая налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи |
1727,2 |
1715,6 |
13,5 |
11,5 |
- 11,6 |
- 2,0 |
Итого расходов |
12786,8 |
14883,9 |
100 |
100 |
+ 2097,1 |
0 |