Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 14:49, курсовая работа
Актуальность проблемы. По оценке специалистов, с проблемой заболеваемости ревматоидным артритом и остеоартрозом сталкивается от 10 до 30% взрослого населения во всем мире. Среди лиц в возрасте 60 лет эта патология еще более распространена. Практически у 50% населения выявляют заболевания суставов. А с такими острыми состояниями, как ишиалгия и люмбаго, в течение жизни сталкивается едва ли не каждый человек. Основная терапия ревматоидных заболеваний, болей различного генеза связана с применением нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП), представляющих собой неоднородную в химическом отношении группу лекарственных средств (ЛС), объединенных схожим механизмом действия, различающихся по выраженности терапевтического эффекта, безопасности и по фармакоэкономическим характеристикам.
1.Введение 3
2.Реферативная часть 5
3.1.1Характеристика группы НПВС безрецептурного отпуска 5
4.1.2. Методики применяемые для анализа номенклатуры лекарственных средств. 11
5.1.3. Характеристика безрецептурного отпуска ЛС 13
6.1.4. Критерии отнесения ЛС к препаратам БРО 16
7.1.5. Требования к информации ЛС БРО 17
8.1.6. Информация для населения 19
9.1.7. Роль государства в БРО и его регулировании
5. Производные оксикама:
6.Препараты разных групп:
7.Комбинированные
препараты: алка-зельтцер; анальгин-хинин;
анапирин; андипал; артротек; аскофен;
баралгин - триган, спазмалгин, максиган;
бенальгин; ибуклин; ланагесик; каффетин;
колдрекс; кулпан-С; новалгин; новиган;
новомигрофен; пенталгин; пирамеин; пиркофен;
пливалгин; реопирин – пирабутол; румафен;
саридон; седалгин; седалгин-нео; солпадеин;
томапирин; темпалгин; цитрамон; фервекс;
цитрапак.
1.2.Методики применяемые для анализа номенклатуры лекарственных средств.
До начала 90-х
годов объектами научных
В
таких исследованиях
Главными
направлениями маркетинговых
Рассчитываются также такие показатели как, полнота, ширина, глубина ассортимента. Важной характеристикой является индекс обновления ассортимента, по величине которого можно судить о внедрении в практику новых ЛС.
Затем
изучается структура
Изучение терапевтической эффективности ЛС, рациональности дозировки, формы выпуска, взаимодействие с другими ЛС проводят с использованием социологического метода экспертных оценок с привлечением врачей-специалистов, провизоров, потребителей. Этот метод позволяет выявить группы ЛС повышенного, стабильного или негативного спроса, что позволяет фармацевтическим фирмам формировать ассортимент товарной политики в том или ином регионе.
В последние годы на российском фармацевтическом рынке появились крупные фармацевтические фирмы, для которых большое значение имеет знание рыночной ситуации в любом регионе страны. Поэтому обязательным и важным этапом маркетинговых исследований фирм по сбыту товаров являются социологические исследования потребительских предпочтений, под которыми подразумеваются врачебные предпочтения, а в случае безрецептурного отпуска ЛС предпочтение потребителей (пациентов, принимающих ЛС). Самым распространенным и оптимальным методом изучения мнения врачей является метод экспертных оценок.
Для изучения мнений потребителей используют также метод экспертной оценки конкретных потребительских групп. По результатам обработанных анкет выделяют сегменты активных потребителей, на долю которых приходится около 80% потребления исследуемых ЛС. После выявления основных сегментов потребителей рассчитывают потребность в ЛС для каждой конкретной группы.
Заключительным этапом маркетинговых исследований является анализ реально емкости рынка отдельных групп ЛС.
Таким образом, комплекс
методических подходов и приемов, положенных
в основу концепции маркетинговых
исследований номенклатуры ЛС, являетсясредством
решения проблемы, актуальной для
фармацевтических организаций в
рыночных условиях- формирование рациональной
ассортиментной политики.
1.3.Характеристика безрецептурного отпуска ЛС.
Постоянно возрастающая забота людей о состоянии своего здоровья способствует росту спроса населения на ЛС БРО. Объем этого сектора фармацевтической промышленности в последние годы достиг 80 млрд долларов, составляет примерно 14% объема мирового рынка и имеет тенденцию к росту примерно на 4— 5% ежегодно.
В России объем продаж ЛС БРО также имеет тенденцию к росту и занимает долю примерно 60% в структуре фармацевтического рынка. Столь высокий показатель сегмента БРО больше, чем в дру-гихстранах, однако для России он типичен (поданным исследователей доля обращений населения за ЛС БРО составляет выше 50%).
Отпуск ЛС БРО является формой лекарственного обслуживания населения, характеризующейся тем, что решение о выборе конкретного ЛС, о необходимости его приобретения и применения принимает сам потребитель (пациент).
ЛС, отпускаемые без рецепта врача, — это средства, состав и действие которых при применении в терапевтических дозах, указанных на упаковке и в инструкции по применению, доступной для понимания и соблюдаемой пациентом, обычно не вызывают риска осложнений и/или побочных действий.
ЛС БРО предназначены для оказания самопомощи, самопрофилактики, поддержания здоровья и ведения здорового образа жизни. Их приобретение зависит от влияния на потребителя различных факторов, в частности, собственного опыта использования, мнений семей и советов друзей, советов врачей и фармацевтов, рекламных кампаний производителей ЛС БРО.
ЛС БРО должны удовлетворять следующим критериям (требования ВОЗ):
1) действующее вещество должно быть низкотоксичным для организма;
2) действующее вещество должно быть предназначено конкретно для целей самопомощи и самопрофилактики; при запущенных состояниях, требующих консультации врача, его не применяют;
3) у действующего вещества не должно быть побочных действий, должен отсутствовать риск зависимости или злоупотребления; оно не должно взаимодействовать с другими распространенными ЛС или пищей.
Регулирование отпуска ЛС БРО в России осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами.
1) Федеральный закон № 86-ФЗ от 22.06.1998 «О лекарственных средствах»:
— ЛС БРО могут продаваться в аптеках, аптечных пунктах, аптечных магазинах и аптечных киосках;
— перечень ЛС БРО пересматривается и утверждается один раз в 5 лет, дополнения к перечню публикуются ежегодно;
— информация о ЛС БРО может содержаться в публикациях и объявлениях средств массовой информации, специализированных и общих печатных изданиях, инструкциях по применению ЛС, иных изданиях субъектов обращения ЛС;
— в средствах массовой информации разрешается реклама ЛС, отпускаемых только без рецепта врача.
2) Приказ МЗ РФ № 578 от 13.09.2005 «Об утверждении перечня ЛС, отпускаемых без рецепта врача».
В последние годы в развитых зарубежных странах значительно активизировался процесс перевода известных рецептурных ЛС в категорию БРО, в частности, на рынке появились препараты для снижения уровня холестерина, для лечения астмы, артрита, избыточного веса, контроля артериального давления и др.
Стремление известных фармацевтических компаний проводить исследования в этом направлении обусловлено, с одной стороны,
экономическими
причинами, в частности ростом цен
на ЛС и дефицитом бюджетного финансирования,
не позволяющим полностью компенсировать
стоимость отпущенных населению ЛС; с
другой стороны, общеизвестным становится
факт повышения медицинской грамотности
населения, что предопределяет возможность
самим справляться с легкими недомоганиями.
1.4.Критерии отнесения ЛС к препаратам БРО.
Важное значение
для решения проблем
- лекарственное средство при его применении в соответствии с инструкцией не представляет угрозы для здоровья,
- активные ингредиенты
препаратов используются в
- лекарственное
средство применяется для
- лекарственное
средство имеет специально
- информация на листке-вкладыше на лек. препараты импортного производства, соответствует существующим в Украине схемам лечения;
- лекарственное
средство назначается только
для перрорального и наружного
применения.
1.5.Требования к информации о ЛС БРО.
Характер и объем сведений о ЛС БРО , приводимых на упаковке и в листке-вкладыше, строго регламентируются. Основными требованиями к ним являются:
1)Указание
краткой характеристики
2)Допускается использование рисунков, пиктограмм, схем, для улучшения восприятия информации и в обучающих целях;
3)Вся информация
должна быть на
4)Допускается
использование нескольких
5)Разрешается
отсутствие листка-вкладыша
6)Обращение
на этикетке к пациенту с
рекомендацией прочитать перед
использованием препарата
7)Строгое отсутствие
информации рекламного
8)Сведения
об утверждении всей указанной
информации государственным
В России на правовом уровне требования к информации о лекарственных средствах БРО сформулированы в Федерельном законе «О лекарственных средствах»(1998) ст.43 «Информация о лекарственных средствах»
-Информация
о ЛС осуществляется в
-Информация
о ЛС, отпускаемых без рецепта
врача, может содержаться в
публикациях и объявлениях
-Допускается
использование любых
Инструкция для
потребителей- это официальный документ,
предназначенный для пациента и
содержащий информацию, необходимую для
правильного самостоятельного применения
ЛП.
1.6.Информация для населения.
В настоящее
время в отношении листка-
Листок-вкладыш с информацией для потребителя на русском языке должен в обязательном порядке вкладываться в упаковку ЛП, за исключением тех случаев, когда информация может быть напечатана в виде маркировки непосредственно на упаковке.