Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 05:04, курсовая работа
Цель этой работы – дать представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике. А основные задачи – понять сущность инноваций, выявить виды инноваций, а также рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.
Объектом этой работы является предприятие, как хозяйствующий субъект, а предметом-инновационная деятельность.
При изучении инновационной деятельности предприятия использовались сравнительный анализ и метод сбора данных.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Инновационная деятельности
1.1. Инновации, их экономическая сущность и значение……………...5
1.2. Инновационный процесс как объект управления……………….....8
1.3. Структура инновационного процесса………………………………9
1.4. Классификация инноваций.…………………………………….…...10
1.5. Роль инноваций в развитии предприятия.………………………....16
2. Инновационная деятельность предприятия ОАО «Северсталь» .
2.1. Инновационный план ОАО «Северсталь»………………………....18
2.2. Производство металлопроката ……………………………………..20
2.2.1. Производственная программа ……………………………………21
2.2.2. Сбытовая программа …………………………….………………..23
2.2.3. Коммерческая программа ………………………………………...25
2.2.4. Техническая программа …………………………………………..28
2.3.Проекты………………………………………………………….....…30
2.4.Персонал……………………………………………………………....33
Заключение………………………………………………………………..37
Список используемой литературы………………………………............39
Заключительная
фаза жизненного цикла
1.5. Классификация инноваций.
Для получения
более высокой отдачи от
Классификация
инноваций на соответствующие
группы осуществляется с
По признаку
возникновения инноваций
Защитная группа инноваций обеспечивает необходимый уровень конкурентоспособности производства и продукции на основе внедрения соответствующих нововведений как способа защиты от конкурентов.
Стратегическая
формирует перспективные
По предмету и сфере приложения инноваций происходит деление нововведений на продуктовые (новые продукты и материалы), рыночные (новые сферы использования товара, возможность реализации инноваций на новых ранках), процессные (технологии, новые методы организации и управления производством).
По степени новизны инноваций выделяют:
-нестандартные группы
инноваций, включающие новый
-улучшающие - новые товары или технологические процессы, разработанные на основе использования достижений научно-технического процесса и обеспечивающие совершенные технико-эксплуатационные характеристики в сравнении с действующими аналогами;
-модификационные - нововведения, расширяющие эксплуатационные возможности товара или технологического процесса.
По характеру
удовлетворения потребностей
По масштабам распространения инновации могут быть базовыми для молодых отраслей, производящих однородный продукт, или используемыми во всех отраслях промышленного производства.
Несмотря на общность предмета инноваций, каждое их внедрение является весьма индивидуальным и даже уникальным. Вместе с тем существует множество классификаций инноваций и, соответственно, субъектов инновационного предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них.
Г. Менш
выделил три крупные группы
инноваций: базисные, улучшающие
и псевдоинновации. Базисные
Детальная и
оригинальная типология
- крупнейшие (базисные) инновации
- реализуют крупнейшие
- крупные инновации
(на базе аналогичного ранга
изобретений) - формируют новые поколения
техники в рамках данного
- средние инновации
реализуют такого же уровня
изобретения и служат базой
для создания новых моделей
и модификаций данного
- мелкие инновации
- улучшают отдельные
М. Уолкер
выделяет семь типов инноваций
в зависимости от степени
1) основанные на использовании фундаментальных научных знаний и широко применяющиеся в различных сферах общественной деятельности (например, ЭВМ и др.);
2) также использующие
научные исследования, но имеющие
ограниченную область
3) разработанные с использованием уже существующих технических знаний новшества с ограниченной сферой применения (например, новый тип смесителя для сыпучих материалов);
4) входящие в комбинации
различных типов знаний в
5) использующие один продукт в различных областях;
6) технически сложные
новшества, появившиеся как
7) использующие уже известную технику или методы в новой области.
Обобщенная
классификация инноваций по
Таблица 1.1.
Обобщенная классификация инноваций по признакам.
Признак классификации |
Виды инноваций |
С точки зрения цикличного развития |
- Крупнейшие - Крупные - Средние - Мелкие |
В зависимости от степени использования научных знаний |
Основанные на: - фундаментальных научных знаниях - научных исследованиях
с ограниченной областью - существующих технических знаниях - комбинации различных типов знаний - использовании одного продукта в различных областях - побочных результатах крупных программ - уже известной технологии |
С точки зрения структурной характеристики |
- На входе - На выходе - Нововведения структуры предприятия |
С точки зрения увязки с отдельными сферами деятельности |
- Технологические - Производственные - Экономические - Торговые - Социальные |
В области управления |
- Инновации продукции - Инновации процессов (технологических) - Инновации рабочей силы - Инновации управленческой деятельности |
С точки зрения назначения |
- Для потребления в
качестве товара массового - Для промышленного
потребления в гражданских - Для потребления в оборонном комплексе |
По способу |
- Экспериментальные - Прямые |
По стадии жизненного цикла |
Инновации, внедряемые на стадии: - стратегического маркетинга - НИОКР - организационно- - производства - сбыта - сервиса |
1 |
2 |
В зависимости от размера экономического эффекта |
- Обнаружение новых областей применения (повышает эффективность в 10-100 и более раз) - Использование новых принципов функционирования (повышает эффективность в 2-10 раз) - Создание новых конструктивных
решений (повышает - Расчет и оптимизации параметров (повышает эффективность на 2-10%) |
По уровню управления |
- Федеральные - Отраслевые - Территориальные - Первичного звена управления |
По срокам управления |
- 20 и более лет - 10-15 лет - 5-10 лет - до 5 лет |
По степени охвата жизненного цикла |
- НИОКР - Освоение и применение НИОКР |
По объему |
- Точечные - Системные - Стратегические |
По отношению к предыдущему состоянию процесса (системы) |
- Заменяющие - Отменяющие - Открывающие - Ретронововведения |
По назначению |
Направленные на: - эффективность - улучшение условий труда - повышение качества продукции |
По источнику планирования |
- Централизованные - Локальные - Спонтанные |
По результативности |
- Внедренные и полностью используемые - Внедренные и слабо используемые |
По уровню новизны |
- Радикальные и изменяющие или создающие вновь целые отрасли - Системные - Модифицирующие |
Безусловно, данная
классификация не является
Классификация дает специалистам базу для выявления максимального количества способов реализации инноваций, тем самым создавая вариантность выбора решений.
1.6. Роль инноваций в развитии предприятия.
Инновационная
деятельность предприятия
Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.
Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:
Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.
Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.
По существу, основа современной "философии успеха" заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.
Для анализа
положения изделия на рынке,
оценки перспектив его сбыта,
выбора стратегии продаж
Одновременная
рабата с товарами, находящимися
на различных стадиях
• фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросами нововведений;
• инжиниринговая : фирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и епго дизайн;
• узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно н несложных изделий массового выпуска;
• производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества.
Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы.
Обеспечение
В этой связи интересно отметить, что один из классиков экономической теории А. Маршалл считал именно предпринимательство коренным свойством, главной чертой рыночной экономики.
Главной предпосылкой
инновационной стратегии
2.Инновационная деятельность предприятия ОАО «Северсталь».
2.1. Инновационный план ОАО «Северсталь».
Рассмотрим инновационную деятельность на примере предприятия города Череповца ОАО «Северсталь».
Металлургический комплекс-ОАО «Северсталь» выступает основой экономики области. В рейтинге крупнейших компаний Восточной Европы ОАО "Северсталь" - единственное из предприятий чёрной металлургии - вошло в первую 20, поднявшись на 10 строчек по сравнению с рейтингом 2004 года.
Он дает более 58% объема промышленного производства, 73% экспорта, 75% прибыли промышленности и около 40% доходов консолидированного бюджета области.
Сегодня
в технической дирекции
Среди наиболее эффективных мероприятий,
включённых в тематический план, станет
разработка технологии восстановления
участков кладки коксовых печей, подверженных
сильным температурным колебаниям, методом
керамической наплавки. Ожидаемый экономический
эффект составит 831,7 тыс. рублей. Помимо
этого, план НИОКР включает такие мероприятия,
как разработка состава и технологии производства
листовой высокопрочной стали повышенной
вязкости с пределом текучести 690 Н/мм2,
разработка технологии производства листов
из трубных и конструкционных сталей на
стане 5000, исследование технологии и разработка
режимов ультразвуковой упрочняющей обработки
валков ПХЛ, которое позволит повысить
их эксплуатационные свойства и износостойкость,
разработку технологических принципов
и освоение производства трубных сталей
стойких против локальной коррозии различных
классов прочности и т.д.