Инновационный потенциал предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

В исследованиях последних лет значительное внимание уделяется проблемам инноваций и предпринимательства, причем обе проблемы рассматриваются как в теоретическом, так и в практическом аспектах. В то же время, несмотря на повышение интенсивности исследований по данным направлениям, наблюдается весьма низкий уровень инновационной активности предприятий.
Предпринимательство представляет собой особый вид экономической деятельности, где на инновационной основе происходит эффективное соединение факторов производства в процессе создания общественных полезностей. Этот процесс во многом определяется количеством и качеством природных ресурсов, их доступностью для использования, объемом и качественными параметрами основного капитала, уровнем технологии, наличием трудовых ресурсов, их образовательными и квалификационными характеристиками, спросом на производимые товары и способностью к полному использованию расширяющегося объема ресурсов, способностью распределения в национальном хозяйстве имеющихся ресурсов для получения максимального количества высококачественной продукции и др.

Вложенные файлы: 1 файл

пример курсовой.docx

— 65.33 Кб (Скачать файл)

- продвижение инновации;

- оценка экономической эффективности инновации;

- диффузия (распространение) инновации.

Подробнее суть инновационного процесса указана на рис.1

 

 

 

 

 

 









 

 

 

Рисунок 1 – Инновационный процесс

 

Началом инновационного процесса является инициация. Инициация — это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, и далее в материализации идеи в новом продукте или технологии.

После обоснования выбора нового продукта (технологии) проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт (технологию), определяется объем выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, то есть появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.

Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли, стимулирование спроса и др.).

Распространение инноваций – информационная фаза, когда распространяется не сама инновация, а информация о ней, это информационный процесс, зависящий от мощности информационной системы и способностей субъектов хозяйствования к восприятию информации об инновациях.

Практика инновационной деятельности показывает, что некоторые стадии продолжаются непрерывно и проникают друг в друга. Так стадия маркетинга или оценки эффективности инноваций осуществляются постоянно (или периодически) с учетом непрерывно изменяющихся внешних и внутренних условий хозяйствования. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Для субъекта предпринимательства инновационным считается путь, который опирается на использование уже одобренных рынком новшеств. Это подтверждается масштабами рыночного распространения нововведений, возможностей диверсификации, а также способностей предпринимателей быстро адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Процесс выбора инновационной стратегии развития субъектом предпринимательства предполагает его оценку всех форм инновационной деятельности, проявляющейся в нововведениях различного типа. В зависимости от конкретных условий микро- и макро- среды субъект деятельности может выбрать адаптационную либо творческую инновационную стратегию.

Сущность адаптационной стратегии состоит в проведении хозяйствующим субъектом частичных изменений, которые позволяют ему усовершенствовать ранее освоенные товары и услуги в рамках сложившихся в ней организационных структур и тенденций деятельности. Предприятие выходит на рынок нововведений не в качестве первого продавца, а вслед за ним, когда уже известна реакция рынка на предложенное новшество. Поэтому инновации такой хозяйственной структуры выступают как формы вынужденной ответной реакции на изменения внешней среды предприятия, чтобы не потерять завоеванные ранее рыночные позиции. В условиях нестабильности товарно-денежных отношений адаптационная стратегия малоэффективна.

Инновация как практика – это искусство стратегии развития, творческая деятельность, сотворение новшества, отрицающего старое. Инновация – не экономическая категория. Инновация в большей мере психологический эффект, инженерное и философское понятие, явление само по себе. Будучи общественной деятельностью, инновация имеет хорошо проявленную экономическую сторону эффекта, но явление инновации даже исходя из принципа свободного рынка – это (позволю себе опять-таки повторить) создание и сохранение в течение продолжительного срока конкурентоспособного технического преимущества, которое путем использования, предпринимательской реализации этого преимущества в производстве и на рынке может привести к экономической прибыли. По мере этого процесса освоения и распространения инновация из новшества превращается в навык.

Творческая инновационная стратегия появляется тогда, когда инновации становятся исходной базой повышения конкурентоспособности продукции, расширения и укрепления рыночных позиций, освоения новых областей применения знаний, иначе говоря, активным средством предпринимательства. Здесь инновационная деятельность в короткие сроки воплощает научные открытия в практику, качественно меняет весь технологический способ производства, начиная с системы машин и кончая формами организации и управления, положением работника в производстве, достигается более высокая ступень управления всеми процессами производства на основе их автоматизации и изготовления искусственных материалов с заранее заданными свойствами; используются более эффективные орудия труда и технологические способы обработки изделий и т.д. В результате предпринимательство получает возможности для достижения максимальных результатов при наименьших затратах.

Каждая инновация проходит такие этапы инновационного цикла, как принятие инновационного решения, внедрение в деятельность новшеств, изменения в социально-экономической системе, вызываемые инновацией, смена нововведения.

По классификации американского исследователя Б.Кирхгоффа, в зависимости от темпов внедрения инноваций выделяют 4 типа предпринимательских организаций:

    «Сердцевинные» (core) – предпринимательские  структуры с низкими темпами  инноваций и роста, обычно начинающиеся  с внедрения одной-двух инноваций  и после некоторого незначительного  и непродолжительного роста стабилизирующиеся, они представляют большинство  малых предприятий;

    «Честолюбивые» (ambitions) –  характеризуются низкими темпами  инноваций и быстрым ростом. Начинают  примерно так же, как и «сердцевинные», но предприниматели более умело  используют возможности для расширения  своих рынков.

    «Эффектные» (glamorous) – таким  предприятиям присущ высокий  темп инноваций и быстрый рост, который происходит главным образом  за счет непрерывного внедрения  инноваций. Они обычно служат  примером успешной предпринимательской  деятельности.

    «Стесненные» (constrained) –  обладают высоким темпом инноваций, но не в состоянии достичь  быстрого роста по причинам  недостатка венчурного капитала (такую ситуацию называют «стеклянным  потолком для предпринимателя»). Если субъект предпринимательства  не сумеет преодолеть свою  «стесненность», то он может оказаться  перед угрозой краха, поскольку  дорогостоящая инновационная деятельность  может быстро исчерпать ограниченный  ресурс.

 

2.1 Общие черты инновационной деятельности

При всем многообразии форм и методов мотивации инновационной деятельности представляется возможным выделить ряд общих черт:

- безоговорочная поддержка и одобрение инновационных идей со стороны руководства, что особенно актуально для российских предприятий в силу их вертикальной организационной структурированности. Поддержка руководства способствует во многом созданию в организации инновационного климата, особой творческой атмосферы. Идеальной является ситуация, когда руководитель предприятия является сам генератором идей;

- использование комплексных мотивационных систем, включая различные формы и методы материального поощрения творческой и инновационной деятельности и широкий набор мер социально-психологического воздействия на работников. В работнике необходимо поддерживать чувство социальной значимости и защищенности, ответственности и возможности профессионального роста. Все это находит свое выражение и в изменении системы оплаты труда. В последние годы возникла тенденция к индивидуализации заработной платы, которая выражается в установлении соответствующих надбавок, бонусов за решение определенных вопросов. Все шире применяются в современных условиях формы оплаты, увязанные не с текущей выработкой, а с общей компетенцией работника, его потенциальными возможностями. Повышается роль разовых выплат, большей частью связанных с результатами деятельности предприятия. Более подробно о современных системах и формах оплаты труда речь пойдет в соответствующем разделе исследования;

- всемерное содействие экспериментаторству и рационализации на всех уровнях и во всех подразделениях организации. В этом заключается основное средство борьбы с косностью мышления и бюрократизмом;

- нацеленность всей инновационной деятельности на нужды потребителей.

Создание условий для инновационного развития должно сопровождаться и оптимизацией использования основных инвестиционных ресурсов (интеллектуальных, материально-технических, информационных, финансовых). Интеллектуальные ресурсы инновационной деятельности это, прежде всего, знания, опыт, кругозор работников. Инновационный процесс требует инициативного, высококвалифицированного работника, вовлеченного в процесс принятия решений. Это достигается качественным изменением подготовки и переподготовки кадров, изменением организации труда, применением стиля, называемого участием в управлении.

В основе новой концепции подготовки кадров лежит становление и развитие творческой личности. Расходы на подготовку кадров рассматриваются не как издержки на рабочую силу, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания предприятия. Учебный процесс не ограничивается передачей обучающимся необходимой суммы знаний и навыков по определенной профессии, а направлен на развитие у них способности и желания осваивать новые области знаний, овладевать новыми специальностями. В процессе обучения усиливается творческий элемент. Важной составляющей новой концепции является задача самореализации личности. Так, в японской системе персонального менеджмента выделяются три основных аспекта подготовки кадров:

- управленческий — приобретение работниками знаний и навыков, необходимых для успешного функционирования производства и процветания предприятия;

- личностный — самоутверждение и самореализация работников в результате профессионального роста и карьерного продвижения;

- социальный — социализация личности и расширение ее вклада в развитие общества.

Такое обучение повышает гибкость сотрудников, обеспечивает их адаптацию к меняющимся условиям, восприимчивость к овладению новыми технологиями и формами работы. В процессе управления внутрифирменным инновационным климатом, особое внимание необходимо уделить и разработке стратегической программы инновационного управления, которая должна состоять в реализации следующих направлений:

- товарной инновационной стратегии (выбор типа номенклатуры производимой продукции, ассортимента, изменение масштабов производства, улучшение качества продукции);

- рыночной инновационной стратегии (выбор структуры рынка сбыта и методов формирования цены);

- ресурсной инновационной стратегии (внедрение инновационных технологий управления системами запасов сырьевых ресурсов);

- технологической инновационной стратегии (внедрение инновационных технологий);

- интеграционной инновационной стратегии (обеспечение взаимодействия снабженческо-производственно-сбытовых структур);

- инвестиционно-финансовой инновационной стратегии (привлечение внешних финансовых ресурсов, возврата привлеченных средств, инвестирования собственных имеющихся средств).

Кроме того, особой функцией активизации внутрифирменных инновационных процессов выступает развитие инновационной культуры с целью ориентации субъектов инновационных отношений на долговременные цели, где определяющим в этом вопросе должна, по мнению автора, стать позиция государства в гарантиях норм взаимодействий на всех уровнях. Оценка ИПП, как и анализ финансового состояния, должна стать важнейшей характеристикой надежности предприятия. Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен не только хорошо владеть современными методами экономических исследований, но и методикой комплексной оценки инновационного потенциала; мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа полученных в результате оценки данных.

Понятие инновационного потенциала, обеспечивающего рост системы за счет нововведений, в экономическую модель впервые было введено ученым К. Фрименом. Нововведение по Фримену представляет собой систему мероприятий по разработке, освоению, эксплуатации и исчерпанию производственно-экономического и социально-организационного потенциала, лежащего в основе новшеств.

Практический аспект понятия “потенциал” нашел свое отражение в работах П. Дракера, где он исследует источники развития современной промышленности. В частности, Дракер отмечал, что инновации начинаются с анализа имеющегося потенциала с целью его эффективного использования.



В целом под инновационным потенциалом предприятия следует понимать все его ресурсы, которые можно использовать для инновационных процессов: материальные, финансовые, кадровые, информационные, организационные и технические. Что же касается персонала, то его инновационный потенциал связан со способностью работников вырабатывать и эффективно реализовывать как свои, так и сторонние новые идеи и проекты.

Инновационный потенциал предприятия и персонала — это, по сути, ключевой фактор будущего успеха  компании. Вопрос стратегии развития — это всегда вопрос изменений, более или менее радикальных.

 

2.2 Проблемы законодательной базы инновационной деятельности

Информация о работе Инновационный потенциал предпринимательской деятельности