Интернационализация производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе освещены теоретические основы интернационализации производства, причины и пути осуществления. Изложены понятия, этапы и виды интернационализации производства. Рассмотрен прогностический анализ развития внешнего окружения металлургической компании с учетом процессов интернационализации и глобализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Интернационализация производства
1.1 Понятие интернационализации производства, история развития
1.2 Интернационализация производства и пути ее осуществления
1.3 Формальный и реальный этапы интернационализации производства
1.4 Виды международной экономической интеграции
.5 Причины интернационализации производства
ГЛАВА 2. Глобализация её этапы, компоненты и последствия
.1 Глобализация, как высшая стадия интернационализации мировой экономики
.2 Последствия глобальных процессов
ГЛАВА 3. Прогностический анализ развития внешнего окружения металлургической компании с учетом процессов интернационализации и глобализации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

экономика и организация отрасли.rtf

— 1.34 Мб (Скачать файл)

· Возможная дестабилизация финансовой сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия.

· Наиболее болезненные последствия глобализации могут ощутить на себе менее развитые страны, относящиеся к так называемой мировой периферии. Основная масса из них, участвуя в интернационализации в качестве поставщиков сырья и производителей трудоемкой продукции (а некоторые из них - поставщиков деталей и узлов для современной сложной техники), оказываются во всесторонней зависимости от передовых держав и имеют доходы, во-первых, меньшие, во-вторых, весьма нестабильные, зависящие от конъюнктуры мировых рынков.

· В качестве наиболее часто обсуждаемых социально-политических проблем, потенциально имеющих место в развитых странах в связи с процессами глобализации, можно назвать рост безработицы. В качестве угрозы можно отметить, в частности, потенциальный рост безработицы в результате перевода компаниями стран с высокой стоимостью рабочей силы части своих производственных мощностей в страны с низкой оплатой труда. Экспорт рабочих мест может оказаться нежелательным для экономики ряда государств. Но чаще всего в подобных условиях компании развитых стран прекращают выпуск убыточной продукции и переходят к производству товаров, требующих использования высококвалифицированного персонала. Происходит перераспределение рабочей силы. В результате рабочие с более низкой квалификацией остаются невостребованными, в их среде растет безработица, их доходы падают. А в качестве негативного последствия глобализации указывается заметное увеличение разрыва в уровнях заработной платы квалифицированных и менее квалифицированных работников.

· Серьезным негативным последствием глобализации может быть переход контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к наиболее сильным государствам, многонациональным или глобальным корпорациям и международным организациям. В силу этого некоторые усматривают в глобализации попытку подрыва национального суверенитета.

· Следующую угрозу связывают с мобильностью рабочей силы. Массовая миграция населения, приобретающая глобальный характер, превращается в серьезный источник обострения социально-экономической обстановки в мире. Приток дешевой рабочей силы извне обострил конкуренцию на рынке труда развитых стран, что привело к осложнению межэтнических отношений и росту национализма в этих странах. Негативные последствия свободы перемещения рабочей силы уже давно признаются в качестве потенциальной опасности, а сегодня во многих странах она считается вполне реальной. Поэтому почти все государства ввели те или иные формы контроля над свободным перемещением рабочей силы.

Что же, в конечном счете, глобализация несет странам - угрозу или новые возможности? Однозначно ответить на этот вопрос практически невозможно, ведь баланс позитивных и негативных последствий постоянно изменяется.

Подводя итог, подчеркнем, что процесс глобализации, наиболее активизирующийся в последние два десятилетия, таит в себе немало неясностей и противоречий, становится предметом острых дискуссий в академических и деловых кругах.

 

 

ГЛАВА 3. ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕГО ОКРУЖЕНИЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ С УЧЕТОМ ПРОЦЕССОВ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ

 

В настоящее время глобализация увеличивает сложность принятия решений в международном маркетинге. Термин «глобализация» имеет два смысла. С точки зрения спроса он означает конвергенцию культур и рыночных технологий во всем мире. С точки зрения предложения термин может обозначать становление глобальных корпораций. Термины «интернационализация» и «глобализация» сходны, но имеют некоторые различия. Интернационализация как процесс означает постоянный рост масштабов и природы международной деятельности организации. Он также может включать в себя и переход от экспорта к началу деятельности в другой стране. Хотя культурная конвергенция стран также может быть названа глобализацией, в корпоративном контексте глобализация означает специфическую, завершающую стадию интернационализации.

Главным фактором, способствующим глобализации, является технология. С точки зрения спроса технологические инновации способствовали сближению потребительских предпочтений. С точки зрения предложения внедрение современных телекоммуникационных технологий и наличие более дешевого транспорта позволяют фирмам интегрировать производство и обращаться к потребителю во всемирном масштабе. При этом можно выделить следующие связанные с технологическими изменениями проявления глобализации:

· рост значимости заграничного патентования;

· рост как производимых, так и принимаемых прямых иностранных инвестиций, связанных с исследованиями;

· взрывообразный рост числа международных стратегических альянсов в области науки и технологий;

· рост технологического обмена и др.

Природа рыночного окружения компании является важным фактором, влияющим на выбор между глобальной и многодомной стратегиями. При этом особенно важны два фактора: предпочтения потребителей и взаимозависимость конкуренции между странами.

ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» в стратегической перспективе позиционирует себя как глобальная компания. Это обусловлено и происходящими процессами глобализации, и теми позициями, которые комбинат занимает сегодня на мировых рынках (объем производства товарной металлопродукции в 2010г. возрос на 18% и составил 10402 тыс.т., объем чистой прибыли увеличился на 6% и составил 232 млн. долл.). В современных условиях только интернациональная деятельность может служить гарантией сохранения компанией статуса самостоятельного игрока.

Как глобальная компания, ОАО «ММК» способно реализовывать смешанную стратегию вертикальной и горизонтальной интеграции, как на российском, так и на мировом рынке металлопродукции. Регионы мира развиваются циклически, и присутствие на рынках разных стран позволяет снизить риск потерь - спад в одной стране компенсируется ростом в другой. В результате, глобальное развитие компании обеспечивает стабильность показателей ее эффективности.

Стратегию международного маркетинга ОАО «ММК» можно рассмотреть в рамках мировой стратегии развития компании. Уникальными чертами международной стратегии, которые отличают ее от внутренней стратегии, являются конфигурация и координация.

Конфигурация. Согласно Майклу Портеру, хотя развитие организации может иногда происходить централизовано, в большинстве случаев маркетинговая деятельность должна осуществляться там, где находится потребитель. Ключевыми регионами для присутствия ОАО «ММК» в настоящее время являются быстрорастущие рынки Ближнего Востока, страны Тихоокенского бассейна (ТОБ), и высокотехнологичные, с традиционно высокими ценами, страны Северной Америки и ЕС. Поэтому ОАО «ММК» должно стремиться реализовывать маркетинговую деятельность по дынным указанным направлениям.

Координация. Координация маркетинговой деятельности должна осуществляться путем применения сходных методов в различных странах.

При этом одной из проблем является приспосабливание стратегии развития компании к различным видам окружения, в котором конкурирует компания. Проведенный анализ показал, что ОАО «ММК» стремится придерживаться глобальной стратегии, поскольку конкурентное преимущество возникает из активов, используемых по всему миру и глобально комбинируемых оптимальным способом с учетом ситуационных требований. Поэтому решение о выборе и использовании корпоративных ресурсов принимаются на глобальном уровне и с целью получения глобального конкурентного преимущества (цель на внешнем рынке: поддержание конкурентных позиций ОАО «ММК» на внешнем рынке путем обеспечения объемов продаж до 4,8 млн.т. к 2017г., в том числе с основной площадки ОАО «ММК» до 1 млн.т.; с зарубежных площадок до 3,8 млн.т.).

При вхождении на зарубежные рынки ОАО «ММК» использует в основном 2 большие группы методов:

Экспорт. В 2010 году региональная структура продаж изменилась в сторону увеличения доли поставок в страны Европы (+52% к 2009г.) - Италия, Великобритания, Польша; в страны Центральной и Латинской Америки (+82% к 2009г.) - Бразилия, Колумбия, что объясняется более выгодной рыночной конъюнктурой в данных регионах. Отгрузка в страны Ближнего Востока незначительно снизилась (-8% к 2009г.), при этом основной объем был отгружен на рынки Ирана и Турции. Основными видами экспортной металлопродукции является г/к лист (80%) и х/к лист (11%). На рис.1 представлена региональная структура экспорта ОАО «ММК».

При этом внутренний рынок для ОАО «ММК»1 также является приоритетным вследствие:

· потенциала и быстрых темпов роста металлопродукции, которые составляют 7-10% в год;

· стабильных высоких цен на металлопродукцию;

· устоявшихся связей с потребителями и географического расположения компании.

 

Рис. 1. Региональная структура экспорта ОАО «ММК» за 2008-2010 гг., тыс. т.

 

На рис. 2 представлено российское потребление стали по отраслям.

 

Рис. 2. Российское потребление стали по отраслям, тыс. т.

 

Прямые инвестиции. Инвестиции могут производиться через совместные предприятия, либо через стопроцентную дочернюю компанию. В целях реализации стратегии ОАО «ММК» и в связи со значительным дефицитом листовой продукции в Ближневосточном и Средиземноморском регионах было создано совместное предприятие MMK-Atakas (металлургический комплекс, возведенный на двух промышленных площадках в Искендеруне и Стамбуле производственной мощностью 2,3 млн.т. горячекатаных рулонов, 750 тыс. холоднокатаных рулонов, 900 тыс. т. оцинкованных рулонов и 400 тыс. т. рулонов с полимерным покрытием). Такой тип предприятия может выиграть от использования знаний местной фирмы в комбинации с ноу-хау и другими предпринимательскими активами зарубежного участника. Турецкая компания также может обеспечить доступ к ресурсам, например к сырьевым материалам и рабочей силе, а также связи с правительством и другими важными центрами принятия решений.

При этом положение ОАО «ММК» на каждом из ее рынков динамично. Хотя компании важно каждый раз применять наиболее подходящий способ выхода на рынок, форма и структура ее присутствия будут меняться частично по стратегическим причинам, а частично в ответ на возникающие возможности. Поэтому можно предположить, что в скором времени MMK-Atakas примет форму дочернего предприятия ОАО «ММК» со стопроцентным владением.

При оценивании привлекательности стран для выхода на их рынки используется оценка, которая включает в себя обычный спектр факторов, определяющих возможности и риски, и сходна с общеупотребительной моделью СТЭЭП (социальные, технологические, экономические, экологические и политические факторы), а также четырехэтапный подход Джохансона, включающий в себя:

· составление списка стран;

· предварительный просмотр;

· детальный просмотр;

· окончательный выбор.

При этом при реализации зарубежных проектов особое внимание необходимо уделить помимо прочего важности культуры и политическому окружению. Поэтому считаю, что может быть полезным приложение иерархии потребностей Маслоу к международному маркетингу, а также четкое осознание пределов, до которых конкурентное преимущество может быть перенесено с внутреннего рынка на международный (например, олигополистическое положение на российском рынке металлопродукции, квалифицированная рабочая сила и т.д.).

Таким образом, интернационализация и анализ внешнего окружения играют большое значение при принятии решений о выходе на международные рынки. При этом неустойчивость, вызываемая технологическими изменениями, является главным источником сложностей для металлургической компании, а реализация международной маркетинговой стратегии зависит от структуры компании: структура определяет ответственность персонала, его мотивацию и вознаграждение, а также способы координации международных операций.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экономической основой современного мирового хозяйства служит интернационализация производства - развитие такого организационно-экономического сотрудничества, которое выпуск изделий в одних странах объединяет с их потреблением в других. Связи национальных экономик становятся постоянными, кода возникает международное разделение труда - специализация отдельных стран на производстве тех или иных товаров и услуг в целях их продажи на мировом рынке.

Интернационализация производства ведет к ускорению развития международной торговли. В современных условиях существенно возросла зависимость экономики большинства стран от внешнего рынка, о чем свидетельствует повышение доли национальной продукции, идущей на экспорт.

Интернационализация производства становится все более важным условием экономического и научно-технического прогресса. Происходящие в этой сфере глубокие изменения имеют по ряду признаков всемирный характер, и требует международных усилий. Обновление науки, техники и технологии столь масштабны, всесторонне и глубоко, что осуществлять его невозможно силами одной, даже крупной державы.

Новейшая интернационализация производства усиливает процесс глобализации мирового хозяйства.

Главной задачей, стоящей перед властными структурами сегодня, является обеспечение того, чтобы глобализация стала позитивным фактором для всех народов мира. Это связано с тем, что, хотя глобализация открывает широкие возможности, ее благами сейчас пользуются весьма неравномерно и неравномерно распределяются ее издержки. Необходимо осознание того, что развивающиеся страны и страны с переходной экономикой сталкиваются с особыми трудностями в плане принятия мер в связи с решением этой главной задачи. Именно поэтому глобализация может обрести полностью всеохватывающий и справедливый характер лишь через посредство широкомасштабных и настойчивых усилий по формированию общего будущего, основанного на нашей общей принадлежности к роду человеческому во всем его многообразии. Эти усилия должны включать политику и меры на глобальном уровне, которые отвечали бы потребностям развивающихся стран и стран с переходной экономикой и которые разрабатывались бы и осуществлялись при их эффективном участии.

Информация о работе Интернационализация производства