История потребительской кооперации как предмет. Связь с другими изучаемыми дисциплинами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 20:13, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении примерно двух последних столетий кооперация вызывает к себе неослабный, возрастающий интерес. Кооперация сегодня, в начале XXI века, представляет собой весьма распространенное общественное явление.
Многозначное интернациональное слово "кооперация" происходит от латинского cooperatio, состоящего их двух частей: со (cum) — совместно, заодно и opus (operis) — труд, работа.

Вложенные файлы: 1 файл

история пк.docx

— 37.26 Кб (Скачать файл)

1. История потребительской кооперации как предмет. Связь с другими изучаемыми дисциплинами.

На протяжении примерно двух последних столетий кооперация вызывает к себе неослабный, возрастающий интерес. Кооперация сегодня, в начале XXI века, представляет собой весьма распространенное общественное явление.

Многозначное интернациональное слово "кооперация" происходит от латинского cooperatio, состоящего их двух частей: со (cum) — совместно, заодно и opus (operis) — труд, работа. Следовательно, ставшее международным слово "кооперация" можно в самом общем виде перевести как сотрудничество, совместную деятельность, объединенное действие.

Универсальное, сложное понятие кооперации имеет как очень широкое толкование, так и относительно узкую трактовку.

В самом широком смысле под кооперацией наука подразумевает в одном случае всеобщее свойство окружающего нас мира с его связями и отношениями, в другом — синоним самого человеческого общества, в третьем — основной социальный механизм, созданный людьми для поддержания общественной жизни, либо общественное взаимодействие, взаимопомощь, трудовую ассоциацию, солидарность. Как очень точно выразился русский художник и ученый Николай Рерих (1874-1947), "все создается лишь истинной кооперацией". Зачатки, зародыши кооперации людей в форме их совместной жизни, а за тем и совместного труда появились в первобытном обществе. Кооперация в ее еще примитивном виде тогда возникла и стала развиваться, а вот кооперативов (и, понятно, слова "кооперация") в те доисторические времена не существовало. Значит, то была кооперация без кооперативов. Она в возрастающих масштабах применяется во все последующие эпохи. Без кооперации нет самого общества.

Кооперация в указанном выше широком понимании предметом учебной дисциплины "История потребительской кооперации России" не является.

В сравнительно узком значении под кооперацией понимается совокупность либо некоторая часть особых общественно-хозяйственных объединений. Иначе говоря, в данном случае собирательное понятие "кооперация" включает прежде всего кооперативы (кооперативные общества). Это понятие охватывает также кооперативные союзы, другие кооперативные объединения, организации, предприятия и учреждения. Такая кооперация появилась только на определенной ступени развития кооперации как формы труда, когда лишь два — два с половиной столетия тому назад в Западной Европе и Северной Америке начали возникать самые ранние кооперативы.

С тех пор кооперация как "сумма кооперативов" получила практически во всех странах значительное развитие. Одним из ее старейших и наиболее распространенных видов является потребительская кооперация.

Сегодня в Российской Федерации существуют три большие группы потребительских кооперативных обществ:

во-первых, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой и сбытом продукции растениеводства и животноводства, снабжением сельскохозяйственных товаропроизводителей средствами производства, ремонтом машин, объединяющие граждан для совместного ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства и т. д.;

во-вторых, специализированные потребительские кооперативы, которые для своих участников строят дома и гаражи, предоставляют им кредиты, оказывают медицинские, консультационные и прочие услуги;

в-третьих, потребительские общества, осуществляющие торговлю и общественное питание, закупочную, производственную и другую экономическую деятельность, которая одновременно является социально ориентированной, нацеленной на удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов.

В курсе "История потребительской кооперации России" изучается последняя, третья группа кооперативных потребительских обществ.

Система потребительских обществ и их союзов в районах, округах, областях, краях, республиках и в масштабе страны образует потребительскую кооперацию. Именно она и только она является предметом дисциплины "История потребительской кооперации России".

Потребительская кооперация изучается под определенным, историческим углом зрения. Конечно, главное внимание уделяется закономерностям ее возникновения, становления и развития; но в поле зрения находятся и такие случайные события, зигзаги в истории потребительской кооперации, которые имели для нее наиболее серьезные последствия. Данная учебная дисциплина суть общественная, гуманитарная, потому что история кооперации вообще и потребительской кооперации в частности представляет собой одну из областей обществознания.

Основными участниками потребительских обществ являются простые люди труда - кооператоры, которые в своем стремлении к самопомощи и взаимопомощи добровольно объединяются в потребительские общества, самостоятельно управляют ими, на основе общности своих интересов совершенствуют их деятельность, пользуются их услугами. Они, кооперированные потребители-товарищи, вдохнули жизнь в свои потребительские общества, совместно ведут морально оправданную хозяйственную и нехозяйственную кооперативную работу, были и остаются подлинными творцами потребительской кооперации.

В курсе "История потребительской кооперации России" основное внимание уделяется тому особенному, что составляет отличительную черту отечественной потребительской кооперации. При этом прослеживается преимущественно ее экономическая и организационная история.

Ядро курса составляют три темы, посвященные соответственно трем историческим этапам потребительской кооперации страны:

на первом этапе (30-е годы XIX века - 1917 г.) потребительские общества возникли и развивались в естественных для них условиях складывающегося внутреннего рынка, причем кооператоры учитывали как зарубежный опыт, так и самобытные российские традиции;

на втором этапе (1917г. — конец 80-х годов XX века) потребительская кооперация продолжала существовать, но функционировала в условиях плановой (командной) экономики и была в значительной степени огосударствлена;

третий, современный этап (с начала 1990-х годов) характеризуется как этап возрождения кооперации в ходе нынешних рыночных, демократических реформ и ее возвращения к продолжению пути, прерванного в 1917 г. Однако это не "точный возврат", который в буквальном смысле невозможен, а возврат на качественно новой основе современного витка истории.

Кроме истории, кратко излагаются основы общей теории кооперации всех видов, составляющим элементом которой является частная теория кооперации потребительской. В связи с этим рассматриваются и присущие кооперации понятия, например, такие, как кооперативное движение, потребительское общество, кооперативные ценности и принципы, кооперативные выплаты и др. Раскрытие содержания подобных понятий, равно как и описание и объяснение исторических фактов, — одна из задач данного курса.

До середины 20-х годов прошлого столетия теория, история и практика кооперации как учебная дисциплина в нашей стране изучалась в университетах, институтах, техникумах и школах. Но очень скоро полезный опыт был отброшен. Только в середине 1950-х годов в учебных заведениях потребительской кооперации эта дисциплина вновь "обрела гражданство". Между тем во многих странах курс кооперации уже давно преподают в государственных и частных университетах и колледжах, во всех общеобразовательных школах. В последние годы в некоторых сельских школах России тоже начато изучение основ потребительской кооперации.

Как учебная дисциплина "История потребительской кооперации России" призвана выполнять две важнейшие функции — познавательную и прикладную.

Познавательная заключается в том, что в курсе даются систематизированные научные знания, объективные представления об историческом прошлом потребительской кооперации нашей страны. А знание истории необходимо для того, чтобы не повторить ошибки прошлого и использовать положительный опыт кооператоров предыдущих поколений в настоящем и будущем.

Прикладная функция состоит в том, что в курсе рассматриваются некоторые актуальные вопросы практики российской потребительской кооперации, стабилизации и роста ее экономики, подчинения кооперативной хозяйственной деятельности выполнению социальной миссии — решению задач преодоления бедности, создания новых рабочих мест и духовно-нравственного оздоровления села. Таким образом, история "стыкуется" с современностью.

В конечном счете, обе указанные функции нацелены на приобщение студентов к этическим ценностям кооперации, ориентированы на воспитание деятельного кооператора, знатока кооперативного дела, участника рыночных преобразований в России.

Задача формирования современного специалиста для кооперативных организаций имеет большое самостоятельное значение. И в кооперативных учебных заведениях первым шагом на пути ее осуществления является изучение теории, истории и практики потребительской кооперации нашего Отечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Потребительская  кооперация России в годы Великой  Отечественной войны.

22 июня 1941 г. фашистская Германия  напала на Советский Союз. Началась  Великая Отечественная война. 9 мая 1945 г. народы нашей страны праздновали победу в этой войне. И победа досталась огромной ценой.

С началом войны рыночные фонды продовольственных и промышленных товаров были сокращены, потому что, во-первых, существенно уменьшилось производство товаров народного потребления предприятиями пищевой и легкой промышленности, а во-вторых, резко возросли потребности развернувшейся Красной Армии в разнообразных продуктах питания, обмундировании и обуви, снаряжении. Перестройка всего дела торговли и снабжения гражданского населения стала неизбежной.

Уже в июле 1941 г. в Москве, Ленинграде и их пригородах, а вскоре поэтапно и в других городах и рабочих поселках было введено нормированное распределение хлеба и других товаров, дополненное коммерческой торговлей по более высоким ценам.

Потребительская кооперация подчинила свою работу задачам снабжения и укрепления тыла Красной Армии, осуществляла мероприятия по перестройке своей хозяйственной деятельности применительно к условиям военного времени, передала на нужды обороны страны путем приобретения облигаций государственного займа значительную часть своих денежных средств, для этих же нужд был мобилизован почти весь ее автомобильный транспорт.

На государственное нормированное снабжение через потребительскую кооперацию в годы войны были приняты рабочие и служащие, проживающие в деревне, но не связанные непосредственно с сельским хозяйством: учителя, врачи, библиотекари, а также агрономы, ветеринарные врачи, зоотехники, гидротехники и другие специалисты, работающие в государственных учреждениях и организациях. Хлеб, сахар, рыба, прочие продукты им отпускались по талонам и спискам, причем нормы снабжения были дифференцированы по отдельным категориям населения (рабочие, служащие, иждивенцы, дети). В первую очередь продукты питания отпускались больницам, детским садам и яслям, интернатам; отпуск производился по специальным нормам и заборным книжкам. Пристальное внимание уделялось снабжению инвалидов войны, семей военнослужащих, эвакуированного населения.

Снабжение остального сельского населения было направлено на стимулирование увеличения им производства и продажи государству сельскохозяйственных продуктов. С этой целью потребительские общества вели встречную продажу промышленных товаров сдатчикам продукции сельского хозяйства и поощрительную продажу товаров передовым колхозникам — механизаторам и животноводам. В Сибири и на Дальнем Востоке снабженческая деятельность потребительской кооперации способствовала выполнению планов работниками государственной рыбной промышленности и членами рыболовецких артелей. Для обслуживания этого контингента потребителей была развернута кооперативная торговая сеть, организованы новые потребительские общества (рыбкоопы) и рыболовпотребсоюзы. В составе Автономной рыболовецкой секции Центросоюза, уже имевшей Дальневосточное отделение в г. Владивостоке, в начале 1942 г. было создано Сибирское отделение в г. Новосибирске. Кооператоры осуществляли северный завоз продовольственных и непродовольственных товаров.

Потребительская кооперация, действуя в русле общей стратегии военной экономики страны, в первые годы войны стремилась полнее использовать свой собственный потенциал в таких тыловых районах, как Поволжье, Урал и Сибирь. В дальнейшем в связи с изменениями в административно-территориальном делении в Сибири образовались новые областные союзы потребительских обществ — Курганский, Кемеровский, Томский, Тюменский, Тувинский.

Большое значение в годы войны приобрело изыскание источников пополнения товарных ресурсов. Поэтому мастерские и небольшие цехи потребительской кооперации из отходов промышленности и местного сырья выпускали товары, очень нужные населению (одежда, обувь, гончарная и жестяно-крашеная посуда, хозяйственное мыло, грабли, лопаты, кирпич и т. п.), колхозам (сани, телеги, дуги, веревки, шорные изделия, деготь, скипидар и др.) и фронтовикам (валенки, овчинно-шубные и трикотажные изделия). Росло количество таких производств: в конце 1942 г. их было 5,2 тыс., а в 1945 г. — 22,6 тыс. Уже с зимы 1943 г. эти мелкие предприятия потребительской кооперации стали объединять в промкомбинаты. Сельпо расширяли оказание населению бытовых услуг: починка обуви, перешивка одежды, нарезка стекла и проч.

Потребительская кооперация организовала также подсобные хозяйства по выращиванию овощей, разведению птицы, откорму животных. Количество таких хозяйств постоянно увеличивалось и к концу войны превысило 15 тыс. Для улучшения кооперативной торговли и особенно общественного питания они дали десятки тысяч тонн картофеля, овощей, молока, много мяса и птицы, яиц и меда. Кооператоры производили также лов рыбы. В восточных районах страны, а позднее на освобожденных от оккупации территориях повысилось значение кооперативного хлебопечения. При нехватке муки в сельских местностях практиковалась выпечка хлеба с добавлением 5-6% картофеля; для подпылки хлебных форм взамен растительного масла подчас использовалась древесная мука. Кооперативные предприятия выпускали безалкогольные напитки, чаи из сушеных богатых витаминами трав, кофейные напитки, добывали соль и т. д.

Информация о работе История потребительской кооперации как предмет. Связь с другими изучаемыми дисциплинами