Классификация рабочих мест и организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:43, реферат

Краткое описание

Рабочее место является первичным звеном производственно-технологической структуры предприятия, в которой осуществляется процесс производства, его обслуживание и управление. Именно здесь происходит соединение трех основных элементов этого процесса и достигается его главная цель – производства предметов труда, оказание услуг либо технико-экономическое обеспечение и управление этими процессами. От того, как организованы рабочие места, во многом зависит эффективность использования самого труда, орудий и средств производства и, соответственно, производительность труда, себестоимость выпускаемой продукции, ее качество и многие другие экономические показатели функционирования предприятия.

Содержание

Введение 2
1. Понятие и классификация рабочих мест, задачи их организации 3
2. Функции обслуживания рабочих мест 9
Заключение 14

Вложенные файлы: 1 файл

Oglavlenie.docx

— 43.06 Кб (Скачать файл)

2. Функции обслуживания рабочих мест

Организация обслуживания рабочих  мест представляет собой создание системы  действий работника с рабочим  местом, а также взаимодействия с  другими работниками, обеспечивая  непрерывную и качественную работу. Структура обслуживания рабочих  мест на предприятии складывается из обслуживания средств труда, предметов труда и самого работника.

Структура функций обслуживания средств труда на предприятии представлена на рисунке

 

 

Обслуживание предметов труда  осуществляется при выполнении следующих  функций: 
   • выдача и прием, хранение, комплектование заготовок, полуфабрикатов и других средств организационной оснастки; 
   • прием и выдача сырья; 
   • погрузо-раэгруэочные работы на рабочих местах и транспортные между ними; 
   • контроль качества сырья, материалов; промежуточный и заключительный контроль. 
   В систему обслуживания работника включаются следующие функции: охрана труда и техника безопасности, санитарно-гигиеническое обслуживание, общественное питание и медицинское обслуживание, хозяйственно-бытовое обслуживание. 
   В целом все функции обслуживания можно объединить в 10 основных групп. 
   1. Производственно-подготовительная функция заключается в комплектовании необходимых предметов труда для работы основного рабочего и обеспечении его всей необходимой документацией. 
   2. Инструментальная функция состоит в своевременном обеспечении рабочего места необходимыми и исправными инструментами и приспособлениями. 
   3. Наладочная функция предполагает наладку, регулировку основного и вспомогательного оборудования и сложного инструмента. 
   4. Энергетическая функция состоит в своевременном и полном обеспечении рабочего места всеми необходимыми видами энергии и в межремонтном обслуживании энергетических установок предприятия. 
   5. Ремонтная функция заключается в своевременном проведении текущего ремонта и межремонтного обслуживания средств производства, изготовлении и восстановлении запасных частей, содержании ремонтно-механических цехов. 
   6. Контрольная функция предполагает проведение контроля качества не только готовой продукции, но и сырья и материалов, из которых она изготавливается. Эта функция включает в себя обслуживание и регулирование контрольных приборов, а также анализ причин и предупреждение брака на производстве. 
   7. Транспортная функция обеспечивает перемещение предметов труда внутри и вне предприятия. 
   8. Складская функция состоит в приемке, взвешивании, сортировке, складировании, учете, хранении и выдаче всех видов вещественных ценностей предприятия (сырье, материалы, инструменты, хозяйственные средства, готовая продукция и др.). 
   9. Ремонтно-строительная функция обеспечивает текущий ремонт и поддержание в рабочем состояний недвижимого имущества предприятии, прилегающих к нему территорий и коммуникаций. 
   10. Хозяйственно-бытовая функция состоит в поддержании чистоты и порядка в помещениях предприятия, обеспечении спецодеждой, спецобувью, средствами защиты, спецпитанием и т. п. 
   Наличие и выполнение всех функций обслуживания недостаточно для бесперебойной работы на рабочем месте. Вся система обслуживания должна строиться на следующих основных принципах: 
   • системность — проработанность всех функций, их тесная взаимосвязь; 
   • комплексность — всех функций обслуживания в равной степени, хорошая организованость; 
   • плановость — учет потребности в обслуживании на каждом рабочем месте, в соответствии с чем разрабатываются формы и графики обслуживания рабочих мест; 
   • предупредительность —заблаговременность обслуживания в целях недопущения остановок производства; 
   • своевременность — обслуживание точно в срок; 
   • надежность — обеспечение системы дублирования и подстраховки на случай непредвиденных сбоев в обслуживании; 
   • оперативность — способность быстро реагировать и устранять недостатки в обслуживании рабочих мест; 
   • экономичность — организация системы обслуживания рабочих мест; из всех возможных вариантов организации обслуживания необходимо выбрать оптимальный, т. е. с минимальными затратами, но с максимальным эффектом. 
   Таким образом, организация рабочих мест — это сложная система, требующая научного подхода. По прошествии определенного времени необходимо проводить аттестацию рабочих мест на их соответствие техническим, экономическим, организационным и социальным требованиям. Аттестация рабочих мест позволяет выявить рабочие места, полностью соответствующие предъявляемым требованиям; рабочие места с небольшими отклонениями от нормы, которые могут быть устранены в процессе их рационализации, и рабочие места, подлежащие ликвидации в силу полного несоответствия нормам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Одним из важнейших элементов организации  труда на предприятии (организации) является совершенствование планирования, организации и обслуживания рабочих  мест с целью создания на каждом из них необходимых условий для  высокопроизводительного и высококачественного  труда при возможно меньших физических усилиях и минимальном нервном  напряжении. Рабочее место – это  первичное звено производственной структуры предприятия, оно является объектом организации труда по всем ее вышеназванным направлениям. Рабочее место – это зона приложения труда, определенная на основании трудовых и других действующих норм и оснащенная необходимыми средствами, предназначенными для трудовой деятельности одного или нескольких исполнителей.

 Для эффективного функционирования современного производства, основанного на применении сложной техники и технологии, характеризуемого большим количеством внутрипроизводственных связей, необходима четкая организация рабочего места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 2005.
  2. Адамчук В.В., Романцев О.В., Сорокин М.Е. Экономика и социология труда. – М.: ЮНИТИ, 2003.
  3. Владимирова Л.П. Экономика труда: Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2002.
  4. Очакова А.И. и др. Научная  организация  и  нормирование труда  на предприятиях: Учебник. – М.: Радио и связь, 2007.
  5. Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. – М.: Наука, 2005.

 

 

 

 

 


Информация о работе Классификация рабочих мест и организация