Комплексное обеспечение безопасности персональных данных при их обработке в информационной системе персональных данных ООО «Арсенал+»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в модернизации и подготовки информационной системы персональных данных ООО «Арсенал+» к аттестации на соответствие закону № 152-ФЗ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Рассмотреть основные понятия в области безопасности информационных технологий.

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 2.40 Мб (Скачать файл)

Отнесение информации к государственной  тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации  от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне». Условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

В Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» даны следующие определения:

1) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

2) информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

3) информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

4) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

5) обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

6) доступ к информации - возможность получения информации и ее использование;

7) конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

8) предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

9) распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

10) электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем по информационно-телекоммуникационной сети;

11) документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

12) оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных[7].

Согласно ст. 6 данного Федерального закона обладатель информации имеет право:

•     разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок  и условия такого доступа;

•  использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

• передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

• защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

•     осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

При этом обладатель информации обязан.

•    соблюдать права и  законные интересы иных лиц;

•    принимать меры по защите информации;

•   ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Кроме того, обладатель информации, оператор информационной системы, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

• предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

•   своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

• предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

•  недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

•   возможность незамедлительного восстановления информации,

модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа  к ней;

•    постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

Защита информации представляет собой  принятие правовых, организационных  и технических мер, направленных на:

• обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

•    соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

•    реализацию права на доступ к информации.

Требование о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности (ФСБ России) и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации (ФСТЭК России), в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем, используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.

Следует также отметить, что согласно ст. 8 не может быть ограничен доступ к:

•    нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы  и

обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

•    информации о состоянии  окружающей среды;

• информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

•  информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

• иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Например, ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» гласит, что «режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

•   содержащихся в учредительных документах юридического лица,

документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

• содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

•   о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

• о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционированиям производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

•    о численности, о составе  работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

•    о задолженности работодателей  по выплате заработной платы и  по иным социальным выплатам;

•  о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

• об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

•    о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

•   о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

•  обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Кроме того, постановлением Правительства  РСФСР от 05.12.1991 № 35 установлено, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять:

•    учредительные документы  и Устав;

•    регистрационные удостоверения, лицензии, патенты;

• сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности;

•    документы о платежеспособности;

•    сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также  о наличии свободных рабочих  мест;

•    документы об уплате налогов  и обязательных платежах;

• сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда;

• сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Также, постановлением Правительства  Российской Федерации от 03.11.1994 № 1233 установлено, что не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного  распространения:

•    акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

•  сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;

• описание структуры органа исполнительной власти, его функции, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

• порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;

•  решение по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;

•   сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

•   документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов,

информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Перечень сведений конфиденциального  характера определен в Указе Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 с изменениями от 23.09.2005 № 1111:

• сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

•  сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

•   служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

•    сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);

•     сведения, связанные  с коммерческой деятельностью, доступ к которым

ограничен в соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации и  федеральными законами (коммерческая тайна).

•     сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

 

2. 2. Персональные данные.

В Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» даны следующие определения:

1) персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;

Информация о работе Комплексное обеспечение безопасности персональных данных при их обработке в информационной системе персональных данных ООО «Арсенал+»