Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:34, курсовая работа
Данная работа посвящена основным аспектам изучения конкуренции – ее понятиям, условиям, формам, специфике конкурентной борьбы в России, а также перспективам развития российского рынка, существующим проблемам и возможным методам их решения. Значимость выбранной темы несомненна, так как «конкуренция» - ключевое понятие при изучении рынка.
К основным задачам моей курсовой работы относятся:
отразить многообразие форм и видов конкуренции;
произвести анализ конкуренции в условиях рынка, а также факторов, оказывающих на нее влияние;
продемонстрировать каким образом работают антимонопольные органы и как может пересекаться антимонопольное законодательство с нормами Гражданского кодекса РФ по злоупотреблению правом;
стр.:
Введение …………………………………………………………………………………….3-4
ГЛАВА 1. Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы
1.1 Трактовка понятия конкуренции в экономической науке……………………5-6
1.2 Правовое регулирование монополистической деятельности
и защита конкуренции………………………………………………………….6-10
1.3 Модели рыночных структур…………………………………………………..10-18
1.4. Виды конкуренции…………………………………………………………….18-23
ГЛАВА 2. Конкуренция на российском рынке
2.1 Методика исследования конкуренции на российском рынке……………….23-32
2.2 Текущие задачи антимонопольного регулирования в
Российской Федерации в условиях глобального финансового кризиса…….32-34
2.3 Макроэкономические оценки
состояния конкуренции в Российской Федерации……………………………34-36
2.4 Динамика нарушений антимонопольного законодательства 2007-2008 гг…36-37
Заключение ………………………………………………………………………………...38-39
Список использованной литературы ……………………………………………………40
4) экономически
или технологически не
5) экономически
или технологически не
6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
7) установление
финансовой организацией
8) создание дискриминационных условий;
9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
10) нарушение
установленного нормативными
2. Хозяйствующий
субъект вправе представить
3. Правительство Российской Федерации устанавливает правила доступа к товарам субъектов естественных монополий, направленные на предупреждение создания условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями товаров субъектов естественных монополий.
4. Требования
настоящей статьи не
Рассмотрим пример приведенный в «Обзоре практики разрешения споров. Связанных с применением антимонопольного законодательства»: Неосновательный отказ хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, от заключения договора с потребителем является злоупотреблением доминирующим положением.
Организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа о понуждении заключить договор на подачу электроэнергии по принадлежащим ей сетям. При этом организация ссылалась на то, что она является собственником сетей и на основании статьи 209 ГК РФ вправе самостоятельно решать вопросы об их использовании конкретными потребителями.
Арбитражный суд отверг эти доводы заявителя, исходя из следующего. Собственник вправе распоряжаться по своему усмотрению принадлежащим ему имуществом, если его действия не нарушают прав других лиц. Статья 10 ГК РФ не допускает использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. Правила поведения на рынке хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, определены статьей 5 Закона о конкуренции, которая запрещает им отказываться от заключения договора с отдельными покупателями при наличии для этого возможности.
Применение статьи 10 ГК РФ к взаимоотношениям сторон не противоречит антимонопольному законодательству. Закон о конкуренции является комплексным актом, который наряду с публичными включает ряд гражданско - правовых норм.
Поскольку представленные материалы свидетельствовали о злоупотреблении доминирующим положением со стороны организации - заявителя, суд на основании пункта 2 статьи 10 ГК РФ правомерно отказал ему в защите. На данном примере хорошо видно как на практике, при принятии судебных решений пересекается антимонопольное законодательство и нормы гражданского кодекса о злоупотреблении правом.
1.3 Модели рыночных структур
В зависимости от той или иной структуры рынка, можно выделить разные формы конкуренции. В экономической науке выделяются следующие типы рыночных структур.
Перечисленные рыночные структуры имеют разную степень распространения на рынке. Принято считать, что “…наиболее распространенными рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия. Чистая же монополия представляет собой крайне редкое явление, особенно в масштабах всей страны. Что же касается совершенной конкуренции, то она на данный момент является скорее научной абстракцией, чем фактическим состоянием современного рынка”.
Особенности рынка совершенной конкуренции
Итак, из вышесказанного мы можем сделать вывод, что совершенная конкуренция — это такая форма организации рынка, при которой исключаются какие-либо виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями. Однако, для существования совершенной (чистой) конкуренции необходимо соблюдение следующих предпосылок:
Таким образом, в модели совершенной конкуренции рыночная цена является независимой переменной, а находящуюся в этих условиях фирму — ценополучателем. Ее выбор сводится лишь к принятию решения о величине спроса.
На приведенных ниже рисунках представлены модели конкурентной фирмы и конкурентного рынка, на которых отражены описанные выше характеристики совершенной конкуренции, а также механизм реакции свободного рынка на расширение спроса покупателей.
Обозначения. P — цена, Q — количества товара, E — точка равновесия.
Рис.1. Конфигурация рынка совершенной конкуренции
Рис. 1 иллюстрирует, что при совершенной конкуренции предложение поддерживается на равновесном уровне (Pe). Иными словами, любой объем выпуска может быть распродан по равновесной рыночной цене. Это исключает инфляцию, безработицу, перепроизводство и другие явления экономического неравновесия.
Рис. 2 Механизм реакции свободного рынка на расширение спроса покупателей
Повышение спроса (сдвиг кривой D0 в положение D1) вызывает рост цены с P0 до P1. Возросшая цена — это сигнал для производителя о выгодности увеличения объемов выпуска. Расширение производства (сдвиг кривой S0 в положение S1) ведет к снижению равновесной цены и увеличению равновесного объема Q1.
В настоящее время рынок совершенной конкуренции в чистом виде не встречается, то есть в реальной жизни приходится часто сталкиваться с тем, что некоторые субъекты рынка оказывают влияние (подчас весьма чувствительное) на решения других.
Несовершенная конкуренция – это состояние рынка, при котором фирма занимает столь существенное место в объеме производства и продаж, что может влиять на цены. При увеличении выпуска продукции одной фирмой рынок насыщается и цены снижаются.
Используемые в несовершенной конкуренции средства:
Потери от несовершенной конкуренции:
Несовершенная конкуренция складывается из:
- чистой монополии,
- олигополии,
- монополистической конкуренции.
Рассмотрим их подробнее.
Чистая (абсолютная) монополия.
На таком рынке для покупателя складываются самые худшие условия. При чистой монополии возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными, поскольку альтернативного изготовителя (продавца) просто не существует. Именно так была устроена экономическая жизнь в нашей стране. Огромная доля продукции (особенно сложно-технической) выпускалась здесь всего одним предприятием абсолютным монополистом. Понятно, что в таком случае единственный метод борьбы покупателя со всевластием монополиста-изготовителя просто не покупать товар. Но не всегда этот метод можно использовать. Если покупатель не может обойтись без товара, он вынужден будет его покупать даже ценой отказа от других благ.
Существуют следующие формы монополий: картели, синдикаты, тресты, концерны.
Монополия в отрасли сохраняется, так как существуют барьеры для вступления в монополистическую отрасль.
1 барьер: естественная монополия – это отрасль, где технологические и естественные условия исключают возможность конкуренции (электроэнергия, нефть, газ, метро, РЖД).
2 барьер: эффект масштаба: монопольные отрасли, как правило, представлены очень крупными предприятиями для того, чтобы создать другие предприятия в этой отрасли, способные конкурировать с монополистом, они должны быть не меньшего размера и эффективности. Это требует огромных первоначальных затрат, как правило, это невозможно, поэтому монополия отрасли сохраняется.
3 барьер: собственность монополиста на патенты и научные исследования.
4 барьер: владение и контроль над сырьем-монополистом.
5 барьер: нечестная конкуренция (методы: лишение конкурентов источников сырья, кредитов, снижение цен с целью разорения конкурента, прямое насилие).
В условиях чистой монополии отличают естественные и искусственные монополии.
Конкуренция постоянно порождает монополию. Рассмотрим плюсы и минусы монополизированных отраслей.
Плюсы монополии:
- эффект масштаба,
- больше возможностей
для внедрения научно-
Минусы монополии:
- отсутствие конкуренции,
- монополист всегда производит меньше и по более высокой цене,
- нет стимула
для внедрения научно-
- искусственный дефицит товара,
-отсутствие полной занятости и полного объема производства (не будут использованы полностью материальные, трудовые ресурсы).
Так как отрицательных сторон больше, государство в этих отраслях проводит антимонопольную политику. Есть отрасли с естественными монополиями, подлежащие общественному регулированию – государство в таких отраслях контролирует цены и тарифы на услуги, чтобы не допустить злоупотребления монопольной властью, которое оно предоставило. В условиях искусственных монополий государство проводит жесткую антимонопольную политику.
Монополистическая конкуренция.
Экономисты говорят о возникновении монополистической конкуренции в том случае, когда для удовлетворения одной и той же потребности продавцы начинают предлагать покупателям товары-аналоги различные товары, отличающиеся между собой некоторыми особенностями, но удовлетворяющие одну и ту же потребность покупателей. Например, телевизоры удовлетворяют одну и ту же потребность покупателей желание смотреть телепередачи. Но каждая фирма, изготавливающая телевизоры, предлагает покупателю товары, несколько отличающиеся друг от друга: количеством принимаемых каналов, дизайном корпуса, качеством звука и т.д. При этом определенная марка телевизоров предлагается на рынок только одной фирмой, обладающей патентами на реализованные в этой марке технические решения. Если таких фирм много, то мы имеем дело монополистической конкуренцией. Это тип рыночной ситуации, в которой монополистическая власть каждой фирмы распространяется лишь на изготовление особой разновидности товара, но не на контроль над рынком всех товаров однотипного назначения. Фирмы, при такой конкуренции, выступают в отрасль сравнительно легко, при этом значительный упор делается на рекламу, торговые знаки, марки и т.д. Такой тип конкуренции родился после создания системы защиты авторских прав и прав на товарный знак с помощью патентов. Именно в силу такой правовой защиты прав изготовителя на исключительное владение фирменными названиями и секретами производства другие фирмы не могут выпускать свою продукцию под тем же именем и с точно такими же свойствами, как продукция защищенная патентом. Поэтому каждой фирме приходится выходить в мир конкуренции под собственным именем и со своими разработками.
Информация о работе Конкуренция: понятия, условия, формы и методы