Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:27, контрольная работа
1. Инновационный процесс — это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.
2. Планированию инноваций на ИП присущи принципы, устанавливающие общие правила разработки и эффективного функционирования этой подсистемы в инновационном менеджменте: единство научно-технических, социальных и экономических задач развития; научной обоснованности и оптимальности решений; доминирования стратегических аспектов; комплексности, непрерывности, гибкости и эластичности; бюджетной сбалансированности.
1. Инновационный процесс: сущность и роль.
2. Планирование инвестиционного проекта.
3. Социально-психологические аспекты
инновационного менеджмента
Содержание :
1.Инновационный процесс: сущность и роль.
2. Планирование инвестиционного проекта.
3. Социально-психологические аспекты
инновационного менеджмента
1.Инновационный процесс: сущность и роль.
Инновационный
процесс — это процесс
За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг и обеспечением безаварийной и экономичной работы, а также необходимой ликвидацией устаревшего и созданием вместо него нового производства. На стадии использования осуществляются два одновременно протекающих процесса: непосредственное использование материальных и культурных благ, произведенных на основе научно-технических достижений, а также сервисное обслуживание, включающее технические и организационные мероприятия, обеспечивающие поддержание нового изделия в работоспособном состоянии в течение нормативного срока службы. Период, который начинается с выполнения фундаментальных и прикладных исследований и включает последующую разработку, освоение и применение новой научно-технической идеи, улучшение технико-экономических параметров выпускаемой техники, ее ремонтное и иное обслуживание, а заканчивается моментом, когда эта техника подлежит замене качественно новой, более эффективной, называется жизненным циклом. Каждое звено жизненного цикла относительно самостоятельно, имеет свои закономерности, выполняет специфическую роль. Исходным и определяющим пунктом этого цикла является наука, которая генерирует идеи; техника — следующее звено — материализует эти идеи в определенной системе машин и соответствующей технологии; производство представляет собой сферу использования научно-технических достижений. В жизненном цикле этапы освоения новой техники и организация ее широкого выпуска играют решающую роль в материализации и применении в народном хозяйстве научных открытий. Поэтому их в широком смысле можно назвать внедрением новой техники в производство. Жизненный цикл продукции имеет временное, трудовые и стоимостные оценки, используемые для организации планирования, финансирования и использования научно-технических достижений. В табл. 1.1 приводятся временные и стоимостные затраты ПСНТ по стадиям, а также указываются типы научных организаций, участвующих в этом процессе. При этом следует отметить, что стадии проектирования (Пр) и строительства (С) необязательны. Они связаны, как правило, с реконструкцией заводов, осваивающих новую технику по разработкам ИП. Соотношения затрат по стадиям ПСНТ во многом определяются характером выполняемых работ и спецификой разрабатываемых проблем. Поэтому в скобках данной таблицы приведены данные без учета Пр и С. Инновационный процесс охватывает цикл отработки научно-технической идеи до ее реализации на коммерческой основе. Инновационные процессы в большей степени, чем другие элементы НТП, связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных и коммерческих задач. Следовательно, инновации ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность. Инновационный процесс можно определить как комплекс последовательных работ от получения теоретического знания до использования товара, созданного на основе нового знания, потребителем. Понятие <:инновационный цикл^ предполагает наличие обратной связи между потребителем нового товара и научной сферой. Инновационные циклы могут быть различной протяженности в зависимости от того, к какой стадии научного поиска обращается потребитель с целью совершенствования способа удовлетворения своей потребности. Как известно, на современном мировом рынке технологий основным требованием является минимизация инновационного цикла. В России, наоборот, он продолжает удлиняться. Это произошло еще и потому, что из-за недостаточности финансирования науки имеет место интеллектуальное истощение страны, вызванное в первую очередь эмиграцией многих тысяч ученых, квалифицированных специалистов.
Таблица 1.
Стадии процесса создания новой техники (ПСНТ) |
Фундамен тальные исследования (ФИ) |
Прикладные исследо вания (ПИ) |
Опытно-конструкторские разработки (ОКР |
Проектирование (Пр) |
Строи те льство (С) |
Освоение (Ос) |
Промышленное производство (ПП) |
Научные организации и промышленные пред приятия, участвующие в ПСНТ |
Институты Академии наук |
Отраслевые (вневедомственные ) ИП, промышленные предприятия |
Проектные институты |
Строительно- монтажные организации |
Промышленные предприятия, отраслевые, вневедомственные ИП |
Промышленные и инновационные предприятия | |
Вузы | |||||||
Временная оценка (Т) в годах |
-** |
1-1,1 |
1-1,1 |
0,5-1,0 |
1,0-2,0 |
0,5-1 | |
| |||||||
Затраты (3) в относи тельных единицах при ПИ (НИР) = 1 |
- |
1 |
4,0-5,0 |
0,5-1 |
10,0-20,0 |
01-04" | |
| |||||||
* Вневедомственные ИП — | |||||||
2.Принципы планирования инноваций
Планированию инноваций на ИП присущи принципы, устанавливающие общие правила разработки и эффективного функционирования этой подсистемы в инновационном менеджменте: единство научно-технических, социальных и экономических задач развития; научной обоснованности и оптимальности решений; доминирования стратегических аспектов; комплексности, непрерывности, гибкости и эластичности; бюджетной сбалансированности. Осуществление инновационной деятельности ИП направлено на достижение определенных экономических результатов, задач хозяйственного и финансового развития. При этом как социально-экономическая система ИП должно обеспечить комфортные социальные и психологические условия в коллективе для эффективной творческой деятельности. Поэтому планирование инноваций на ИП должно быть направлено на обеспечение единства и гармонии в научно-техническом, производственном, экономическом и социальном развитии. Это требование находит выражение в составе целевых параметров планирования деятельности ИП, видах разрабатываемых планов, в критериях оценки плановых решений. Принцип научной обоснованности планирования реализуется в условиях, когда оно базируется на учете законов и тенденций научно-технического и экономического развития, учитывает объективные условия и специфические черты конкретного ИП. Уровень научной обоснованности планирования и оптимальности принимаемых решений повышается по мере развития теории инновационного менеджмента и совершенствования методов планирования инноваций. Соблюдение этого важного требования обеспечивается применением современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов осуществления инновационных процессов, использованием методов оптимального планирования экспериментов, оптимизации плановых решений, построения интегрированных систем подготовки и об работки данных. Принцип доминирования стратегических аспектов в планировании вытекает из долгосрочного характера результатов, длительного цикла осуществления инноваций и их жизненной значимости для обеспечения конкурентоспособности ИП. Такая ориентация на отдаленные результаты требует обязательного использования специфических форм стратегического планирования инновационных процессов на ИП и подчинения ему всех других видов оперативного планирования. Комплексность планирования инноваций означает системную увязку всех разрабатываемых на ИП планов. Система планирования инноваций имеет сложную структуру и включает подготовку различных по целевой направленности, уровню разработки и содержанию планов. Требование комплексности означает необходимость учета в планировании инноваций сле дующих аспектов единства и полноты: этапов инновационных процессов; охвата функциональных элементов проектируемых комплексов; учета всех сфер и направлений инновационной деятельности. Реальное воплощение принцип комплексности в планировании инноваций на ИП находит в составе разрабатываемых планов и методах их взаимного согласования. Одним из существенных условий обоснованности планов и методов обеспечения комплексности планирования является бюджетная сбалансированность планов. Соблюдение принципа сбалансированности повышает степень реальности планов и уровень их обеспеченности. Это достигается применением балансового подхода к составлению различных планов, при котором ограниченные ресурсы распределяются по различным исполнителям в соответствии с установленными заданиями. Принцип бюджетной сбалансированности реализуется составлением во всех сферах и на всех уровнях ИП материальных, трудовых, финансовых, энергетических и прочих видов балансов. Принцип гибкости и эластичности планирования инноваций означает требование динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов. При этом гибкость планов характеризует их способность реагировать на проявление случайных факто ров в инновационных процессах, учитывать слабые и сильные стороны ИП, а также способность отражать риски и шансы, свойственные условиям рыночной экономики. Эластичность планирования проявляется в способности сохранять необходимые резервы даже при оптимальных решениях и предусматривать плановые альтернативы. Принцип эластичности имеет особое значение в финансовом планировании инноваций, обеспечении платежеспособности ИП. Реализация принципа гибкости и эластичности исходя из специфики инновационных процессов должна рассматриваться как обязательное условие при проектировании системы планирования инноваций и обусловливаться соответствующими процедурами подготовки и принятия плановых решений. Непрерывность планирования инноваций включает два аспекта: преемственность и взаимосвязь планов различной продолжительности; требование постоянного осуществления плановых расчетов в соответствии с изменяющимися условиями и возникновением отклонений. Планирование инноваций обязательно предусматривает разработку планов различного упреждения во времени: долго-, средне- и краткосрочных. Наличие планов различной продолжительности устанавливает определенную периодичность их формирования, превращающую планирование в непрерывный процесс раз работки, детализации (уточнения), внесения изменений и продления планов. Можно привести следующую диаграмму периодичности планирования инноваций (рис. 2).. Реализация принципа непрерывности находит свое наиболее полное выражение в концепции скользящего планирования, в которой благодаря периодическому продлению планов долгосрочные укрупненные расчеты сочетаются с краткосрочным детальным планированием. Тем самым преимущества долгосрочного планирования дополняются достоинствами детальных краткосрочных планов.
Таблица 2.
Схема периодичности планирования инноваций
Стадия планирования |
Вид плана | ||
краткосрочный |
среднесрочный |
долгосрочный | |
Разработка |
Ежемесячная |
Полугодовая |
Годовая |
Детализация |
-- - |
Годовая |
Годовая |
Корректировки |
---- - |
По необходимости |
По необходимости |
Продление |
Полугодовое |
На год |
На 3 года |
Период планирования |
До 1 года |
До 5 лет |
Свыше 5 лет |
3.Социально-психологические аспекты
инновационного менеджмента.
Социально-психологические аспекты управления инновациями отражают
персональные элементы инновационного менеджмента. На практике это
означает прежде всего регулирование отношений между людьми, возникающих
в процессе выполнения научных исследований, разработок и производственной
деятельности. В инновациях персональные функции менеджмента
приобретают особо важное значение ввиду того, что сам труд в инновационных
процессах носит в значительной степени индивидуальный характер,
отношения между людьми в процессе труда чаще всего персонифицируются,
мотивы и приоритеты в деятельности сотрудников приобретают комплексный
характер. Социально-психологические аспекты управления нередко
становятся решающим специфическим фактором успеха инновационного
предпринимательства. Поэтому их целесообразно выделять в специальные
обособленные функции инновационного менеджмента, которые регулируют
отношения между людьми —
участниками инновационных
находят свое выражение в двух разновидностях функций: делегировании и
мотивации. Обе эти функции позволяют определить состав задач и полномочий
каждого из участников инновационного процесса и сформировать наиболее благоприятные условия его деятельности, стимулирующие получение высоких научно-технических результатов.
Информация о работе Контрольная работа по "Экономике организации"