Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:28, контрольная работа
Экономика природопользования – это раздел экономической науки, направленный на более рациональное и комплексное использование природных ресурсов в результате хозяйственной деятельности человека в целях предотвращения их истощения и экологической безопасности.
Введение……………………………………………………………………...3
Виды и формы управления природопользованием. …………………...5
Принципы социально-экономического развития хозяйственно-природных комплексов и предприятий. ………………………………11
Материальное стимулирование природоохранной деятельности на предприятии……………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………17
Список литературы…………………………………………………………19
- реализация этой функции путем разработки проекта территориального устройства и внедрения его на местности (подготовительные работы, составление, рассмотрение и утверждение проекта, этап перенесения проекта в натуру, оформление документов о вводе объекта);
- контроль за реализацией функции, степенью соблюдения её, устранения нарушений и т.д.
6. Функция контроля за использованием и охраной природных объектов является базовой для всех остальных функций управления в области природопользования, поскольку без контроля за исполнением принятых управленческих решений и принятию мер по выявленным отклонениям все остальные функции не достигнут цели. Управленческая контрольная функция характеризуется следующим образом:
- данная функция распределена между значительным числом государственных уполномоченных органов в сфере охраны окружающей Среды;
- направления контрольных управленческих функций урегулированы специальными нормативно-правовыми актами;
- поскольку деятельность государственных органов, осуществляющих контрольную функцию, и сама процедура этой деятельности урегулирована законом, то в случае нарушения законности вмешивается прокуратура, осуществляющая высший надзор за соблюдением законодательства во всех сферах.
Наряду с государственным контролем немалую роль играет общественный контроль, осуществляемый как общественными организациями, так и гражданами.
7. Функция разрешения споров о праве природопользования обусловлена коллизиями, возникшими в ходе использования гражданами и организациями выделенных им в собственность, владение, пользование и аренду природных объектов. Данная функция разрешения споров реализуется судебными органами государства (судами, арбитражным судом).
• соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
• обеспечение благоприятных
условий жизнедеятельности
• научно обоснованное сочетание
экологических, экономических и
социальных интересов человека, общества
и государства в целях
• охрана, воспроизводство
и рациональное использование природных
ресурсов как необходимые условия
обеспечения благоприятной
• ответственность органов
государственной власти Российской
Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления за
обеспечение благоприятной
• платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
• независимость контроля в области охраны окружающей среды;
• презумпция экологической
опасности планируемой
• обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
• обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
• учет природных и социально - экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
• приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
• допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;
• обеспечение снижения
негативного воздействия
• обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
• сохранение биологического разнообразия;
• обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
• запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой, непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
• соблюдение права каждого
на получение достоверной
• ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
• организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
• участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
• международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
На переходном этапе развития
экономики в хозяйственном
Экономический механизм природопользования имеет определённые инструменты воздействия на материальные интересы природопользователей.
Лимитирование природопользования — плата за сверхлимитное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды в несколько раз превышает плату за использование и загрязнение в пределах установленных предприятию нормативов (лимитов). Платность природопользования — плата за использование практически всех природные ресурсов, за загрязнение окружающей среды, размещение в ней отходов производства и за другие виды воздействия. Внесение платы за использование и загрязнение не освобождает природопользователя от выполнения мероприятии по охране окружающей среды и возмещения ущерба.
Финансирование
Материальное стимулирование природоохранной деятельности — обеспечение выгодности для природопользователей природоохранной деятельности. Материальное стимулирование предполагает применение не только мер поощрения, но и наказания.
Меры материального поощрения:
· установление налоговых льгот (сумма прибыли, с которой взимается налог, уменьшается на величину, полностью или частично соответствующую природоохранным затратам);
· освобождение от налогообложения экологических фондов и природоохранного имущества;
· применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (овощи с пониженным содержанием нитратов, пестицидов, ядохимикатов и других вредных веществ могут стоить дороже, а значит, их выгоднее будет продавать и выращивать);
· применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды (снижение процента за кредит или беспроцентное кредитование).
Меры материального наказания:
· введение специального добавочного налогообложения
экологически вредной продукции и продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий (т.е. такой продукции, потребление или производство которой опасно для здоровья людей и окружающей среды);
· штрафы за экологические правонарушения.
Экономическое стимулирование эффективно в том случае, если соблюдаются следующие условия:
3 = (Рут + Нл + Кл + Цн), (1)
3 = (Пс.и. + Пс.з. + Пс.р. + Ш + Ндоп), (2)
где 3 — затраты природопользователя на природоохранную деятельность;
Рут — прибыль от утилизации отходов;
Нл — льготы по налогообложению;
Кл — кредитные льготы;
Цн — надбавка к цене;
Пс.и. - плата за сверхнормативное использование ресурсов природы;
Пс.з. — плата за сверхнормативное загрязнение окружающей среды;
Пс.р. — плата за размещение отходов в окружающей среде (складирование уловленных в природоохранных аппаратах вредных веществ);
Ш — штрафы;
Ндоп — дополнительное налогообложение.
Элементы формулы (1) должны увеличивать доход, остающийся в распоряжении предприятия в случае проведения эффективной природоохранной деятельности, а элементы формулы (2) — снижать его, когда предприятие пытается экономить на природоохранных затратах. То и другое должно превышать затраты, необходимые для осуществления природоохранной деятельности в достаточном объеме.
Заключение.
Между человеком и окружающей его средой устанавливаются различные связи и отношения, которые дают возможность жить человеку как природному и общественному существу. Однако, в этих связях и отношениях могут происходить изменения, угрожающие жизни человека. Поэтому, на протяжении своей истории люди пытались установить согласие с окружающей средой, чтобы обезопасить условия своего существования. Установление этого согласия определено степенью исторического развития общества и социальными отношениями в нем.
С быстрым развитием
Итак, в основе экономического
развития природопользования лежат
три фактора экономического роста:
природные ресурсы, средства производства
и трудовые ресурсы. В последнее
время экологический фактор стал
все более лимитировать экономическое
развитие. Решение современных
Экологическая проблема поставила человечество перед выбором дальнейшего пути развития: быть ли ему по-прежнему ориентированным на безграничный рост производства или этот рост должен быть согласован с реальными возможностями природной среды и человеческого организма, соразмерен не только с ближайшими, но и с отдаленными целями социального развития.
Экономика природопользования изучает и дает экономическую оценку сложным взаимосвязям, возникающим в процессе природопользования между обществом и природой. Открываются новые направления исследований для принятия научно-обоснованных решений по финансированию, планированию, законодательно-нормативному обеспечению управления социально-экономическими процессами в сфере природопользования.
Список литературы.