Контрольная работа по "Экономике природопользования или основам оценочной деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:28, контрольная работа

Краткое описание

Экономика природопользования – это раздел экономической науки, направленный на более рациональное и комплексное использование природных ресурсов в результате хозяйственной деятельности человека в целях предотвращения их истощения и экологической безопасности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Виды и формы управления природопользованием. …………………...5
Принципы социально-экономического развития хозяйственно-природных комплексов и предприятий. ………………………………11
Материальное стимулирование природоохранной деятельности на предприятии……………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………17
Список литературы…………………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. экон. природопользования.docx

— 38.32 Кб (Скачать файл)

- реализация этой функции путем разработки проекта территориального устройства и внедрения его на местности (подготовительные работы, составление, рассмотрение и утверждение проекта, этап перенесения проекта в натуру, оформление документов о вводе объекта);

        - контроль за реализацией функции, степенью соблюдения её, устранения нарушений и т.д.

6. Функция контроля за использованием и охраной природных объектов является базовой для всех остальных функций управления в области природопользования, поскольку без контроля за исполнением принятых управленческих решений и принятию мер по выявленным отклонениям все остальные функции не достигнут цели. Управленческая контрольная функция характеризуется следующим образом:

- данная функция распределена между значительным числом государственных уполномоченных органов в сфере охраны окружающей Среды;

- направления контрольных управленческих функций урегулированы специальными нормативно-правовыми актами;

- поскольку деятельность государственных органов, осуществляющих контрольную функцию, и сама процедура этой деятельности урегулирована законом, то в случае нарушения законности вмешивается прокуратура, осуществляющая высший надзор за соблюдением законодательства во всех сферах.

Наряду с государственным  контролем немалую роль играет общественный контроль, осуществляемый как общественными  организациями, так и гражданами.

7. Функция разрешения споров о праве природопользования обусловлена коллизиями, возникшими в ходе использования гражданами и организациями выделенных им в собственность, владение, пользование и аренду природных объектов. Данная функция разрешения споров реализуется судебными органами государства (судами, арбитражным судом).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Принципы социально–экономического развития хозяйственно - природных комплексов и предприятий.

• соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

• обеспечение благоприятных  условий жизнедеятельности человека;

• научно обоснованное сочетание  экологических, экономических и  социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения  устойчивого развития и благоприятной  окружающей среды;

• охрана, воспроизводство  и рациональное использование природных  ресурсов как необходимые условия  обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

• ответственность органов  государственной власти Российской Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

• платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

• независимость контроля в области охраны окружающей среды;

• презумпция экологической  опасности планируемой хозяйственной  и иной деятельности;

• обязательность оценки воздействия  на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной  и иной деятельности;

• обязательность проведения государственной экологической  экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и  иную деятельность, которая может  оказать негативное воздействие  на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

• учет природных и социально - экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении  хозяйственной и иной деятельности;

• приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных  комплексов;

• допустимость воздействия  хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;

• обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами  в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических  и социальных факторов;

• обязательность участия  в деятельности по охране окружающей среды органов государственной  власти Российской Федерации, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических  и физических лиц;

• сохранение биологического разнообразия;

• обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к  установлению требований в области  охраны окружающей среды к субъектам  хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление  такой деятельности;

• запрещение хозяйственной  и иной деятельности, последствия  воздействия которой, непредсказуемы для окружающей среды, а также  реализации проектов, которые могут  привести к деградации естественных экологических систем, изменению  и (или) уничтожению генетического  фонда растений, животных и других организмов, истощению природных  ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

• соблюдение права каждого  на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а  также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную  окружающую среду, в соответствии с  законодательством;

• ответственность за нарушение  законодательства в области охраны окружающей среды;

• организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической  культуры;

• участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений  в решении задач охраны окружающей среды;

• международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Материальное стимулирование природоохранной деятельности на   предприятии.

На переходном этапе развития экономики в хозяйственном механизме  природопользования все большую значимость приобретает его экономический блок, -  экономический механизм, который охватывает все виды экономического стимулирования рационального природопользования методами позитивной и негативной мотивации, инвестирование природоохранных мероприятий, ценообразование в природоохранной деятельности, финансовое и налоговое регулирование и т.п. Экономический механизм природопользования — это совокупность экономических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их взаимодействия с природной средой.

Экономический механизм природопользования имеет определённые инструменты воздействия на материальные интересы природопользователей.

Лимитирование природопользования — плата за сверхлимитное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды в несколько раз превышает плату за использование и загрязнение в пределах установленных предприятию нормативов (лимитов). Платность природопользования — плата за использование практически всех природные ресурсов, за загрязнение окружающей среды, размещение в ней отходов производства и за другие виды воздействия. Внесение платы за использование и загрязнение не освобождает природопользователя от выполнения мероприятии по охране окружающей среды и  возмещения ущерба.

Финансирование природоохранных  мероприятий —  предоставление денежных средств на природоохранные  мероприятия. Источниками финансирования могут  быть  собственные средства предприятий (в основном прибыль),  бюджетные  средства, банковские кредиты, экологические  фонды и другие источники. Создание экологических фондов является одним из новых экономических методов управления в природопользовании. Под фондами понимаются как учреждения, призванные оказывать какую-либо материальную помощь, так и сами денежные материальные средства, а также их источники. Например, в экологические фонды поступают платежи всех предприятий за природопользование, а потом эти средства выдаются на проведение самых неотложных и дорогостоящих природоохранных мероприятий. Кроме того, предприятия могут делать взносы в фонды экологического страхования. В этом случае, если произойдет какое-либо экологическое ЧП, и предприятие должно будет платить большой штраф и возмещать нанесенный ущерб, страховой фонд поможет ему.

Материальное стимулирование природоохранной деятельности — обеспечение выгодности для природопользователей природоохранной деятельности. Материальное стимулирование предполагает применение не только мер поощрения, но и наказания.

Меры материального поощрения:

·                    установление налоговых льгот (сумма прибыли, с которой взимается налог, уменьшается на величину, полностью или частично соответствующую природоохранным затратам);

·      освобождение от налогообложения экологических фондов и природоохранного имущества;

·      применение поощрительных цен и надбавок на эколо­гически чистую продукцию (овощи с пониженным содержанием нитратов, пестицидов, ядохимикатов и других вредных веществ могут стоить дороже, а значит, их выгоднее будет продавать и выращивать);

·      применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды (снижение процента за кредит или беспроцентное кредитование).

            Меры материального наказания:

·      введение специального добавочного налогообложения

экологически вредной продукции и продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий (т.е. такой продукции, потребление или производство которой опасно для здоровья людей и окружающей среды);

·      штрафы за экологические правонарушения.

            Экономическое стимулирование эффективно в том случае, если соблюдаются следующие условия:

 

3 = (Рут + Нл + Кл + Цн),                                           (1)

3 = (Пс.и. + Пс.з. + Пс.р. + Ш + Ндоп),                                 (2)

где 3 — затраты природопользователя на природоохранную деятельность;

Рут — прибыль от утилизации отходов;

Нл — льготы по налогообложению;

Кл — кредитные льготы;

Цн — надбавка к цене;

Пс.и. - плата за сверхнормативное использование ресурсов природы;

Пс.з. — плата за сверхнормативное загрязнение окружающей среды;

Пс.р. — плата за размещение отходов в окружающей среде (складирование уловленных в природоохранных аппаратах вредных веществ);

Ш — штрафы; 

Ндоп — дополнительное налогообложение.

Элементы формулы (1) должны увеличивать доход, ос­тающийся  в распоряжении предприятия в  случае проведения эффективной природоохранной  деятельности, а элементы формулы (2) — снижать его, когда предприятие  пытается экономить на природоохранных  затратах. То и другое должно превышать  затраты, необходимые для осуществления  природоохранной деятельности в  достаточном объеме.

 

Заключение.

Между человеком и окружающей его средой устанавливаются различные  связи и отношения, которые дают возможность жить человеку как природному и общественному существу. Однако, в этих связях и отношениях могут происходить изменения, угрожающие жизни человека. Поэтому, на протяжении своей истории люди пытались установить согласие с окружающей средой, чтобы обезопасить условия своего существования. Установление этого согласия определено степенью исторического развития общества и социальными отношениями в нем.

С быстрым развитием производственных сил с середины прошлого века не только выросло влияние человека на природу, но и усилились последствия  потребительского отношения человека к природе как к чему-то стороннему, «вне чего он находится». Негативизм этих последствий особенно возрос в 60-е  годы нашего века. Но вместе с тем  увеличилось и понимание людей. Постепенно созрело сознание, что  люди не являются безграничными царями природы и что нарушение экологического равновесия в природе, происшедшее  под влиянием человеческой деятельности по освоению природы, может привести к угрозе самой жизни на Земле.

Итак, в основе экономического развития природопользования лежат  три фактора экономического роста: природные ресурсы, средства производства и трудовые ресурсы. В последнее  время экологический фактор стал все более лимитировать экономическое  развитие. Решение современных экологических  проблем тесно связано с проблемами экономическими. Эколого-экономическая  проблематика определяет не только эффективность  функционирования всех видов и форм хозяйственной деятельности, но и  принципиальные условия благополучного существования каждого человека.

Экологическая проблема поставила  человечество перед выбором дальнейшего  пути развития: быть ли ему по-прежнему ориентированным на безграничный рост производства или этот рост должен быть согласован с реальными возможностями природной среды и человеческого организма, соразмерен не только с ближайшими, но и с отдаленными целями социального развития.

Экономика природопользования изучает и дает экономическую  оценку сложным взаимосвязям, возникающим  в процессе природопользования между  обществом и природой. Открываются  новые направления исследований для принятия научно-обоснованных решений  по финансированию, планированию, законодательно-нормативному обеспечению управления социально-экономическими процессами в сфере природопользования.

 

 

Список литературы.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике природопользования или основам оценочной деятельности"