Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 20:54, контрольная работа
История человеческой цивилизации насыщена разного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Возникающие государственности тоже можно рассматривать как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов. В древнейших законах жестокого царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) содержатся десятки способов разрешения конфликтных ситуаций. По преданию царь Соломон (965 – 928 гг. до н.э.) прославился благодаря мудрости и умению избегать и разрешать конфликты.
Введение………………………………………………………………….……3
Становление и развитие конфликтологии как научно- прикладной дисциплины…..……………………………………………………………..4
Теоретико-методологические основы конфликтологии……………10
Основные этапы развития конфликтологии…………………………...13
Заключение……………………………………………………………………15
Список используемой литературы…………………………………………..16
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………..16
Конфликты – одно из важнейших
явлений современной социальной и политической
жизни. Всем хорошо известно, что жизнь
человека в обществе сложна и полна противоречий,
которые часто приводят к столкновению
интересов как отдельных людей, так больших
и малых социальных групп.
Конфликт (от лат. «confluctus») означает
столкновение сторон, мнений, сил.
История человеческой цивилизации
насыщена разного рода конфликтами. Одни
конфликты охватывали целые континенты
и десятки стран и народов, другие вовлекали
большие и малые социальные общности,
третьи происходили между отдельными
людьми. С древнейших времен люди пытаются
решить возникающие противоречия и мечтают
о бесконфликтном обществе. Возникающие
государственности тоже можно рассматривать
как стремление создать универсальный
механизм для предотвращения и разрешения
конфликтов. В древнейших законах жестокого
царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.) содержатся
десятки способов разрешения конфликтных
ситуаций. По преданию царь Соломон (965
– 928 гг. до н.э.) прославился благодаря
мудрости и умению избегать и разрешать
конфликты.
На протяжении веков лучшие
умы человечества создавали теоретические
модели бесконфликтного общества, а порой
пытались воплотить их в реальную жизнь.
К великому сожалению, все заканчивалось
неудачей и порождало еще более жестокие
конфликты.
Сегодня конфликты – повседневная
реальность. Возможно, 21 век поставит человечество
перед альтернативой: либо он станет веком
конфликтности, либо он будет последним
веком в истории цивилизации. Конфликты
в 20 в. стали основной причиной гибели людей.
Две мировые войны, локальные военные
конфликты, террор тоталитарных режимов,
вооруженная борьба за власть, убийства,
самоубийства, несогласия, противоречия
между отдельными людьми – все эти виды
конфликтов по самой приближенной оценке
унесли в прошлом столетии до 300 миллионов
человеческих жизней. Медленное, но неудержимое
совершенствование оружия массового поражения,
испытание ядерного оружия свидетельствуют
о возрастании опасности войны с применением
этого оружия. Внутриполитическая борьба
– один из решающих факторов развития
большинства государств. Конфликты в организациях
нередко оказывают определяющее влияние
на качество их деятельности. Согласие
в семье и с самим собой важнейшее условие
счастливой жизни каждого человека.
Все это говорит о решающей роли
конфликтов в жизни отдельного человека,
семьи, организации, государства, общества
и человечества в целом.
1.1. Становление и развитие конфликтологии как научно- прикладной дисциплины.
Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, развившейся на стыке многих наук. Как относительно самостоятельная наука и учебная дисциплина она сложилась лишь к середине XX в.
Возникновению конфликтологии как самостоятельной теории и практики в 50-60 годы прошлого столетия предшествовал длительный период формирования, накопления и развития конфликтологических идей и взглядов, сначала в рамках философии, а позднее – социологии, психологии, политологии и других наук. Исследования в области социологии конфликта и особенно в области психологии конфликта способствовали развитию конфликтологической практики. Ее становление происходит в 70-е годы XX в. В 80-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. В 1986г. в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. До определенного времени практика обходилась без специальных знаний о конфликтах.
Первые попытки проникнуть в глубинные причины социальных столкновений, теоретически осмыслить, обобщить накопленный опыт относятся к с. I тыс. до н.э. Впервые предметом научного познания стали конфликты между государственной властью и обществом, отдельными социальными группами. Позже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этнонациональные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец, в обществе возникает потребность в систематическом анализе всех
существенно значимых конфликтных отношений, их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Последнее было продиктовано самой природой современного общества, способного к нормальному функционированию и развитию, только в условиях целенаправленно регулируемым и сознательно
управляемым.
С учетом того, что конфликтология прошла сложный и длительный путь становления и развития важно проанализировать эволюцию научных воззрений на конфликт. Историю этого пути можно разбить на несколько периодов: древнейший, средние века, эпоху Возрождения, I пол. XIX в., II пол. XIX в. – н. XX в. и современный период.
Издавна была найдена связь объяснения конфликтов с пониманием сущности самого человека и общества. Поэтому корни конфликтологии уходят в глубокую древность, к истокам социальной философии.
Особого внимания заслуживают воззрения древнекитайских мыслителей. Важное место среди них принадлежит Конфуцию (551-479гг. до н.э.). Знаменитый мудрец Древнего Китая в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты, порождают, в первую очередь, неравенство и несхожесть людей. Источник конфликтов мыслитель усматривал в делении людей на «благородных мужей» и простолюдинов («малых людей»). Для благородных мужей основу взаимоотношений составляет порядок,
а для малых людей – выгода. Самому Конфуцию были чужды по крайней мере четыре недостатка:
«склонность к домыслам, излишняя категоричность, упрямство, себялюбие».
В одно время с Конфуцием попытку рационально осмыслить природу конфликта предпринял древнегреческий философ-диалектик Гераклит (ок. 520-460гг. до н.э.). Он считал, что в мире все рождается через вражду и распри. Конфликты представлялись ему как важное свойство, непременное условие
общественной жизни, т.к. противоборство, в том числе и война, есть «отец всего и царь всего». Одним она определила быть богатыми, другим – простыми людьми, одних сделала рабами, других – свободными.
Идеи Гераклита о конфликтах и борьбе как основе всех вещей разделяли и другие философы-материалисты древности (Эпикур, Платон, Демокрит, Аристотель). Их достижения послужили идейной основой современной конфликтологии. В отличие от Гераклита, по сути дела оправдывавшего войну,
Платон (ок. 427-347гг. до н.э.) осуждал ее, рассматривая как величайшее зло. Аристотель (384-322гг. до н.э.) так же, как и Платон, полагал, что человек по природе своей существо общественное; отдельный человек представляет собой лишь часть более широкого целого-общества; заложенное в человеке общественное начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. Согласно позиции Аристотеля, мужчина и женщина имеют разную природу и не могут быть равны.
У Аристотеля можно встретить интересные конфликтологические идеи, связанные с государственным устройством. Он утверждал, что государство является инструментом примирения людей. Человек вне государства, по его мнению, агрессивен и опасен.
Не меньший интерес представляют социально-этические и правовые идеи Демокрита (ок. 460-370 гг. до н.э.), который указывал, что «законы не запрещали бы каждому жить по своему вкусу, если бы каждый не вредил один другому, ибо зависть способствует началу вражды».
Важнейшей особенностью конфликтологических идей, получивших свое развитие во взглядах средневековых мыслителей, явилось то, что в основном они носили религиозный характер.
Конфликтологические взгляды Аврелия Августина (354-430гг.), Фомы Аквинского (1225-1274гг.) можно обнаружить в их рассуждениях о царстве философского познания и богословия, о единстве человеческой и божественной истории, протекающей одновременно в противоположных и неразделимых сферах, о человеческом бытии и Боге и многих других.
Характерной чертой взглядов мыслителей эпохи Возрождения на проблему конфликта является то, что они сформировались в результате развития идеи древнегреческой философии о величии человеческого разума, о его роли в познании окружающего мира. Николай Кузанский (1401-1464гг.), Николай Коперник (1473-1574гг.), Джордано Бруно (1548-1600гг.), Никола Макиавелли (1469-1527гг.), несмотря на то, что многие из них подвергались репрессиям со стороны церкви, верили в силу человека, его разум и гармонию, способность преодолеть социальные конфликты.
XVI-XVII вв. стали периодом социально-
примеру, Томас Мор (1478-1535гг.), Эразм Роттердамский (1469-1536гг.), Фрэнсис Бэкон (1561-1626гг.), Томазо Кампанелла (1568-1639гг.) и другие гуманисты выступали с резкой критикой средневековой смуты, социальных беспорядков и кровопролитных междоусобиц. Они провозглашали мир и согласие между людьми, признавая их решающим фактором развития общества. Т.Мор в своем трактате «Золотая книга» (1516г.) описывает идеальное государство Утопия. Здесь и женщины, и мужчины принимают участие в
общественно-полезном труде, занимаются науками и искусствами. (3)
Все это создавало предпосылки к системному подходу в познании явлений окружающего мира и в том числе, в изучении конфликтов. Томас Гоббс (1588-1679гг.), Дж.Локк (1632-1704гг.), Жан-Жак Руссо (1712-1778гг.), Адам Смит (1723-1790гг.) и другие мыслители Нового времении, эпохи Просвещения в
своих трудах высказывали мысли о конфликтах. Они полагали, что человек есть отдельное самоценное существо, для которого другие люди – только среда его обитания. Интересна в этом смысле концепция Т.Гоббса о естественном состоянии общества как «война всех против всех», в котором люди выступают в качестве либо партнеров, либо врагов. Невозможность же реально удовлетворить все притязания создает в отношениях между людьми конфликтные ситуации.
Конец XVIII в. стал периодом окончания накопления знаний о конфликтах. I пол. XIX в. – это начало становления конфликтологии как науки. Преимущественно эмпирическое восприятие конфликтов длилось долго. По-настоящему научный подход к ним проявился только со второй четверти XIX в. Именно с этого времени конфликты выдвигаются в ряд предметов для специального изучения. На этом этапе развития конфликтологии особую ценность представляют взгляды представителей классической немецкой философии – Иммануила Канта (1724-1804гг.), Георга Гегеля (1770-1831гг.), Людвига Фейербаха (1804-1872гг.) и других. В своих трудах они акцентировали внимание на самых острых социальных проблемах того времени, в частности, проблемах войны и мира.
Борьба, конфликтные столкновения представлялись не просто возможными, а неизбежными явлениями человеческого бытия. Вслед за теорией биологической эволюции Ч.Дарвина, появился так называемый социальный дарвинизм, сторонники которого объясняли развитие общества биологическими
законами естественного отбора наиболее приспособленных к выживанию и борьбы за существование.
II пол. XIX – н. XX вв. – этот период занимает исключительное место в становлении конфликтологии как относительно самостоятельной теории, которое было обусловлено следующими факторами: к этому времени был накоплен достаточно большой объем информации по проблеме конфликта; это время
характеризовалось сильнейшими социальными потрясениями-войнами, экономическими кризисами, социальными революциями и т.п.; в этот период возникает целый ряд новых наук и концепций, которые коренным образом изменили человеческие возможности социального познания.
Фундамент конфликтологии закладывался с участием основателей социологии Огюста Конта (1798-1857гг.), Герберта Спенсера (1820-1903гг.), Карла Маркса (1818-1883гг.) и других. Их труды стали как общетеоретической базой конфликтологии, так и методологическим руководством для разработки
практических приемов анализа, оценки и разрешения социальных конфликтов. Так, Г.Спенсер последовательно отстаивал взгляд на общество как на единый организм, целостную систему, каждая часть которой выполняет присущие ей специфические функции. Ориентируясь на принцип борьбы за
существование, он считал состояние противоборства, конфликты универсальными, усматривал в них всеобщий закон общественного развития, который обеспечивает равновесие не только в пределах отдельно взятого общества, но также между всем социумом и его природным окружением. При этом Спенсер
сформулировал существенной важности положения того методологического подхода к анализу общественных явлений, который в социологии определяется как функционализм.
К.Маркс, как известно, истолковывал развитие общества с материалистических позиций. И хотя он не был основоположником теории конфликтов как специального научного направления, в его концепции социального детерминизма общество предстает как целостная интегральная система. В данной системе главенствующую роль играет экономика. Изменение социальной системы означает переход ее из одного качественного состояния в другое как результат разрешения противоречий, скопившихся в ходе поступательного развития общества. Доминирующей формой конфликта по К.Марксу выступает борьба классов, характерная для всей истории человечества.
Идеи классиков, заложивших основы конфликтологии были восприняты и развиты следующими поколениями представителей наук об обществе. Среди них Вильгельм Вундт (1832-1920гг.), Георг Зиммель (1858-1918гг.), Эмиль Дюркгейм (1858-1917гг.), Макс Вебер (1864-1920гг.), Зигмунд Фрейд (1856-1939гг.) и другие. Представители разных направлений единодушно признавали важную роль конфликтов в жизнедеятельности общества, однако их подходы к конфликтам отличаются своими расхождениями.
Так, Э.Дюркгейм ставил знак равенства между общественным состоянием и социальной солидарностью. Он считал, что конфликт – универсальное явление социальной жизни, но не менее универсальны сотрудничество, взаимообмен и сплоченность людей. Наибольшее значение в сближении людей имеет не интерес, а нравственное самосознание, понимание человеком своих прав и обязанностей.