Контрольная работа по рынку ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 11:31, контрольная работа

Краткое описание

В России к ценным бумагам относят акции, облигации, депозитный и сберегательный сертификаты, чеки, векселя, различные государственные ценные бумаги, приватизационные чеки (ваучеры), опционы, фьючерсы и другие документы.
Рассматривая развитие рынка ценных бумаг в историческом аспекте, можно выделить несколько периодов. Во-первых, дореволюционный (до 1917 г.), затем советский период (с нэпа и последующие годы) и, наконец, современный этап, начавшийся с приватизации государственной собственности.

Содержание

Возникновение и развитие рынка ценных бумаг в Российской Империи…3
Тестовые задания……………………………………………………………..20
Задача…………………………………………………………………….……21
Список литературы…………………………………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

!КР РЦБ.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

 

Возникновение и развитие рынка ценных бумаг в Российской Империи…3

Тестовые задания……………………………………………………………..20

Задача…………………………………………………………………….……21

Список литературы…………………………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение и развитие рынка ценных бумаг в Российской Империи.

В России к ценным бумагам относят акции, облигации, депозитный и сберегательный сертификаты, чеки, векселя, различные государственные ценные бумаги, приватизационные чеки (ваучеры), опционы, фьючерсы и другие документы.[4]

Рассматривая развитие рынка ценных бумаг в историческом аспекте, можно выделить несколько периодов. Во-первых, дореволюционный (до 1917 г.), затем советский период (с нэпа и последующие годы) и, наконец, современный этап, начавшийся с приватизации государственной собственности.

Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с условиями их формирования, есть и некоторые общие черты, которые позволяют лучше понять и оценить современные процессы развития фондового рынка.

Рынок ценных бумаг, функционировавший в Российской империи, играл важную роль в экономической жизни страны. Он был непосредственно связан с состоянием промышленности, сельского хозяйства, транспорта и вообще с политико-экономическим и финансовым положением России.

Его возникновение и становление говорило о том, что Россия плавно входила в круг развитых промышленных держав, поднималась на новый уровень социально-экономического развития, требовавшего аккумуляции денежных накоплений промышленников, купцов, банков, обычных граждан и направления этих средств на производительное потребление.

Исторической точкой отсчета возникновения Российскою фондового рынка можно считать 1769 г., когда в Амстердаме был размещен первый выпуск Российского государственного займа.

Первоначально потребности государства в необходимых финансовых ресурсах удовлетворялись большей частью за счет распространения крупных государственных займов на иностранных рынках. Собственно на российском рынке государственные долговые бумаги появились значительно позже, лишь сорок лет спустя, в 1809 г.

Успешное размещение первых займов положило начало регулярному использованию этого источника финансирования государственной казны.

В 30-х годах на фондовом рынке появляются в обращении акции и облигации частных компаний, выпуск и обращение которых регулировались принятым в 1836 г. Законом о промышленных обществах. [7]

В декабре 1836 г. император Николай I утвердил "Положение о компаниях на акциях", которому было суждено стать первым в Европе общим законом об акционерных обществах. Например, общее акционерное законодательство появилось в Пруссии в 1843, в Англии - в 1844, во Франции - в 1856 г. Тем не менее, отметим, что терминология российского законодательства в отношении акционерных обществ не была однообразной. Оно называло их товариществами, обществами, компаниями с добавлением на акциях, по участникам, на паях. Кроме того, на практике сложилась такая ситуация, когда уставы отдельных акционерных обществ стали выступать в роли специальных законов и отчасти заменили общее законодательство. 
Сопоставление положений закона и частных уставов показывает целый ряд принципиальных отличий. По общему закону:

  1. Взносы за акции могли быть только денежными и собирались по публичной подписке, проводившейся по всей стране, от имени и на риске в случае неудачи, по крайней мере, двух учредителей. Имущественные вклады не допускались;
  2. Акции могли быть только именные;
  3. Исключалась возможность ограничения акционера в "свободном распоряжении своими акциями наравне со всяким движимым имуществом";
  4. Запрещалось подвергать акционера какому-либо дополнительному платежу;
  5. Не допускались личные формы акционерных предприятий;
  6. Деятельность учредителей должна была быть открытой и доступной проверке, она поставлена под контроль и влекла за собой их круговую (солидарную) ответственность, чем и объяснялась необходимость иметь не менее двух учредителей;
  7. Не предусматривался выпуск облигаций.

В частных уставах встречались следующие отступления:

  1. При образовании уставного капитала преобладали имущественные вклады, составлявшие главным образом тот эквивалент, на который выдавались акции вновь создававшихся компаний;
  2. Допускались предъявительские акции при условии, что они не будут называться паями;
  3. Допускалось ограничение прав акционера по распоряжению своими акциями, что было особенно важно для семейных предприятий;
  4. Акционера могли поставить перед необходимостью проведения дополнительных платежей;
  5. Разрешалось создание акционерных компаний одним учредителем;
  6. Деятельность учредителей стала тайной, ответственность их устранена;

выпуск облигаций мог быть разрешен любому предприятию.[8]

Однако их оборот по сравнению с государственными процентными бумагами и аналогичными бумагами на западном фондовом рынке был незначителен, что, в общем-то, соответствовало определенному уровню развития капитализма в России в тот период.

Реформы третей четверти прошлого века создали предпосылки для появления на фондовом рынке долговых обязательств местных органов власти. Их появление диктовалось острой нехваткой средств для развития местной культурно-хозяйственной жизни.

Государственные бумаги выпускались правительством как именные, так и на предъявителя.

С 1906 г. владелец предъявительских облигаций государственных займов получал возможность заменить их на именные облигации или так называемые удостоверения именной записи.

Обращение предъявительских ценных бумаг в именные и наоборот производила Государственная комиссия погашения долгов. Для поощрения развития именных бумаг при превращении предъявительских в именные все расходы относились на казенный счет, а при обратном превращении — на счет владельца бумаги.

Торговля ценными бумагами осуществлялась на товарных биржах и через Государственный банк России. Продажа государственных облигаций проводилась главным образом через Государственный банк при активном посредничестве коммерческих банков. Первоначально операции с ценными бумагами на биржах осуществлялись в соответствии с правилами биржевой торговли, конкретных бирж.

Согласно правилам биржевая публика фондового отдела состояла из:

• действительных членов;

• постоянных посетителей;

• гостей.

Категория постоянных членов биржи подразделялась на две группы лиц – служащих биржи и клиентов биржи.[7]

Все категории посетителей биржи должны были иметь особые входные билеты (или заменявшие их документы), выдаваемые администрацией биржи; но в то время как одни из посетителей за право входа на биржу ничего не платили, другие это право оплачивали особыми сборами в пользу биржи.

Случайные посетители, как правило, не принимали участия в торгах, но это не означает, что они были лишены этого права.

Нельзя не отметить, что все-таки на российских биржах присутствовали определенные категории лиц, которые к торгам не допускались.[6]

 Первоначально такие группы  определялись в неформальном  порядке, но впоследствии в уставы  бирж были внесены соответствующие поправки. Обобщая их, можно определить следующий круг лиц, не допускавшихся к биржевой торговле:

  • лица, подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденого или полученного посредством обмана имущества или ростовщичество, когда они судебным приговором не оправданы;
  • лица, находящиеся под следствием или судом по обвинению в вышеперечисленных деяниях;
  • лица, подвергшиеся несостоятельности (банкротству) впредь до определения свойств ее, а из лиц, дела которых по несостоятельности окончены, все несостоятельные, кроме признанных несчастными (то есть обанкротившихся в силу обстоятельств, а не злого умысла);
  • недееспособные лица, дела которых ведут опекуны.[5]

Кроме того, фондовый отдел посещался представителями Министерства финансов, как для осуществления надзора, так и для осуществления сделок с фондами и валютой за счет государственного банка и государственного казначейства.

Несмотря на то, что указанное правило было отменено законом в 1893 г., срочная торговля на российских биржах так и не получила широкого распространения.

Высшим органом управления фондового отдела биржи являлось общее собрание действительных членов, состав совета утверждался Министерством финансов, которое к тому же оставляло за собой право изменять состав совета по своему усмотрению.

Совет фондового отдела определял распорядок собраний, издавал правила биржевых сделок, определял маклерскую таксу, разрешал возникающие при сделках споры, принимал решения о допущении ценных бумаг к котировке.

Международный политический кризис в 1914 г., приведший к началу первой мировой войны, вызвал небывалую панику на европейских биржах. В течение нескольких дней после объявления войны прекратили операции с ценными бумагами российские биржи. Операции с ценными бумагами оказались дезорганизованными.

С конца 1914 г. в Петербурге, а также в Москве и Киеве начали проходить частные биржевые собрания для осуществления сделок с ценными бумагами. Массовый характер они стали принимать в Петербурге весной и летом 1915 г. в помещениях биржи и некоторых крупных акционерных банков. В конце 1916 г. началось некоторое оживление на фондовом рынке, что явилось неожиданным для правительства.[7]

Открытие официальной фондовой биржи оттягивалось Министерством финансов в ожидании решения принципиальных вопросов правительственной политики в отношении частных эмиссии и стабилизации конъюнктуры на фондовом рынке. В январе 1917 г, вновь была открыта Петербургская фондовая биржа. Временным правительством воспрещались срочные сделки - объектом сделок могли быть только цепные бумаги, круг участников биржевых собраний ограничивался («гости» не допускались, иностранные подданные — только с разрешения Министерства финансов). Нестабильная политическая ситуация привела к тому, что биржа просуществовала всего месяц.

После революции рынок ценных бумаг фактически прекратил свое существование.

Декретом советского правительства уже 23 декабря 1917 г, были запрещены все операции с ценными бумагами и в начале 1918 г. были аннулированы государственные займы.

С переходом к нэпу были сняты ограничения на частную предпринимательскую деятельность, появились государственные и смешанные акционерные общества. Государство прибегало к акционированию предприятий для привлечения частного капитала.

В период нэпа товарные биржи и фондовые отделы при биржах существовали с 1921 по 1930 г. Организация фондовых бирж в СССР была предусмотрена постановлением ВЦИК и СНК о валютных операциях.

Ценности, находившиеся в обороте, например царские десятки, иностранные ценности и другие, по соображениям экономической политики не были допущены на биржу.

Это обусловило возникновение внебиржевого рынка, на котором к тому же осуществлялись активные спекулятивные операции и с отечественной валютой.

Фондовые отделы находились в ведении Наркомфина, который устанавливал правила совершения сделок и осуществлял надзор за их деятельностью. Органами управления фондового отдела являлись общее собрание членов отдела, совет фондового отдела и ревизионная комиссия.

Членами фондового отдела бирж и их постоянными посетителями могли быть представителями  Наркомфина, НКВТ и Госбанка, а также кредитные учреждения, кооперативные союзы, крупные частные торговые и промышленные предприятия, которым по закону было предоставлено право производить фондовые биржевые операции.

Несмотря на большое сходство во внешних формах организации фондовых отделов в России до революции и в период нэпа, их экономическая природа была различна. Они являлись не объектом регулирующего воздействия, а органами регулирования валютно-фондового рынка, выражением регулирующей воли государства.

В рамках централизованного управления экономикой распределение материальных и финансовых ресурсов совершалось преимущественно государственными органами разных уровней. При этом пропорции в распределении материальных ресурсов предопределяли направления движения денежных средств.

Государство могло через регулирование оплаты труда и цен, налоги, свободный доступ к ссудному фонду Центрального банка, налично-денежную и кредитную эмиссию привлекать средства для реализации своих программ, поэтому оно не испытывало острой потребности в налаживании реального рынка собственных долговых обязательств. И, тем не менее, возрождение рынка ценных бумаг в период нэпа произошло за счет расширения государственного кредита и формирования рынка государственных бумаг.

Информация о работе Контрольная работа по рынку ценных бумаг