Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:06, реферат
Корпоративная социальная ответственность считается современной философией бизнеса, выражающейся в форме добровольного решения компаний финансировать за счет своей прибыли социально значимые программы. Новый формат отношений бизнеса и общества начал складываться в начале 30-х годов прошлого века в США во время Великой депрессии. По инициативе тогдашнего президента страны Теодора Рузвельта был создан специальный надзорный орган, задачей которого являлось недопущение ущемления прав наемных работников и контроль за заключением коллективных договоров между администрацией предприятий и профсоюзами.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
1 ВНЕШНИЙ ВИД КОРПОРАТИВНО СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УКРАИНЕ………………………………………….4
2 ИНТЕНСИВНОСТЬ И ПРИОРИТЕТЫ……………………………….....6
3 ПРАКТИКИ КСО………………………………………………………….9
4 ПЕРСПЕКТИВЫ КСО……………………………………………………12
5 РЕЙТИНГ КСО УКРАИНСКИХ КОМПАНИЙ………………………..13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………14
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
3 ПРАКТИКИ КСО………………………………………………………….9
4 ПЕРСПЕКТИВЫ КСО……………………………………………………12
5 РЕЙТИНГ КСО УКРАИНСКИХ КОМПАНИЙ………………………..13
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Корпоративная социальная ответственность
считается современной
Сейчас КСО рассматривается собственниками и топ-менеджментом корпораций как часть общей стратегии, направленной на обеспечение стабильности бизнеса и повышение стоимости активов. Это достигается за счет постоянного информирования целевых групп компании – сотрудников, инвесторов, акционеров, деловых партнеров, общественных организаций, членов территориальных сообществ, представителей власти, СМИ – об особенностях ведения бизнеса и налаживания с ними постоянной связи. Такая политика наряду с расходами на поддержку программ КСО приносит компаниям определенного рода дивиденды. Например, инвестфонды США и Великобритании еще в 80-х годах прошлого столетия начали учитывать при формировании своих портфелей уровень социальной ответственности компаний–эмитентов ценных бумаг. А согласно ряду исследований, в развитых странах около 30% граждан при прочих равных условиях, принимая решение о приобретении товара, делают выбор в пользу продукции производителя с имиджем социально ответственного.
Систематизированная информация обо всех программах КСО содержится в подготавливаемых компаниями специальных нефинансовых отчетах, или, как их еще называют, социальных отчетах. В скандинавских странах и Франции выпуск нефинансовых отчетов предписывается законодательством. Так как практика КСО в основном является добровольным обязательством компаний, единых стандартов отчетности не существует. В результате в настоящее время в мире есть около трех десятков различных стандартов нефинансовой отчетности. Подготовка годового соцотчета в зависимости от размера компании, особенностей ее бизнеса, наличия или отсутствия аудиторского подтверждения (верификации) обходится в сумму от $100 тыс. до $1 млн. В Украине для составления и публикации социальных отчетов компании расходуют на порядок меньшие суммы.
В украинских компаниях система управления корпоративной социальной ответственностью (КСО) только начала появляться. Среди тех компаний, которые в нашей стране серьезно занимаются этими вопросами, много международных, так как им не пришлось создавать свою стратегию КСО – в разных странах мира она складывалась на протяжении десятилетий.
В Украине появилось не так много компаний, внедряющих корпоративную социальную ответственность, но их программы стали более системными.
Понимание социальной ответственности
На протяжении последних пяти лет значительно изменился уровень информированности о социальной ответственности (СО) в зависимости от того, крупная или мелкая компания, в каком регионе она находится и какова сфера ее деятельности. Прослеживается прямая зависимость: чем больше предприятие, тем выше уровень информированности.
Как и прежде, большинство структур к социальной ответственности относят благотворительную помощь обществу, развитие собственного персонала и честное ведение бизнеса (рис. 1). Как и в 2005 году, только треть компаний ассоциируют СО с экологическими проектами и участием в региональных программах развития. Наименьшее количество предприятий относят к социальной ответственности такой ее аспект, как открытость компании.
Компаний, считающих, что бизнес должен
активно участвовать в решении
социальных и экологических проблем,
по сравнению с2005 годом стало
вдвое больше. Это может свидетельствовать
о том что: во-первых, социальная
ответственность получает признание
со стороны отечественных
В течение последних лет
интенсивность внедрения
Среди основных факторов, побуждающих компании внедрять СО, на первом месте - моральные соображения и внутреннее побуждение (рис. 2). Однако не менее значимыми являются также рост продаж компании, копирование действий конкурентов и запрос со стороны органов местной власти. Приоритетность факторов не изменилась, тем не менее вдвое возросло количество компаний, для которых конкурентоспособность стала довольно весомой.
Основные факторы, влияющие на внедрение КСО, % опрошенных компаний (рис. 2)
Как и в 2005 году, политика социальной ответственности украинских компаний прежде всего направляется на сотрудников и потребителей. Преобладающую часть мероприятий по социальной ответственности можно отнести к трудовым практикам: это развитие собственного персонала, отказ от использования принудительного и детского труда, отсутствие дискриминации, улучшение условий труда, а также защита здоровья и безопасность потребителей. Наименее распространены среди отечественных предприятий программы по защите природных ресурсов и сотрудничеству с обществом.
Однако почти треть
украинских компаний игнорируют социальную
ответственность. Для большинства
из них программы по социальной ответственности
неактуальны из-за нехватки средств,
а каждая десятая отечественная
структура считает, что это функция
государства, а не бизнеса. Лишь незначительная
часть предприятий
Своими силами
Еще один важный момент — компании крайне мало учитывают интересы других заинтересованных лиц (общественных организаций, СМИ, специализированных учреждений). Разработкой программ КСО и их реализацией занимаются сами предприятия. По мнению Марины Сапрыкиной, это говорит о недостаточном информировании компаний на региональном уровне: “Часть компаний считает, что КСО нужно реализовывать только своими силами, поскольку так легче. Для развенчания этого мифа необходима широкая просветительская кампания”.
Одной из причин также может быть
не всегда успешный опыт сотрудничества
бизнеса с общественными
Таблица 1.1. – Причины не актуальности КСО в Украинских компаниях, %
Мы не можем себе это позволить финансово |
61 |
Мы никогда не думали о социальной ответственности |
16 |
Это функция государства, а не бизнеса |
11 |
Это не способствует развитию бизнеса |
4 |
Нет стимулов со стороны государства |
4 |
Это только маркетинговый ход |
4 |
Наиболее распространенным направлением социальной ответственности для украинских предприятий являются трудовые практики: три четверти опрошенных компаний проводят различные социально ответственные мероприятия для собственного персонала.
Неизменной с 2005 года осталась приоритетность программ для сотрудников: меры по оплате труда, регулирование рабочего времени и отсутствие дискриминации при трудоустройстве.
Лишь треть компаний осуществляют социальные инвестиции в развитие общества, чуть больше - предоставляют различную помощь региону, где расположены их предприятия. Как и в 2005 году, все также популярны благоустройство территорий и программы по созданию рабочих мест, однако сегодня втрое сократилась доля компаний, предоставляющих финансовую помощь власти в решении проблем региона; вдвое - доля предприятий, которые содействуют реализации экологических проектов и выступают спонсорами спортивных и культурных мероприятий (рис. 3). Лидерами по внедрению программ предоставления помощи региону, где находится предприятие, являются крупные компании.
Одним из наименее популярных направлений социальной ответственности является защита окружающей среды. Среди тех предприятий, которые внедряют экологическую ответственность, наиболее распространены практики применения энергосберегающих технологий и программы сортировки и утилизации отходов. Повышение качества продукции осталось главным мероприятием социальной ответственности компаний, особенно крупных. Однако по мере роста предприятия уменьшается доля тех, кто предоставляет честную информацию и рекламу для потребителей.
Большинство украинских компаний согласны, что программы по социальной ответственности принесли реальную пользу обществу и региону, повлияли на улучшение отношения сотрудников к структуре, повысили ее репутацию и экономические показатели. Более 75% отечественных компаний считают, что мероприятия по социальной ответственности влияют на возможности предприятия найти и удержать лучших работников, сформировать положительный имидж и улучшить репутацию, создать преимущества перед конкурентами. Результаты исследования подтвердили, что украинские структуры все больше понимают и воспринимают социальную ответственность как инструмент повышения конкурентоспособности.
Уровень сотрудничества с основными группами стейкхолдеров достаточно низкий (рис. 4). Чаще всего компании учитывают интересы потребителей и органов государственной власти, меньше всего - негосударственных и научно-исследовательских организаций, учебных заведений. Как правило, компании самостоятельно разрабатывают и внедряют такие программы, учитывая преимущественно интересы потребителей и органов местной власти. Основным внешним партнером в разработке и внедрении программ социальной ответственности, как и в 2005 году, остаются органы власти.
Для подавляющего большинства украинских
компаний основной стимул по внедрению
социальной ответственности - это льготное
налогообложение для тех
По мнению двух третей украинских
предприятий, в ближайшее время
для развития социальной ответственности
нужно разработать и принять
Национальную стратегию развития социальной
ответственности, ввести отдельную
просветительскую программу для
потребителей, провести широкую информационно-
Таким образом, несмотря на то что социальная ответственность еще не стала частью стратегического менеджмента для большинства украинских компаний, такой процесс уже постепенно идет. Для большей эффективности и качества программ корпоративной социальной ответственности необходимо привлекать различных стейкхолдеров (заинтересованные стороны), в том числе общественные организации, университеты, государства и др.
Информация о работе Корпоративная социальная ответственность в Украине