Лизинг: проблемы и перспективы развития. Роль лизинга в экономике предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Цели работы: изучение сущности лизинговых отношений как экономической категории, выяснить преимущества лизинга и объективную необходимость его использования.
В процессе работы была рассмотрена сущность лизинга его функции и виды, на основе литературных источников сформирована полная классификация лизинговых операций, исследовано состояние рынка лизинга в России, а также рассмотрены проблемы развития лизинга и пути решения наиболее важных из них.

Содержание

Реферат
3
Введение
4
1. Лизинг, его виды, сущность
1.1. История появления лизинга
5
5
1.2 Основные понятия лизинга
6
1.3 Виды лизинга
8
1.4 Преимущества и недостатки лизинга
15
1.5 Причины развития лизинга
20
1.6. Объекты и субъекты лизинговых отношений
22
2. Проблемы развития лизинга
2.1. Факторы, препятствующие развитию лизинга в России
25
25
2.2 Меры государственной поддержки
27
2.3 Перспективы развития лизинга в России
29
Заключение
31
Список использованной литературы и источников.
32

Вложенные файлы: 1 файл

готовая контрольная.docx

— 102.87 Кб (Скачать файл)

Помимо перечисленных, к наиболее серьезным ограничениям ведения  лизинговой деятельности можно отнести  проблемы с определением кредитоспособности партнеров и с адекватностью  финансового обеспечения лизинговых сделок, а также недостаток дешевых  финансовых ресурсов у некоторых  российских лизинговых компаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ЛИЗИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Объектом лизинга могут быть любые не потребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов.

Таким образом, в лизинг может передаваться любое имущество, которое не запрещено  к свободному обращению на рынке. Это может быть движимое и недвижимое имущество.

В зависимости от объекта лизинга  следует различать лизинг движимого  имущества (лизинг оборудования) и лизинг недвижимого имущества.

Земельные участки и другие природные  объекты у нас в стране могут  быть предметом договора аренды,но не могут быть переданы в финансовую аренду. Данное ограничение предмета финансовой аренды объясняется тем, что такое использование с предпринимательской целью земли и других природных объектов регулируются земельным кодексом.

Изучение состояния финансового  лизинга в развитых странах позволяет  выделить основные группы оборудования, сдаваемого в лизинг:

- транспортное (транспортные самолеты,автомобили, морские суда, железнодорожные вагоны и т. п.);

- оборудование связи (радиостанции,спутники, почтовое оборудование и т. п.);

- сельскохозяйственное оборудование;

- строительное (краны, бетономешалки и т. п.)

и многое другое.

Типичная лизинговая сделка выглядит следующим образом (рис. 2):

Рис. 2.Схема лизинговой сделки

Таким образом, субъектами лизинга  являются:

Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных денежных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Лизингополучатель -физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

Продавец ─ физическое или юридическое  лицо, которое в соответствии с  договором купли - продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество,являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли -продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.

В качестве лизингодателя могут  выступать:

- Банки и другие кредитные  учреждения. В уставе которых предусмотрена лизинговая деятельность.

- Лизинговые компании –финансовые компании, специализирующиеся только на финансировании сделки (оплате имущества), или универсальные, оказывающие не только финансовые услуги, но и другие услуги, связанные с реализацией лизинговых операций, например,техническое обслуживание, обучение, консультации и т.п.

- Любая предприятие,в учредительных документах которой предусмотрена лизинговая деятельность,имеющая лицензию и достаточное количество финансовых средств.

Лизингополучателем может быть юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую  деятельность, или гражданин,занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя,получающего имущество в пользование по договору лизинга.

Продавцом лизингового имущества  может быть предприятие-изготовитель, торговая организация или другое юридическое лицо или гражданин, продающие имущество, являющееся объектом лизинга.

Субъектами лизинга могут быть также предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие свою деятельность.

Необходимо заметить, что узко специализированные лизинговые компании обычно имеют дело с одним видом товара (легковые автомобили, контейнеры) или с товарами одной группы стандартных видов (строительное оборудование, оборудование для технических предприятий).

Финансовая аренда(лизинг) является важным источником долгосрочного и среднесрочного финансирования для предприятий во многих странах, независимо от их величины или уровня развития. Механизм лизинга обеспечивает дополнительный приток финансирования в производственный сектор, способствуя увеличению внутреннего производства, росту продаж внеоборотных активов и развитию финансовых механизмов, доступных предприятиям.

Одним из возможных источников ускорения  экономического роста называют сектор малого бизнеса. Лизинг является эффективным  механизмом финансирования этого сектора, который банковская сфера традиционно  обходила стороной. Сейчас все большее  количество лизингодателей в своей  деятельности ориентируется на малые  и средние предприятия. С малым  бизнесом работают не только лизинговые компании, связанные с администрацией регионов, муниципальными банками, федеральными и местными агентствами содействия развитию малого и среднего бизнеса, как это было в1997-1999 гг. Результаты опроса, проведенного МФК, показывают, что малые и средние предприятия  являются клиентами 78% лизинговых компаний.

Развитая лизинговая отрасль расширит возможности финансирования реального  сектора экономики, будет способствовать росту внутреннего производства, реализации основных средств, а также  расширит выбор механизмов финансирования, доступных российским предприятиям.

Процесс обновления основных фондов финансируется в основном за счет нераспределенной прибыли предприятий  и сдерживается отсутствием доступного заемного капитала. Хотя за последние  полтора года произошло увеличение объемов банковского кредитования реального сектора, банки по-прежнему не выполняют своей роли финансового  посредника. Лизинг, как механизм альтернативного  финансирования, может сыграть чрезвычайно  важную роль в выполнении этой стратегической задачи, стоящей перед российской экономикой, в переоснащении основных фондов промышленных предприятий.

 

 

2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА

2.1. ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЛИЗИНГА В РОССИИ

 

          Лизинг не только содействует  расширению импорта капитального  оборудования, но и представляет  собой один из каналов, обеспечивающих  передачу промышленных технологий  из промышленно развитых стран  в развивающиеся. Лизинг является более надежным инструментом, чем предоставление страной-экспортером банковских кредитов в пользу страны-импортера.

         Россия характеризуется менее  благоприятным климатом для развития  лизинга, так как экономическая  политика не учитывает потенциальные  возможности лизинга как инструмента  промышленной и инвестиционной  политики и по этому у нее  имеется ряд проблем, сдерживающих  развитие лизинговых отношений. (табл.3)

 

Сравнительная характеристика проблем  лизинга с точки зрения разных авторов. Таблица 4

Проблемы

В.Д. Газман

А.И. Ситкин

Д.В.Клисенко

1. Ограниченность кредитования в  России

+

_

 

2. Трудности лизинговых

компаний в возврате

оборудования в случае

нарушения лизингополучателем условий  договора

+

_

+

3. Проблема с возвратом НДС

+

+

+

4. Макроэкономическая и

политическая неопределенность обстановки в стране

+

+

_

5. Неразвитость инфраструктуры лизингового  рынка

+

 
+

+

6. Отсутствие системы

информационного обеспечения о  предложениях лизинговых услуг

+

_

_

7. Отсутствие значительного

стартового капитала для

лизинговой компании

_

+

_

8. Высокий уровень налогов

+

+

+

9. Высокий уровень ставок на

короткие сроки кредитования

_

+

_

10. Несовершенство

законодательной базы

+

+

+

11. Относительно небольшие

размеры лизинговой отрасли

_

+

_


Продолжение табл.4

 

  Общеэкономическая ситуация  в нашей стране, с одной стороны,  обусловливает высокую потребность  в использовании такого финансового  и инвестиционного инструмента  как лизинг (более половины промышленного  оборудования в России нуждается  в срочной замене; обновление  основных фондов на российских  предприятиях практически полностью  остановилось; для воспроизводства  оборудования в отраслях ТЭКа  потребуется 36 лет, АПК -50, металлургии  - 56, легкой промышленности - 140), а  с другой стороны, продолжает  оставаться неблагоприятной для  реализации его преимуществ: отсутствует  доступ к долгосрочным кредитам, предоставляемым по доступной  ставке; таможенные, налоговые и  амортизационные льготы не предоставляются  в необходимом объеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

В целях создания благоприятных  условий для развития лизинга  как эффективного механизма преодоления  промышленного спада и активизации  инвестиционного процесса в экономике, в целях поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, дальнейшего развития частного бизнеса, повышения эффективности предпринимательской  деятельности в сфере производства, а также учитывая мировой опыт широкого использования лизинга, государство  проводит политику, поддерживающую лизинговые отношения.

Все мероприятия и меры по государственной  поддержке деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм), установленные  законами РФ, Постановлениями Правительства  РФ, а также решениями органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации в пределах их компетенции, можно разделить  на две группы: общие направления  и специальные, т.е. в отдельных  отраслях.

Для поддержки частного капитала государство  принимает долевое участие в  создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах, а также выделяет предприятиям, осуществляющим лизинг, государственные  заказы на поставки товаров для государственных  нужд. Для реализации лизинговых проектов государство предоставляет инвестиционные кредиты. Предоставляет банкам и  другим кредитным учреждениям в  порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, освобождение от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам  лизинга, на срок не менее чем три  года для реализации договора лизинга. В целях создания благоприятных  экономических условий для деятельности лизинговых компаний им предоставляются  в законодательном порядке налоговые  и кредитные льготы. Подготавливаются решения о снижении ставок таможенных пошлин на ввозимые в РФ виды технологического оборудования, не имеющего отечественных  аналогов.

Совершенствование, развитие, формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных  интересов участников лизинговых сделок, является одной из основных задач  государства в сфере поддержки.

Государство проводит политику поддержки  лизинговой деятельности не только в  области экономики, но и на образовательном  уровне по вопросу обучения основам  лизинговой деятельности: повышение  квалификации преподавателей, обучение студентов, подготовка и переподготовка государственных служащих, занимающихся вопросами лизинга.

Государство содействует созданию новых кампаний, специализирующихся на лизинге: дорожно-строительного  и строительно-монтажного оборудования, оборудования для производства цемента, материалов и изделий на его основе, технических средств и оборудования для Федеральной дорожной службы России, морского, речного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, авиационной техники, племенного скота  и многолетних насаждений, машин  и оборудования для агропромышленного  комплекса и других отраслей народного  хозяйства.

В качестве вывода можно сказать, что  в Федеральном законе «О финансовой аренде (лизинге)» имеется целая  глава «Государственная поддержка  лизинговой деятельности». В ней  насчитывается 12 мер государственной  поддержки лизинговой деятельности. Однако большинство из них носят  не обязательный, а рекомендательный характер. Кроме того, большинство  этих мер носят формальный характер. Так, в качестве первой меры государственной  поддержки лизинговых организаций  названа «разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в отдельном  регионе как части программы  среднесрочного и долгосрочного  социально - экономического развития Российской Федерации или региона». Но в чём  выражается эффективность этой поддержки? Проект федеральной программы развития лизинга был подготовлен семь лет назад. Три с половиной  года назад был принят Федеральный  закон «О лизинге». Однако федеральная  программа развития лизинга так  и осталась проектом. Также обстоит  дело и с такими мерами государственной  поддержки лизинга, как налоговые  льготы банкам и лизингодателям. Примечательно  и то, что почти все меры государственной  поддержки лизинга обещаны посредникам - лизинговым компаниям и банкам, а не главному рабочему экономики - лизингополучателю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ

Одним из важнейших факторов, определяющих перспективы лизинга в России, является цена кредита. Потепление общего инвестиционного климата и снижение ставки рефинансирования Банка России, вероятно, является преобладающей тенденцией. Даже с учётом этого, видимо, есть основания  для пересмотра порядка исчисления цены кредита в лизинговых операциях.

Информация о работе Лизинг: проблемы и перспективы развития. Роль лизинга в экономике предприятия