Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:24, доклад
Во-первых, как и при реорганизации, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Добровольная ликвидация хозяйствующего субъекта наиболее целесообразна; она в максимальной мере соответствует характеру предпринимательства как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности.
Ликвидация
предпринимательской
Круг органов, правомочных
принимать решения о
Во-первых, как и при реорганизации, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Добровольная ликвидация хозяйствующего субъекта наиболее целесообразна; она в максимальной мере соответствует характеру предпринимательства как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности. Преимущества добровольной ликвидации — не только в отсутствии принудительных механизмов, но и в относительной простоте, оперативности проведения ликвидационных процедур, их меньшей конфликтности. Поэтому полезно и при угрозе наступления оснований для принудительной ликвидации, о чем речь пойдет чуть ниже, склонять хозяйствующих субъектов к самоликвидации. Надо лишь иметь в виду, что добровольная ликвидация может прикрывать его противоправные намерения, в частности, попытку избавиться от обязательств перед своими партнерами по предпринимательским отношениям.
В п. 2 ст. 61 ГК РФ приведен перечень оснований для принятия хозяйствующим субъектом решения о ликвидации: в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер. Этот перечень не является исчерпывающим. Но другие основания ликвидации содержатся только в самом Кодексе. В иных федеральных законах, в том числе конституционных, а тем более в нормативных актах Президента РФ и Правительства РФ, они устанавливаться не могут. Например, ст. 81 ГК РФ предусмотрено, что полное товарищество, помимо оснований, указанных в ст. 61 Кодекса, ликвидируется в случае, когда в товариществе остается единственный участник. Такой участник вправе в течение шести месяцев с момента, когда он стал единственным участником товарищества, преобразовать это товарищество в хозяйственное общество. Ликвидация полного товарищества осуществляется также в случаях выхода или смерти кого-либо из участников, признания одного из них безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченно дееспособным, либо несостоятельным (банкротом), открытия в отношении одного из участников процедур банкротства по решению суда, ликвидации участвующего в товариществе юридического лица либо обращения кредитором одного из участников взыскания на часть имущества, соответствующего его доле в складочном капитале. В перечисленных ситуациях полное товарищество может продолжить свою деятельность, если такая возможность предусмотрена учредительным договором товарищества или соглашением остающихся его участников.
По таким же примерно основаниям ликвидируется товарищество на вере, а именно при выбытии всех участвовавших в нем вкладчиков. Полные товарищи вправе вместо ликвидации преобразовать товарищество на вере в полное товарищество. Однако товарищество на вере сохраняется, если в нем остаются по крайней мере один полный товарищ и один вкладчик.
Во-вторых, юридическое лицо может быть ликвидировано принудительно по решению суда. Случаи такой ликвидации исчерпывающе предусмотрены ГК РФ. Статья 61 Кодекса установила общие случаи ликвидации хозяйствующих субъектов любых организационно-правовых форм. К таким случаям отнесены осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.
Из указанных случаев серьезные трудности на практике возникают при уяснении смысла, который законодатель вкладывает в положение об "иных неоднократных или грубых нарушениях закона или иных правовых актов" как повода к принудительной ликвидации хозяйствующего субъекта. Недвусмысленна и однозначна последняя часть данной формулировки. Поводом к постановке вопроса о принудительной ликвидации хозяйствующего субъекта может служить лишь нарушение им федеральных или федеральных конституционных законов, а также содержащих нормы права указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Но что понимать под "иными неоднократными или грубыми нарушениями" этих актов? Наверное, разработчикам ГК РФ и законодателю следовало бы найти более ясную формулировку, не нуждающуюся в проведении дискуссий для выяснения ее содержания. А пока этого не сделано, удовлетворительный ответ, как и на многие иные подобные вопросы, надо ожидать от предпринимательской практики, ее критической оценки и обобщения арбитражными судами.
Думается, в поиске правильного ответа надо выделить два относительно самостоятельных основания для выдвижения требования о принудительной ликвидации хозяйствующего субъекта. Первое — неоднократность нарушений,т. е. когда они имели место несколько раз, по крайней мере два и более. Естественно, что чем больше допущено нарушений, тем обоснованнее будет требование о ликвидации хозяйствующего субъекта, например, в случае неоднократной торговли без наличия сертификатов, удостоверяющих качество товаров. Но обязательным условием оценки нарушений как неоднократных должна служить их констатация не менее двух раз компетентным органом и письменная информация хозяйствующего субъекта о выявленных нарушениях с применением к нему (при необходимости) мер государственно-правового воздействия.
Второе основание — грубость нарушений. Здесь для выдвижения требования о ликвидации хозяйствующего субъекта не надо доказывать, что нарушения имели место несколько раз. Достаточно и одного, но грубого. А что же понимать под грубым нарушением? Представляется, что ключик к правильному толкованию нарушения как грубого заключен в слове "иные", которому предшествуют указанные в ст. 61 ГК РФ два совершенно конкретных повода для ликвидации хозяйствующего субъекта: осуществление деятельности без лицензий, когда таковые требуются, либо запрещенной законом. Идя по намеченному пути, данный перечень и будет пополняться практикой. Уже, например, внесено предложение добавить к нему нарушение экологического законодательства, причинившее ущерб здоровью людей.
Кроме общих применимых ко
всем хозяйствующим субъектам
Качественное отличие ликвидации юридического лица от реорганизации состоит в том, что ликвидация влечет прекращение его существования без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Хозяйствующий субъект просто исчезает из числа участников рыночных отношений, что оказывает значительно большие отрицательные последствия на функционирование предпринимательства, экономики в целом по сравнению с реорганизацией. Данное обстоятельство обусловило необходимость особенно тщательного законодательного регулирования ликвидационных процедур с тем, чтобы возможно надежнее гарантировать права самой ликвидируемой предпринимательской организации, а также всех ее кредиторов: граждан, перед которыми она несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью; лиц, работающих в ликвидируемом юридическом лице по трудовому договору, в том числе по контракту; партнеров по гражданско-правовым договорам; погашение задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды и т. д.
Это находит выражение прежде всего в том, что иски о ликвидации юридических лиц могут быть предъявлены в арбитражный суд только в случаях, прямо предусмотренных Гражданским кодексом РФ, и только тем государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Своеобразной формой защиты прав юридических лиц от незаконной их ликвидации является отказ арбитражных судов от принятия исков государственных органов и органов местного самоуправления о ликвидации предпринимательских организаций, если право на это названных органов прямо не предусмотрено законом. В недавнем прошлом из государственных органов наибольшую активность по обращению в арбитражные суды с соответствующими исками проявляли налоговые инспекции различных уровней. Высший Арбитражный Суд РФ вынужден был специально разъяснить, что действующим законодательством такого права налоговым инспекциям не предоставлено.
Гарантии законности ликвидации юридических лиц заложены также в строго упорядоченных процедурах ее осуществления. Процесс ликвидации юридического лица состоит из следующих стадий:первая стадия. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
вторая стадия. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. В случае, если ликвидация осуществляется одним лицом (ликвидатором), то оно получает полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе предусмотренные учредительными документами последнего. Ликвидатор, подобно руководителю юридического лица, осуществляет свои полномочия без доверенности, основываясь на факте назначения его ликвидатором.
В п. 3 ст. 61 ГК РФ содержится норма о том, что решением суда о ликвидации юридического лица обязанности по ее осуществлению могут быть возложены на учредителей (участников) юридического лица либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами. В этом случае суд не назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), а обязывает сделать это указанных лиц. Суд включается в процесс ликвидации лишь на предпоследней стадии, когда утверждается ликвидационный баланс.
Однако нередко бывает
так, что лица, на которых суд возложил
обязанность ликвидировать
третья стадия. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, извещение о его ликвидации, порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации. Помимо публикации ликвидационная комиссия принимает и все иные возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока
для предъявления требований кредиторами
наступает четвертая стадия: ликвидационная
комиссия составляет промежуточный
ликвидационный баланс, который содержит
сведения о составе имущества
ликвидируемого юридического лица, перечне
предъявленных кредиторами
Если имеющиеся у
пятая стадия. Выплата ликвидационной
комиссией денежных сумм кредиторам
ликвидируемого юридического лица. Очередность
удовлетворения требований кредиторов
установлена ст. 64 ГК РФ. Выплата
производится в соответствии с промежуточным
ликвидационным балансом, начиная со
дня его утверждения. Лишь расчеты
с кредиторами последней пятой
очереди производятся по истечении
месяца после утверждения
Информация о работе Ликвидация предпринимательской деятельности