Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 15:10, реферат
Развитие экономики в рыночных условиях и ее возможные успехи всецело зависят от достижений в области формирования многообразных форм предпринимательской деятельности, от действия системы управления на государственном и региональном уровнях предприятиями бизнеса, способности предпринимательских структур быстро адаптироваться к динамично меняющейся конъюнктуре рынка, учитывать неопределенность будущей рыночной ситуации и возможности ее использования во благо своей фирмы.
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет переподготовки
Кафедра теории и практики государственного управления
Специальность «Государственное управление национальной экономикой»
РЕФЕРАТ
на тему: «Малое предпринимательство в Украине»
Развитие экономики в
рыночных условиях и ее возможные
успехи всецело зависят от достижений
в области формирования многообразных
форм предпринимательской
С момента получения
В условиях двойного инновационного сопротивления - со стороны респектабельных научных институтов и "устаканившегося" бизнес-сообщества (о бездействии государства, несмотря на все поднятые им инновационные лозунги, можно не упоминать) - нашим прорывным инновационным компаниям приходится вести себя как международным технологическим гигантам - инвестировать и в новые направления НТП, и в их продвижение и внедрение.
Недостаток собственных
средств порожден в первую очередь
тем, что отечественная
Необходима национальная инновационная система - система финансового, информационного, инфраструктурного обеспечения, которая позволила бы решить существующие в этой области проблемы. Но на самом деле все намного сложнее. Сегодня за государственные деньги разрабатываются около 6 тысяч тем, работают несколько сотен организаций и предприятий, привлечено более 35 тыс. людей. А на выходе нет ни одного результата. Деньги вкладываются, время идет, а результат равняется нулю. Отечественные технологии существуют, но необходимо анализировать: почему то, что разрабатывается - не продается; почему продавать результаты интеллектуальной работы более выгодно полулегально или нелегально, чем открыто. Другая проблема - права на научно-технические разработки, выполненные за счет бюджета, на сегодня остаются у государства. В США первое время был такой же подход, и только 4% разработок внедрялось в производство. Однако после того, как права собственности на разработки решено было передавать авторам, в 10 раз увеличилось число внедренных в производство инноваций.
Развитие мелкого
На первый взгляд, в Украине достаточно нормативных актов, которые регулируют инновационную деятельность и отвечают европейским и мировым стандартам, однако воз и ныне там: ни один нормативный акт сполна на практике не действует. Законы остаются лишь перечнем общих норм и дефиниций на бумаге, поскольку важнейшие статьи относительно стимулирования инновационных проектов были сначала приостановлены, а затем вообще исключены. Например, в Законе «Об инновационной деятельности» есть раздел о ее финансовой поддержке, который определяет четыре инструмента предоставления государством помощи инноваторам. В 2005 году из них был использован лишь один, за счет которого профинансировано 28 млн. грн., или 0,5% инновационных расходов. Данным же законом предусмотрено и предоставление поддержки реализации инновационных проектов на местном уровне, чтобы не оставить вне поля зрения предприятия коммунальной собственности. Поддержки было предоставлено так много, что инновационную деятельность в прошлом году осуществляли аж 18 коммунальных предприятий из 737, причем непосредственно исследованием, разработкой и внедрением новой продукции занималось лишь одно предприятие.
Найти лучшее решение - достаточно сложная задача, справиться с которой, как показал накопленный опыт работы в условиях рынка, оказалось не под силу никому.
Чтобы украинские малые предприятия выступали конкурентоспособными, нужно обратить внимание на расширение их возможностей по оценке качества их продукции, для чего надо внедрять механизмы оценки менеджмента качества, сертификации продукции по системе ISO, системы безопасности и охраны труда. Без решения этих проблем никто нас на зарубежные рынки не пустит.
Государство должно определить основные задачи в сфере развития инновационного бизнеса. Среди них: первая задача - совершенствование системы прямой поддержки малых предприятий в инновационной сфере. Вторая задача - это совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей порядок предоставления материальной поддержки малым инновационным предприятиям, а для этого создать базу инновационных проектов. Для того чтобы привлечь в инновационную сферу внебюджетные средства, необходимо разработать и принять ряд правовых документов для создания системы, гарантирующей инвестору возврат вложенных средств. Третья задача - определить, в каких услугах нуждаются малые предприятия, занятые инновационным бизнесом, и предложить им эти услуги. А вообще хотелось бы, чтобы то, что излагается на бумаге, применялось на практике без всяких проволочек, чтобы, так сказать, «слова не расходились с делом».
2 Поддержка малого бизнеса со стороны государства
Необходимость в финансовых ресурсах – это объективное явление в условиях развития экономики, так как возрастает потребность в пополнении оборотных средств, обновлении и модернизации основных фондов, использовании новейших технологий и материалов. Поэтому государство, как основа развития национальной экономики, должно оказывать содействие в развитии предпринимательских структур.
Обобщение
результатов опроса
В системе финасово-кредитной поддержки предприятия наиболее тяжелым для бюджета страны является бесповоротное финансирование отдельных субъектов малого предпринимательства и налогообложения. Вообще финансирование предпринимательства государством считается нерыночным и поэтому нецелесообразным способом государственного влияния на развитие экономических процессов. Однако на практике дотирование остается одним из самым распространенным рычагом экономической политики многих стран.
В Украине в связи с отсутствием у государства возможностей прямая финансовая помощь практически отсутствует. На сегодняшний день основным способом финансовой поддержки малого бизнеса является банковский кредит.
Что
касается кредитования в целом,
Однако это – в долгосрочной перспективе при условии достаточных бюджетных средств. А пока что на государственном уровне финансовой поддержкой предпринимательства занимается всего лишь несколько структур, таких как, Ощадный банк Украины, Украинский фонд поддержки предпринимательства, Государственный комитет содействия развитию предпринимательства.
В реализации государственной политики содействия в развитии предпринимательства активная роль принадлежит также Государственному центру занятости Украины, который согласно действующему законодательству предоставляет беспроцентные кредиты безработным для занятия предпринимательской деятельностью. К сожалению, как доказала практика, эти структуры и объемы их кредитования не могут удовлетворить имеющегося спроса со стороны субъектов малого предпринимательства относительно получения финансово-кредитной помощи.
Учитывая ограниченные финансовые возможности государства, финансово-кредитная политика может осуществляется на принципах широкого привлечения различных негосударственных источников финансирования.
Негосударственные организации, миссия которых заключается в формировании благоприятных условий для развития предпринимательства, создаются за счет нагромождения капиталов предпринимателей, предпринимательских структур коммерческого характера, коммерческих банков и т. д. Задача государства – стимулировать этот процесс и создавать для него соответствующие условия.
Одним
из важных направлений
внедрение государственного механизма стимулирования коммерческих банков к выдаче ссуд (льготных ссуд) малым предприятиям. Его важным элементом может быть освобождение от налогообложения банковских средств, направленных в фонд кредитов малому бизнесу, и предоставления государственной гарантии возвращения ссуды. Стоит распространить на сектор малого предпринимательства также новейшие банковские услуги, а именно, факторинг, финансовый лизинг и овердрафт.
Кроме банковских учреждений, необходимо также стимулировать развитие финансового небанковского сектора в Украине, формирующийся на основе развития фондов поддержки предпринимательства, вместе с инновационными и инвестиционными фондами, страховыми и лизинговыми компаниями, финансово-кредитными учреждениями, гарантийными фондами т.д.
В частности, финансовые и кредитные рынки, сформировавшиеся за последние годы в Украине, не обеспечивают потребности предпринимательских структур в финансово-кредитных ресурсах. По этому для решения проблемы финансового обеспечения субъекты предпринимательской деятельности должны самоорганизовываться, например, в товарищества взаимного финансирования.
Такие товарищества создаются за счет добровольных взносов и играют значительную роль в решении проблемы покрытия временных финансовых потребностей субъектов малого предпринимательства своими силами, без привлечения бюджетных средств.
Мировое сообщество также участвует в процессе инвестирования малого бизнеса. В этом плане большое значение придается сотрудничеству с Мировым банком, Европейским банком, банком реконструкции и развития, Фондам «Евразия», Фондам «Возрождение», Фондам «Ноу-хау». Среди стран, предоставляющих финансово-техническую помощь украинским предприятиям, наиболее активными являются США, Германия, Великобритания, Канада. Таким образом, международная финансовая помощь Украине поступает и это является важным направлением в развитии международных экономических связей, и украинская сторона должна эффективнее использовать иностранную помощь и активнее определять свою позицию во взаимоотношениях с международно-финансовыми организациями.
Важным фактором, позитивно влияющий на формирование финансового обеспечение малого предпринимательства, может стать применение различных форм государственного и негосударственного обеспечения гарантий возращения заемных средств предпринимательскими структурами. Механизм государственного гарантирования кредитов для малого предпринимательства базируется преимущественно на авторитете государства, как безусловно платежеспособного и ответственного гаранта займов.