Малое предприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование основных аспектов эффективности деятельности малых предприятий.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Рассмотреть теоретические основы малого предпринимательства;
2. Изучить показатели эффективности деятельности малых предприятий;
3. Рассмотреть факторы, влияющие на эффективность деятельности малых предприятий;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ЭП.doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Мировой опыт подтверждает: малое предприятие - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Малое предпринимательство является одной из форм организации экономической жизни общества со своими характерными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Одним из основных недостатков, способствующих торможению развития и сокращению числа малых предприятии, является игнорирование роли, значения и оценки экономического потенциала

В России, несмотря на, казалось бы, принимаемые меры, до сих пор не созданы условия, действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий, но и их эффективному развитию, которое протекает замедленно и противоречиво.

В настоящее время предпринимательство нуждается в серьезной государственной поддержке. Содействие малому бизнесу должны оказывать как государственные органы власти, так и общественные организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства). Для этого необходимо сформулировать четкую, единую государственную и негосударственную политику в отношении малого бизнеса.

Государственную политику необходимо направлять не на административно-директивное регулирование малого бизнеса, а на создание необходимой рыночной инфраструктуры, системы государственной и общественной поддержки его развития.

Целью данной работы является исследование основных аспектов эффективности деятельности малых предприятий.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Рассмотреть теоретические основы малого предпринимательства;

2. Изучить показатели эффективности деятельности малых предприятий;

3. Рассмотреть факторы, влияющие  на эффективность деятельности малых предприятий;

Объектом  настоящей курсовой работы является теоретические аспекты исследования эффективности деятельности малых предприятий. Предмет составляет деятельность малых предприятий.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:

1. изучение монографических публикаций  и статей;

2. анализ теоретических аспектов исследования эффективности деятельности малых предприятий путем разделения их на составные элементы, такие как понятие, показатели, оценки и факторы;

3. анализ основан на использовании  информации исследований  деятельности малых предприятий.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Завершается работа определением факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности малых  предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты исследования  эффективности деятельности малых предприятий

 

    1. Понятие малых предприятий и эффективности их деятельности

Термин «малое предпринимательство» предполагает количественную определенность, отделение его от крупных форм хозяйствования. Заметная роль малого бизнеса в экономике различных стран побудила исследователей и практиков дать этому явлению более или менее универсальное определение. Определение малого предпринимательства отличается как с количественной, так и качественной точек зрения в зависимости от типа страны. Та и другая описывают различные стороны жизнедеятельности малых предприятий, позволяют составить более или менее полную картину этого сектора экономики, определить его специфическое место в социально-экономической структуре общества [1].

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, так как он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики [19].

Маленькие и слабые по отдельности, предприниматели как единый класс фирм представляют значительную силу, способную наносить чувствительные удары даже самым мощным компаниям[2].

Отметим преимущества и недостатки малого предприятия.

Преимущества малого предприятия.

- Сравнительно более низкие  издержки управления, обусловленные  отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

- По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень  формализации организации и понижают  способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.

- Более низкая потребность в  капитале и способность быстро  вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков.

- Малые предприятия лучше знают  уровень спроса на локальных  рынках. Ориентация производителей  преимущественно на региональный  рынок идеально приспособлена  для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

- Относительно более высокая  оборачиваемость капитала малых  предприятий.

- Малые предприятия требуют  меньше капиталовложений. У них  меньшие сроки строительства, небольшие  размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

- Работники малого предпринимательства  имеют высокий уровень мотивации  в достижении успеха, а также  возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности.

- Малый бизнес дает средства  к существованию большему количеству  людей, чем крупный. Он обладает  значительным потенциалом в сфере  трудоустройства населения, вовлечения  в производство резервов рабочей  силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов [13].

Недостатки малого бизнеса.

- По сравнению с крупными  предприятиями малые предприятия  обладают более высоким уровнем  риска и, следовательно, высокой  степенью неустойчивости на рынке.

- Малые предприятия зависимы  от крупных компаний.

- Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.

- Повышенная чувствительность  к изменениям условий хозяйствования.

- Малый бизнес связан с большими  трудностями в привлечении дополнительных  финансовых средств и получении  кредитов.

- Малые предприятия не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой.

- Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малых  предприятий к изменениям не  велики.

- Малый бизнес имеет малую  склонность к инвестиционной  деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

Помимо преимуществ и недостатков малого предприятия, следует обратить внимание на инновационность малых предприятий.

Это свойство малых предприятий необходимо рассмотреть отдельно, поскольку оно в большой степени определяет роль малого бизнеса.

В западных странах создаются специальные экономические условия для того, чтобы перспективные ученые, инженеры, изобретатели могли самостоятельно приступить к практическому внедрению своих идей, т.е. создается специализированная фирма во главе с автором идеи и с привлечением профессиональных менеджеров. В случае успеха это может превратиться в крупную промышленную корпорацию. Примеры таких компаний нам хорошо известны, это такие компании, как "Диджитал", "Майкрософт", "Поляроид", "Эппл"[3].

Роль малого бизнеса в процессе осуществления нововведений существенно зависит от рассматриваемой отрасли. В одних отраслях малые фирмы нередко задают тон и даже лидируют (например, в создании программного обеспечения, в развитии вычислительной техники, информатики, биотехнологии, в освоении методов генной инженерии), в других - довольствуются получением субподрядов от крупных компаний либо занимаются имитацией и диффузией нововведений [10].

Как следствие этого, в анализе роли малого бизнеса в развитии НТП просматривается сдвиг от противопоставления малых фирм и крупных промышленных компаний к более комплексной схеме их взаимодействия и даже симбиоза на различных этапах инновационного цикла с учетом имеющихся в каждом конкретном случае возможностей.

В малом предприятии существуют особенности рискового финансирования. Во-первых, в случае рисковых капиталовложений кредит мелким фирмам, специализирующимся на внедрении технологических новшеств, предоставляется под перспективную идею, и не оговариваются гарантии его обязательного погашения за счет имущества, фондов и прочих активов фирмы. С самого начала допускается возможность потери вложенных средств, если финансируемый проект не принесет после своей реализации ожидаемых результатов[20].

Существует два пути реализации идей: продать ее заинтересованной компании или довести до практической реализации собственными силами. Первое проще, второе может оказаться прибыльнее в случае успеха. Но для осуществления проекта по второму пути необходимо решить огромное количество проблем, связанных не только с доведением идеи до стадии практической реализации, но и с оценкой перспектив рынка, выработанной стратегии преодоления конкуренции, рекламой, организацией сбыта и т.п. Для этого необходим определенный штат сотрудников, наличие финансовых ресурсов, что часто не под силу отдельному предпринимателю. Платой за дополнительные средства является предоставление права использования новых технологий или весомый пакет акций созданной фирмы. В случае успеха инвестор получает сверхприбыль, извлекаемую из разницы между начальной и курсовой стоимостью акций [14].

Вторая особенность рисковых капиталовложений заключается в том, что они осуществляются, как правило, в самых передовых направлениях НТП.

Третья отличительная особенность рисковых капиталовложений состоит в том, что инвесторы не ограничиваются только предоставлением финансового кредита. Они непосредственно или через своих представителей активно участвуют в управлении новой фирмой на всех стадиях осуществления нововведения [4].

Малое предпринимательство представляет собой реалию экономической жизни государства, которая в значительной мере определяет макроэкономическую ситуацию в стране и имеет значительный потенциал влияния на социальную картину в стране. Поэтому необходимо ясное представление о том, какое место малое предпринимательство занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Малое предпринимательство порождает многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический уровень развития страны [11].

Мелкие фирмы действуют в условиях жесткой рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому бурный рост числа новых предприятий сопровождается в то же время разорением многих из них. Чаще всего компании умирают от нерешенных управленческих проблем, нежели от нехватки капитала или инвестиций: причиной банкротства является потеря контроля за состоянием дел и не отвечающая потребностям производства система управления.

От рассмотрения роли малых предприятий экономике стран в целом целесообразно перейти к налоговой политике государства в данной области. Ни для кого не секрет, что малый бизнес России характеризуется высоким процентом функционирования предприятий в сфере теневой экономики. Практика показывает, что большая часть представителей малого бизнеса умышленно занижает в отчетных данных свои доходы, уменьшая налогооблагаемую базу.

Субъекты малого предпринимательства довольно часто подвергают критике представителей государства, чиновников всех уровней, различные ведомства, выражая свое недовольство их работой, а также принимаемыми законодательными актами. Несомненно, несовершенство законодательной базы в итоге приводит к конфликту между государством и малыми предприятиями. Так создаваемые нормативные акты, направленные на урегулирование налогообложения, содержат двусмысленные, расплывчатые формулировки, тем самым, показывая недоработанность. Резкой критике подвергается вся налоговая система, в частности механизмы взимания и распределения (перераспределения) налогов. Для бизнесмена поход в налоговую службу ассоциируется с томительным ожиданием и некачественным консультированием.

Информация о работе Малое предприятие