Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 10:48, курсовая работа
В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого
налогового бремени всё более широкое распространение получает малый бизнес.
Малый бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче
приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные
возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых
предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду
конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за
чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был
заторможен.
Введение
Основная часть
1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике
2. Правовые основы деятельности малых предприятий
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка,
повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких
слоев населения к системе предпринимательства.
Крупные предприятия привлекают мелкие узкоспециализированные фирмы,
производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в
отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по
несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и
технической помощью монополий.
Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную
борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к
текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к
существованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно
им.
Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей,
холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает
потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и
обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия.
Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских
стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая
предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.
В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность
труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в
дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников
(сырья)
и обеспечивает при этом
поступлений в бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства
функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в
экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а
необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории.
2.1. Создание, государственная регистрация и ликвидация малых предприятий
Нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон РСФСР "О
предприятиях и предпринимательской деятельности", его глава IV.
Предприятие может быть создано либо по решению собственника имущества или
уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива.
Учредительными документами предприятия являются устав предприятия, а также
решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия
определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес,
органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования
фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав
предприятия утверждается его учредителем, в некоторых случаях - совместно с
трудовым коллективом.
Предприятие считается утвержденным и приобретает права юридического лица со
дня его государственной регистрации. [8, стр. 24, 53, 60]
Государственная регистрация предприятия независимо от его организационно-
правовой формы осуществляется местным Советом по месту учреждения
предприятия. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается.
Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через
суд и направляются в местный бюджет.
Решение о регистрации или отказ в регистрации предприятия должно быть принято
не позднее чем в месячный срок с момента подачи необходимых для этого
документов, договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины. О
регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не
позднее чем в недельный срок со дня регистрации. [15]
Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его
ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение,
преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и
реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа,
уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива
либо по решению суда.
Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой
собственником имущества предприятия или уполномоченным им органом, совместно
с трудовым коллективом. [15]
Закон РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности разрешает
организацию и создание предприятий и ведение предпринимательской деятельности
на базе их индивидуальной (частной) собственности. Это может быть один
человек, несколько членов семьи (или) группа лиц, совместно ведущих трудовое
хозяйство. Любая группа физических лиц (не менее 2-х) может образовать
акционерное общество с ограниченной ответственностью, может создать
предприятие и без образования общества. И если такое предприятие будет
создано с соблюдением установленных правил, иметь свой устав и
зарегистрировано в установленном порядке, оно признается юридическим лицом. А
это значит, что оно само от своего собственного имени будет заключать
договоры и иные сделки и вступать в обязательства. Оно не будет отвечать по
личным обязательствам своих учредителей, а учредители не будут отвечать по
обязательствам предприятия. Таким образом, учредители рискуют только тем
своим имуществом, которое они передали предприятию и закрепили за ним, т.е.
сделали имуществом предприятия. [3, стр. 18]
2.2. Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность предприятия.
Управление предприятием осуществляется учредителем,
являющимся высшим органом предприятия - юридического лица.
Для осуществления текущего руководства деятельностью предприятия учредителем
назначается директор предприятия, действующий на основании и в пределах
доверенности, выданной от имени предприятия его высшим органом.
С приглашенным директором заключается контракт (трудовой договор).
Директором может быть назначен один из учредителей. Учредитель, действуя в
качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы
деятельности предприятия. [15]
Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, определяет
перспективы развития. Учредитель или с его согласия директор предприятия
самостоятельно в соответствии с законодательством о труде определяет порядок
найма и увольнения работников, формы, системы и размеры оплаты труда,
распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставления выходных
дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с
действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное
медицинское и иное обязательное страхование. Предприятие обеспечивает
работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами
и нормами.
Предприятия могут приобретать необходимые ему ресурсы, реализовывать свою
продукцию и услуги любым, не противоречащим законодательству способом по не
противоречащим законодательству ценам. Предприятие вправе открывать
расчетный и другие счета в любом банке и осуществлять все виды расчетных,
кредитных кассовых и иных операций. Предприятие может самостоятельно
осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с
законодательством РФ, входящих в нее республик и иметь валютный счет в
соответствующем банке.
Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в
бюджет (чистая прибыль), поступает в полное его распоряжение. Направления
использования чистой прибыли определяются учредителем.
Проблемы становления малого бизнеса в России
Нельзя с уверенностью сказать, что для страны таких масштабов как Россия
малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать
лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных
промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и
сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль.
Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая
ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные
услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные
операции, а также посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России
экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, добиться
эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие
малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую
атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения
рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере,
создает дополнительные рабочие места, является основным источником
формирования среднего класса.
В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и
материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег",
быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в
другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали
импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из
государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от
налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование,
культуру торговли многие бизнесмены получили благоприятные возможности для
обогащения.
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий,
работающих в сфере торговли и посреднических услуг, преобладает (см.
Приложение 1) Кроме того, существует большое количество предприятий,
зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров
народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее,
занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование -
все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает
направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за
выживание.
Все это приводит к тому, что часть зарегистрированных предприятий малого
бизнеса оказывается не в состоянии приступить к реальному производству
продукции.
Государственная поддержка
Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в
развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и
малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной
государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую
очередь, путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов
продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций, льготного банковского
кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических
центров, развития системы страхования, организации материально-технического
снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства,
разработка и реализация конкретных комплексных программ.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по
следующим направлениям:
1.
Формирование инфраструктуры
предпринимательства;
2.
Создание льготных условий
предпринимательства государственных финансовых материально-технических и
информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных
ресурсов, разработок и технологий;
3.
Установление упрощенного
предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их
продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской
отчётности, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого
предпринимательства.
4. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров
для малых предприятий.
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при
проведении политики, направленной на государственную поддержку малого
предпринимательства:
1. разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства РФ в
области государственной поддержки малого предпринимательства;
2.
проводят анализ состояния
применения мер по его государственной поддержке;
3. организуют разработку и реализацию Федеральной программы
государственной поддержки малого предпринимательства;
4.
подготавливают предложения об
установлении для субъектов
предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об
использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных
фондов РФ для поддержки малого предпринимательства;
5.
оказывают содействие органам
исполнительной власти
разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства.
Государством принимается федеральная программа поддержки малого
предпринимательства. Такая программа принималась на 1998-1999г, 2000-2001г.
Информация о работе Малые предприятия и их роль в экономике (Россия, регион)