Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 09:28, контрольная работа
Международные экономические организации представляют собой прежде всего специфическую форму проявления и организации экономического сотрудничества между различными странами. При этом необходимо отметить, что на современном этапе общественного развития пределы действия международного права, характер международных организаций, а также их возможности играть относительно активную роль в становлении международного сотрудничества представляют собой как бы равнодействующих двух объективных тенденций.
Введение 3
1. Международные экономические организации в системе международных экономических отношений 5
1.1 Сущность и основные этапы развития международных экономических организаций 5
1.2 Классификация международных организаций 9
1.3 Основные международные экономические организации 12
1.3.1 Всемирная торговая организация (ВТО) 13
1.3.2 Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 15
1.3.3 Международный валютный фонд 17
1.3.4 Международный банк реконструкции и развития (МБРР) 18
1.3.5 Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 20
Заключение 35
Список использованной литературы 36
План
В современных условиях экономика каждой страны поневоле попадает в возрастающую зависимость от экономики других стран. Это проявляется в многообразии связей, складывающихся между странами. Сейчас отдельное государство практически не может существовать обособленно от других стран, не вступая с ними в разнообразные взаимосвязи. Экономические отношения между странами уже не ограничиваются внешней торговлей, товарообменом. Они включают движение капитала между странами, миграцию рабочей силы, научно – технический обмен.
Международные экономические организации представляют собой прежде всего специфическую форму проявления и организации экономического сотрудничества между различными странами. При этом необходимо отметить, что на современном этапе общественного развития пределы действия международного права, характер международных организаций, а также их возможности играть относительно активную роль в становлении международного сотрудничества представляют собой как бы равнодействующих двух объективных тенденций.
Объект исследования является международные экономические организации и их роль в развитии экономики России. Интерес к данной теме связан с возросшим влиянием экономических организаций на мировую экономику и в частности на Россию.
Целью работы является предоставить
структуру, направления деятельности
и роль международных экономических
организаций в экономики
В соответствии с поставленной целью, формируются следующие задачи:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Международные экономические организации стали глобальным, всеохватывающим явлением, оказывающим многогранное влияние на мировую экономику и политику. Оценка этого влияния и перспектив международных экономических организаций представляет большой научный интерес.
Следует отметить, что международные
экономические организации
До Великой Депрессии 30-х годов преобладали неоклассические взгляды на экономику, которая рассматривалась как саморегулируемая система. Великая депрессия обнаружила несостоятельность «рыночного романтизма», уповавшего только на магическую силу «невидимой руки» рынка. Возникла потребность в повои теории, но только раскрывающей глубокие причины разрушительных кризисов, но и вооружившей политиков действенным инструментов экономической стабилизации. Джон Кейнс обосновал необходимость активного», государственного вмешательства в экономические процессы.1
«Великая депрессия» выявила взаимную
зависимость экономик капиталистических
стран. В этой связи действия правительства
одной страны в сфере национальной
экономики неизбежно
Первый этап охватывает период с конца второй мировой войны до конца 50-х гг. Характерной особенностью данного этапа является определяющая роль США в деятельности международных экономических организаций. В этот период большинство организаций было создано по инициативе США и контролировалось ими. К таким организациям следует отнести Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Организация экономического сотрудничества и развитие (ОЭСР) и Координационный комитет по контролю за экспортом стратегических товаров в социалистические страны (КОКОМ). Кроме того, следует также отметить, что создание ООН сопровождалось учреждением специализированных экономических структур в рамках сообщества наций. Это создавало определенный противовес монополии США в формировании мирового экономического порядка. Кроме того, важным событием было создание в 1957 г. Европейского экономического сообщества (ЕЭС), заложившего организационную основу мощных интеграционных процессов в Западной Европе.2
В целом система международных
экономических организаций
– во-первых, она включала в основном промышленно-развитые капиталистические страны;
– во-вторых, регулирование сводилось, в основном, к либерализации международной торговли путем снижения таможенных пошлин.
Второй этап начался в начале 60-х годов. Он отражал существенные изменения в соотношении сил в мировом хозяйстве. Эти изменения были обусловлены усилением Западной Европы и Японии, ликвидацией колониальной системы и появлением множества новых государств, а также необходимостью определенной экономической координации со странами социалистического блока. Вследствие этого формы взаимодействия стали более разнообразными и разносторонними.
Действующие организации (МВФ, МБРР, ГАТТ) утратили однородность состава в связи с вступлением в них большого числа освободившихся и некоторых социалистических стран. В целом промышленно развитые капиталистические страны стали занимать в них около 1/4 численного состава этих организации. Конечно, изменение количественного соотношения еще не означает качественно новой обстановки внутри них. Но прежней свободой действий ведущие державы уже не располагали. Тем более, что во многих организациях решения принимались большинством голосов, и каждая страна обладала только одним голосом. Вовлечение в орбиту международных экономических организаций большинства стран мира было весьма важным качественным изменением. Оно показывало, что мировая экономика находится в таком качественном состоянии, когда координация экономической политики и сотрудничество становится насущной потребностью любой страны мира. При этом различия политического устройства даже отходят на второй план, а на первое место выходят интересы экономической выгоды.3
Третий этап развития международных экономических организаций начался в 70-е годы. Усилилось экономическое сотрудничество капиталистических стран со странами социалистического блока. Развивающиеся страны стали требовать установления более справедливого мирового экономического порядка, эквивалентного обмена с развитыми капиталистическими странами. В результате краха Бреттон-Вудской системы, усиления Западной Европы и Японии обострились экономически противоречия между индустриальными державами. Многочисленность некоторых международных экономических организаций стала препятствовать эффективному решению некоторых мировых экономических проблем. Возросла необходимость согласования экономической политики главных капиталистических стран, поскольку их взаимозависимость в экономике еще более усилилась. Вследствие этого возник новый международный орган с ограниченным числом участников, в рамках которого легче было добиться согласованности. С 1975 г. такой орган стал действовать – стали проводиться ежегодные встречи на высшем уровне представителей стран «большой семерки»: США, Канады, Японии, ФРГ, Англии, Франции и Италии. И хотя этот форум не имеет постоянно действующих органов и аппарата, его влияние на мировые процессы велико. Несомненно, что «семерка» контролирует большую часть мировой экономики.
Четвертый этап в развитии международных
экономических организаций
Систематизация международных экономических организаций представляет научную проблему, привлекающую внимание многих экономистов. При всем многообразии подходов к классификации следует признать, что необходимо применение различных критериев. Один критерий классификации вряд ли приемлем, поскольку международные экономические организации многочисленны, имеют различные функции и сферы действия.
В публикациях западных экономистов
и политологов международные
экономические организации
Одним из первых теоретиков международных экономических организаций был Дж. Най (США). Он избрал для своей типологической схемы 2 фактора: 1) географический, 2) характер деятельности. Соответственно он разделил все международные организации по географическому признаку на региональные и квазирегиональные (расположенные за пределами определенного географического региона). А по характеру деятельности – на военные, политические и экономические. Согласно этой типологии, ЕЭС, бывший СЭВ, Латиноамериканская ассоциация свободной торговли относятся к региональным организациям. А МВФ – к квазирегиональным.5
О роли региональной организации легче судить но тому. чего она достигает на пути интеграции. Дж. Най анализирует различные уровни интеграции. Самый низкий уровень – это «некое подобие интеграции». Оно характеризуется чисто символическим согласованием экономической политики, обилием деклараций и необязательностью решений для участников процедур согласования. Второй уровень – это создание «сообщества безопасности», которое уже обладает региональными структурами. Эти структуры реально препятствуют возникновению силовых конфликтов между странами-участниками.
Третий уровень интеграции –
«функциональное
Представляют интерес
Миллер разделил все региональные организации на 3 группы: организации сотрудничества, союзы или альянсы (военно-политические) и функциональные организации. Беннет выделил дна основных класса международных организаций: глобальные (универсальные) и региональные. К глобальным организациям Беннет отнес ООН. Интересно, что к региональным организациям Беннет отнес региональные комиссии ООН, которые являются связующим звеном между ООН и региональными системами.
При анализе целей и структур существующих глобальных и региональных организаций можно обнаружить, что при всех их разнообразии они однотипны по своей сути, имеют сходную структуру и цели. Едва ли не самый существенный признак организации обеспечение глобальной либо региональной «безопасности». «Безопасность» в широкой трактовке распространяется не только на военно-политические, но и на экономические аспекты региональных и межрегиональных отношений. При анализе основополагающих документов межгосударственных организаций (как глобальных, так и региональных) обнаруживается сходство целей и задач их сотрудничества. На первый план выдвигаются задачи экономического сотрудничества во имя прогресса и процветания каждой отдельной страны, целого региона или всего мирового сообщества.6
Структурно-организационные
Несмотря на сходство структур, механизмов
функционирования, влияние международных
экономических организаций