Международные экономические отношения и их регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:46, реферат

Краткое описание

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объемам международных экономических отношений. Международная торговля — старейшая форма международных экономических отношений. Она существовала еще за долго до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Именно развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое зачастую могло расти лишь на базе импортного сырья и массового заморского спроса.

Содержание

Введение
Теория сравнительных преимуществ как научное обоснование
политики свободной торговли
Торговые барьеры как механизм реализации политики
протекционизма во внешней торговле
Интеграция России во Всемирную торговую организацию
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по Международным экономическим отношениям.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Международные экономические отношения и их регулирование

  1. Введение
  2. Теория сравнительных преимуществ как научное обоснование  
    политики свободной торговли
  3. Торговые барьеры как механизм реализации политики  
    протекционизма во внешней торговле
  4. Интеграция России во Всемирную торговую организацию
  5. Заключение
  6. Список используемой литературы

 

Введение.

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объемам международных экономических отношений. Международная торговля — старейшая форма международных экономических отношений. Она существовала еще за долго до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Именно развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое зачастую могло расти лишь на базе импортного сырья и массового заморского спроса.

Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества.

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

 

Теория сравнительных преимуществ как научное обоснование  
политики свободной торговли

 Проблемы международной торговли интересовали ученых и политиков еще в те времена: когда иные направления экономической теории еще небыли развиты.

Доктрина меркантилизма была с XVI века до середины XVIII века, тогда международное разделение труда было преимущественно ограничено двухсторонними и трехсторонними отношениями. Промышленность еще не оторвалась от национальной почвы и торговля в основном носила типичный, обоснованный особенностями климата, характер.

В конце XVIII века торговля колониальными товарами составляла в ценностном выражении более 1/3 мировой торговли. Действительно, выгоднее выращивать цитрусовые в тропиках, а не в Англии, где можно разводить тонкорунных овец и выделывать высококачественную кожу и шерсть.

В конце XIX начале XX века произошли существенные сдвиги в экономике международной торговли. С 1928 г. промышленные изделия занимали около 40% мирового экспорта, сырье и полуфабрикаты 35%, продовольственные товары сократились до 25%. Основные положения этой теории шведский экономист Хекшнер опубликовал в своей статье в газете, а вот благодаря переводу Оливера и обобщениям экономистов эта теория успешно заняла ведущее место в экономике международных отношений.  
Страны экспортируют те товары, в производстве которых более всего используется избыточный фактор.

Основных факторов выделили три - это труд, капитал, земля. 
Разные страны в разной степени наделены трудовыми ресурсами, землей и капиталом. Например Швейцария, Австрия, Англия, Америка страны с развитым капиталом. А Россия, Индонезия, Китай это страны с богатыми людскими ресурсами.

В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

Первостепенный по важности эффект растущих издержек заключается в том, что они ставят границы специализации. По этой причине нередко продукция, произведенная внутри страны, напрямую конкурирует с аналогичной или точно такой же импортной продукцией. 
Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. Структура ресурсов и уровень технологических знаний каждой страны различны. Следовательно, каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых в стране выше относительно других стран.

Если каждая страна будет поступать таким образом, мир может в полной степени использовать преимущества географической специализации.  
Побочная выгода от свободной торговли заключается в том, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками. Это также вынуждает отечественные предприятия вводить новшества и держать руку на пульсе технического прогресса, повышая качество продукции, использовать научные разработки, вкладывать деньги в научные и отраслевые исследования, таким образом содействовать экономическому и научно техническому прогрессу.

Торговые барьеры как механизм реализации политики  
протекционизма во внешней торговле.

Несмотря на всю убедительность аргументов в пользу свободной торговли, в действительности на пути свободной торговли стоит большое количество барьеров.

1.Пошлины.

Пошлины являются акцизным налогом на импортные товары, они могут вводиться с целью получения доходов государства или для защиты внутренних производителей. Фискальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны (например, для США это кофе, бананы ... ). Ставки фискальных пошлин в основном невелики, и их целью является обеспечение федерального бюджета налоговыми поступлениями.

2. Протекционистские пошлины

Протекционистские пошлины предназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции. Хотя протекционистские пошлины недостаточно высоки для полного прекращения импорта иностранных товаров, они все же ставят иностранного производителя в невыгодное положение при торговле на внутреннем рынке ( например, для США это японские автомобили, которые отличаются относительно дешевыми ценами в сравнении с американскими машинами, или европейская косметика и парфюмерия престижных фирм, имеющих мировую известность.

3. Импортные квоты

С помощью импортных квот устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. Часто импортные квоты выступают более эффективным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины. Несмотря на высокие пошлины, определенное изделие может импортироваться в относительно больших количествах, но низкие импортные квоты полностью запрещают импорт товара сверх определенного количества.

4. Нетарифные барьеры

Под нетарифными барьерами понимается система лицензирования, создания неоправданных стандартов качества продукции его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. Так, Япония и европейские страны часто требуют от импортеров получения лицензий. Ограничивая выпуск лицензий, можно эффективно ограничивать импорт.

Анализ спроса и предложения обнаруживает, что защитные пошлины приводят к повышению цен и снижают объемы товаров, на которые эти пошлины распространяются . Иностранные экспортеры обнаруживают, что продажа их товаров сократилась . Местные производители выигрывают от роста цен и увеличения объема продаж. Пошлины ведут к менее эффективному размещению внутренних и мировых ресурсов. 
В определенных случаях наиболее сильными аргументами в пользу защитных мер выступают ссылки на неразвитость промышленности и необходимости в оборонных отраслях. Большинство других аргументов в пользу протекционизма являются полуправдой, эмоциональными призывами либо неверными утверждениями, которые как правило , подчеркивают немедленный эффект от введения торговых барьеров и игнорируют долгосрочные последствия.

Макроанализ экономики государства показывает ,что совокупные расходы в открытой экономике состоят из потребительских расходов (С), капиталовложений (I), государственных расходов (G), чистого экспорта (Xn). Чистый экспорт равен разности между экспортом (X) и импортом (М). Увеличение совокупных расходов в результате сокращения импорта (М) окажет стимулирующее воздействие на внутриэкономическое развитие, поскольку повлечет за собой резкий рост доходов и занятости . Но такая политика имеет серьезные дефекты.

В долгосрочном плане превышение экспорта над импортом в качестве средства стимулирования внутренней занятости обречено на неудачу.

Интеграция России во Всемирную торговую организацию.

До начала 90-х годов Россия не являлась членом Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. Участие в этих организациях в принципе открывает более широкие возможности для получения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития, поскольку соглашения с МВФ являются положительным сигналом для других инвесторов. Достижение соглашений с МВФ также позволяет прийти к соглашениям о переоформлении российской внешней задолженности, большая часть которой представляет долги бывшего СССР, с Парижским и Лондонским клубами. Весьма важно и то, что, являясь членом международных валютно-финансовых и кредитных организаций, Россия приобщается к богатому опыту регулирования валютной, кредитной и финансовых сфер, накопленному мировым сообществом.

Однако вступление в международные организации, в частности в МВФ, налагает на Россию обязательства, выполнение которых требует принятия в ряде случаев трудных политических решений.

В 1995г. МВФ предоставил России сроком на 1 год кредит стенд-бай на сумму 4313,1 млн СДР, что равно ее квоте, под осуществление программы стабилизации экономики. Ход реализации программы отслеживался ежемесячно, а не ежеквартально, как это обычно принято. Однако отношения России с МВФ складывались не всегда благоприятно. В некоторых случаях, оценивая усилия российского правительства по реформированию экономики как недостаточные. Фонд или отказывался предоставлять обещанные кредиты, или замораживал их предоставление. Согласившись с просьбой России в начале 1996 г. о выделении нового крупного займа сроком на 3 года в рамках механизма расширенного кредитования, МВФ уже в июле 1996г. отложил перевод очередной, пятой части 10-миллиардного долларового кредита на сумму 330 млн долларов. В качестве причины указывалось на невыполнение российским правительством условий, ранее согласованных с МВФ: был превышен бюджетный дефицит; пополнение доходов бюджета за счет сбора налогов оказалось значительно ниже планируемого. Однако в дальнейшем было найдено компромиссное решение. Тем не менее, уже в конце 1996г. ситуация практически повторилась. В октябре 1996г. МВФ объявил о том, что откладывает перевод шестого транша на сумму 340 млн. долларов. Это решение было принято Фондом после визита в Москву делегации экспертов для ознакомления с ходом выполнения согласованной с МВФ программы.

Став членом МБРР, Россия обрела новый источник финансовых средств. В середине 90-х банк предоставлял РФ кредиты на общую сумму до 2 млрд. долл. в год. Суммарный объем ресурсов, которые банк согласился выделить России, достиг, по данным на 1 сентября 1996г., 6,4 млрд. долл. Только Китай и Индия получают от Всемирного банка больший объем ресурсов. В основном кредиты банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку экономических реформ в России. В ряде случаев МБРР участвует в капитале российских предприятий, приобретая часть их акций.

Сотрудничество России с Европейским банком реконструкции и развития в последние годы развивается вполне успешно. Ресурсы, предоставленные банком, используются для поддержки нефтегазовой промышленности, мелкого и среднего бизнеса. Одной из крупных программ, суммарная стоимость которой оценивается в 520 млн. долларов, стало создание региональных венчурных фондов. Основная часть средств фондов направляется в предприятия, выпускающие потребительские товары. Запрещается делать вложения в производство табачных изделий, алкогольных напитков, оружия, а также в игорные дома и ряд других сфер. 
Одним из направлений деятельности ЕБРР в России является приобретение им акций российских банков, в том числе региональных. Российские банки стремятся расширять сотрудничество с ЕБРР, поскольку это будет способствовать, в частности, улучшению расчетов по экспортно-импортным операциям. ЕБРР сделал вложения (35 млн. долл.) в Токобанк, а также приобрел пакет акций в Российском банке проектного финансирования. Кредитные линии открыты нескольким российским банкам, в том числе Московскому международному банку, а также Кузбассоцбанку. Партнерство ЕББР с Кузбас-соцбанком в сфере кредитования малого бизнеса, начавшееся еще в 1994г., оказалось достаточно успешным. Некоторые программы в России ЕБРР ведет совместно с МБРР. Так, продолжается осуществление проекта развития финансовых учреждений, который правительство РФ реализует за счет «Займов от МБРР (200 млн. долл.) и ЕБРР (100 млн.). В результате должна повыситься надежность ряда ведущих российских банков, расшириться и улучшиться набор предоставляемых ими услуг. Как предполагается, за короткий срок (уже к 1998г.) банки, участвующие в проекте, смогут достичь международных стандартов банковской деятельности.

В дальнейшем российские банки-участники проекта смогут воспользоваться средствами двух других займов МБРР и ЕБРР, которые предусматривают стимулирование средне- и долгосрочных инвестиций в российскую промышленность.

В ряде случаев ЕБРР принимает на себя риск, от которого отказываются частные коммерческие банки. Примером может служить кредитование банком ряда российских судостроительных компаний. 
Россия, переживающая в конце XX века нелегкий период утверждения рыночных начал в экономике, может использовать свое членство в международных валютно-кредитных и финансовых организациях для более целенаправленного и быстрого, но в то же время и менее болезненного перехода к новым формам хозяйствования.

Информация о работе Международные экономические отношения и их регулирование