Методы борьбы с недобросовестной конкуренцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Главным механизмом современной рыночной системы является конкуренция. Конкуренция в переводе с латинского языка значит сталкиваться и означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты недобросовестной конкуренции
1.1 Понятие недобросовестной конкуренции
1.2 Классификация видов недобросовестной конкуренции
2 Причины и экономические последствия видов недобросовестной конкуренции
2.1 Демпинг
2.2 Недобросовестная реклама
2.3 Промышленный шпионаж
3 Методы борьбы с недобросовестной конкуренцией
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Антимонопольное управление.docx

— 52.92 Кб (Скачать файл)

Согласно американским стандартам, оснастить аппаратурой поиска группу из пяти профессионалов обойдется в 750 тысяч долларов. На полную проверку помещений общей площадью, например, 300 квадратных метров у этой группы уйдет минимум два дня. Заказчику это обойдется в 200 долларов за квадратный метр. В Москве и Петербурге метр стоит 40-50 долларов при схожей производительности. Но, призывая серьезно относиться к защите коммерческих секретов, специалисты напоминают про еще один важнейший момент - не переборщить. Шпионофобия в голове руководителя может быть не менее вредна для работы фирмы, чем сами шпионы.

 

3 Методы борьбы с недобросовестной конкуренцией

 

3.1 О законодательстве Российской Федерации в сфере защиты от недобросовестной конкуренции

 

Российское антимонопольное  законодательство запрещает недобросовестную конкуренцию и рассматривает  ее как одну из форм деятельности, оказывающую  негативное влияние на конкуренцию. В ряде случаев недобросовестная конкуренция может осуществляться с целью захвата монопольного положения в какой-либо сфере  предпринимательской деятельности или в каком-либо регионе.

В настоящее время в  Российской Федерации сформирована правовая база, позволяющая антимонопольным  органам пресекать недобросовестную конкуренцию в административном порядке.

Основой правового регулирования  конкурентных отношений является Конституция  Российской Федерации, которая, с одной  стороны, закрепляет право каждого  на использование своих способностей и имущества для предпринимательской  и иной не запрещенной законом  экономической деятельности, а с  другой - устанавливает запрет экономической  деятельности, направленной на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию.

Отдельные отношения, возникающие между конкурирующими хозяйствующими субъектами, регулируются Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции), который вступил в силу с 26 октября 2006 года, и частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), полностью вступившей в силу с 1 января 2008 года.

Правовыми основаниями для  защиты антимонопольными органами интересов  хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции являются пункт 2 статьи 11 ГК РФ, согласно которому допускается возможность защиты гражданских прав в административном порядке, и пункт 7 статьи 1252 ГК РФ, которым предусматривается, что «в случаях, когда нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признано в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права может осуществляться как способами, предусмотренными настоящим кодексом, так и в соответствии с антимонопольным законодательством». Также положения Закона о конкуренции пресечение недобросовестной конкуренции относят к задачам антимонопольных органов и предоставляют антимонопольным органам соответствующие полномочия.

Закон о конкуренции, как  и ранее действовавший Закон  РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках», является основным законодательным актом, на основании которого антимонопольные  органы осуществляют защиту от недобросовестной конкуренции. Процедура рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, в том числе  пресечение недобросовестной конкуренции, определена в главе 9 Закона о конкуренции.

В соответствии с названным  правовым актом дело о недобросовестной конкуренции может быть возбуждено на основании заявлений коммерческих и некоммерческих организаций, федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представлений прокурора, а также  по собственной инициативе антимонопольного органа.

В ряде случаев действия хозяйствующего субъекта могут одновременно содержать признаки нарушения нескольких законов, контроль соблюдения которых  относится к компетенции антимонопольных  органов. Так, в отдельных случаях  речь может одновременно идти о нарушении  Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федерального закона от 18 июля 1995 года № 108-ФЗ«О рекламе» и Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В связи с этим при подготовке заявления необходимо определить подлежащий применению закон и конкретные правовые нормы, которые позволят антимонопольному органу наиболее эффективно пресечь нарушение. В частности, следует иметь в виду, что одной из целей Федерального закона «О рекламе» является защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы. Таким образом, отдельные нормы этого закона пересекаются с некоторыми положениями статьи 14 Закона о конкуренции. Учитывая то, что возбуждение двух различных дел по одному факту невозможно, при подготовке заявления следует четко определить законодательный акт, который, по мнению заявителя, следует применить. При этом необходимо учитывать, что, например, в ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе не требуется устанавливать ряд обстоятельств, которые важны для констатации недобросовестной конкуренции в соответствии с Законом о конкуренции.

Из определения недобросовестной конкуренции, которое содержится в  статье 4 Закона о конкуренции, следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией одновременно должны выполняться  несколько условий, а именно: действия которые причинили или могут  причинить убытки другим хозяйствующим  субъектам - конкурентам либо нанесли  ущерб или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно статье 4 Закона о конкуренции к хозяйствующим  субъектам относятся:

1) индивидуальный предприниматель;

2) коммерческая организация;

3) некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

В соответствии с ГК РФ к  коммерческим организациям относятся  полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества, производственные кооперативы и унитарные предприятия. К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, а также объединения (ассоциации, союзы) коммерческих и некоммерческих организаций. К индивидуальным предпринимателям относятся граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и прошедшие государственную регистрацию в таковом качестве.

Из статьи 2 ГК РФ следует, что предпринимательской может  быть признана лишь деятельность тех  лиц, которые зарегистрированы в  установленном законом порядке  в качестве лиц, осуществляющих таковую  деятельность. Доказательством такой  регистрации является свидетельство  о регистрации и учредительные  документы. При этом, как правило, организационно-правовая форма и  учредительные документы иностранных  юридических лиц не соответствуют  ГК РФ. В таком случае доказательством  того, что эти лица являются хозяйствующими субъектами, могут быть документы, свидетельствующие  о фактически осуществляемой ими  на товарных рынках Российской Федерации  предпринимательской деятельности (например, договоры).

Ввиду того, что положения  Закона о конкуренции, относящиеся  к хозяйствующим субъектам, распространяются и на группу лиц, к лицам, в отношении  которых может быть возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, следует относить и группу лиц.

Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение  преимущества в предпринимательской  деятельности понимается их объективная  способность предоставить субъекту такие преимущества. При этом сами преимущества означают такое превосходство  над конкурентами, которое позволяет  увеличить размер получаемой прибыли  по отношению к уровню прибыли  при воздержании от указанных  действий. Иначе говоря, действия хозяйствующего субъекта могут считаться направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующему субъекту увеличить получаемую прибыль либо предотвратить ее неизбежное снижение.

Под законодательством понимаются, прежде всего, Конституция и законодательные  акты Российской Федерации. Кроме этого, согласно статье 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Согласно статье 5 ГК РФ обычаем  делового оборота признается сложившееся  и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное  законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет. При этом обычаи делового оборота применяются, если они не противоречат положениям существующего  законодательства или договору.

В то же время термины  «добропорядочность», «разумность», «справедливость» российским законодательством не определены, в связи с этим указанные термины  следует применять в соответствии с их общим значением в русском  языке. Термин «добропорядочный» обычно толкуется как приличный, достойный  одобрения, порядочный, а термин «порядочный», в свою очередь - как честный и  соответствующий принятым правилам поведения.

Категории «разумность» и  «справедливость» отражают различные  моральные принципы, при этом они  должны распространяться именно на предпринимательскую  деятельность, поскольку правила  поведения, например, в быту, могут  расходиться с принятыми правилами  осуществления предпринимательской  деятельности.

Последним признаком недобросовестной конкуренции, указанным в ее определении, является причинение вреда другому хозяйствующему субъекту конкуренту. Такой вред может выражаться в убытках, которые терпит конкурент, или в ущербе его деловой репутации. При этом в обоих случаях для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно лишь одной возможности наступления таких последствий, и доказательств реального вреда не требуется.

Под убытками в статье 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело  или должно произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение  имущества (реальный ущерб), а также  неполученные доходы, которые это  лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право  не было нарушено (упущенная выгода).

Под деловой репутацией, как правило, понимается сложившееся  общественное мнение о профессиональных достоинствах и недостатках лица. Такое мнение складывается на основе оценки общественно значимых обстоятельств  осуществления лицом своей деятельности. Ущербом деловой репутации следует  считать негативные изменения в  такой оценке, что может выражаться, например, в изменении положительного мнения о лице на отрицательное, ухудшении  мнения о деятельности лица, снижении к нему доверия со стороны контрагентов и покупателей.

В разных странах экономическое развитие имеет свою специфику, поэтому принимаемые в них законы о недобросовестной конкуренции базируются на общеконституционных принципах и принципах Гражданского кодекса, прецедентного права и специальных законах.

Закон о недобросовестной конкуренции может касаться классических случаев незаконного использования  знаков и фирменных наименований. Этот закон служит дополнением к другим специальным законам, когда он может обеспечить средство защиты в случаях, не предусмотренных этими законами. Например, незарегистрированный товарный знак в стране, где регистрация является единственным основанием для его охраны по закону о товарных знаках, может быть защищен от незаконного использования законом о недобросовестной конкуренции. Во всяком случае, запрещая нечестную практику в торговле, закон о недобросовестной конкуренции может обеспечить защиту даже тогда, когда другие законы ее не обеспечивают.

И, наконец, что считать  нечестным и недобросовестным в  большей мере зависит от экономической  и социальной обстановки (или ситуации) в данное время и в данном месте. Поэтому необходимо, чтобы закон  о недобросовестной конкуренции  был приспособлен к меняющимся обстоятельствам. Этот закон должен устанавливать  твердые правовые рамки и вместе с тем быть достаточно гибким в  плане выработки и применения мер, которые будут адекватными конкретным и постоянно меняющимся социальным и экономическим условиям в данной стране, смогут служить эффективным средством борьбы с теми или иными видами нечестной, недобросовестной конкуренции.

недобросовестный  конкуренция борьба

 

Заключение

 

Итак, подводя итог всему  вышесказанному нужно отметить, что  конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики. Но, как любое явление, имеет свою негативную разновидность - недобросовестную конкуренцию.

Говоря о негативных методах  ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что они подрывают нормальное функционирование и развитие рыночных отношений, дезорганизуют рынок  в целом. Вследствие недобросовестной конкуренции сокращается число  рабочих мест, наносится ущерб  производителям вплоть до полного банкротства, взвинчиваются цены, и это далеко не полный перечень негативных последствий.

Однако следует помнить, пока есть сама конкуренция, будет существовать и недобросовестная конкуренция. Наша задача и задача государства, прежде всего, - позаботиться о том, чтобы  ее проявления оказывали как можно  меньше негативный характер на рыночные отношения.

Информация о работе Методы борьбы с недобросовестной конкуренцией