Методы управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 20:37, доклад

Краткое описание

Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.

Вложенные файлы: 1 файл

Методы управления персоналом.docx

— 31.29 Кб (Скачать файл)

Методы управления персоналом

13.1. Экономические методы управления

Это система  приемов и способов воздействия  на исполнителей с помощью конкретного  соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.

В качестве основных методов управления здесь выступает  система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально  связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера  целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности  или с результатами деятельности всей фирмы.

13.2. Организационно-распорядительные  методы управления

Это методы прямого  воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу организационных  методов относят:

- организационное  проектирование; 
- регламентирование; 
- нормирование.

При этом не указываются  конкретные лица и конкретные даты исполнения.

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители  и сроки выполнения.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей  частью к конкретным ситуациям.

Обычно распорядительные методы основываются на организационных.

Сущность организационного регламентирования состоит в  установлении правил, обязательных для  выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав  фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы  расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.

Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих  фирм.

Распорядительные  методы реализуются в форме:

- приказа; 
- постановления; 
- распоряжения; 
- инструктажа; 
- команды; 
- рекомендации.

Управление  производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений  в процессе производства.

13.3. Социально-психологические методы  управления

Поскольку участниками  процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с  другими методами управления.

К ним относятся:

- моральное  поощрение; 
- социальное планирование; 
- убеждение; 
- внушение; 
- личный пример; 
- регулирование межличностных и межгрупповых отношений; 
- создание и поддержание морального климата в коллективе.

13.4. Мотивация исполнителя

Предпосылки успешной активной работы по исполнению заключаются в возможностях исполнителей:

- знать (информация  о целевых установках или мероприятиях, по которым принято решение); 
- сметь (эти установки и мероприятия должны быть "допустимыми" для исполнителей, в том числе не нарушать юридических и этических норм); 
- мочь (исполнители должны иметь средства для выполнения порученного); 
- хотеть (они должны быть мотивированы).

Под мотивом  понимают побуждение человеческого  поведения, базирующееся на субъективных ощущениях недостатков или личных стимулов. Мотивы человеческого поведения  имеют определенную иерархию (она  обычно называется "пирамидой Маслова") (тема 5).

Прежде всего следует обеспечить сотрудника

- возможностями  выполнить работу; 
- определить его рамки действий; 
- четко сформулировать цели и задачи; 
- создать окружение, способствующее выполнению задачи (предоставить средства, необходимую информацию, сформировать организацию, использовать стиль управления, основанный на сопричастности исполнителей).

Мотивационное управление концентрируется:

- на влиянии  на состояние мотивации (степени  идентификации сотрудника с фирмой, формировании его мотивов); 
- чувстве его собственного достоинства (уважения как личности, сообщения о его значении для фирмы, ожиданиях результатов от его деятельности); 
- приведении мотивов в действия (обсуждаются личные интересы и возможности сотрудника); 
- усилении мотивов; 
- оценке работы и аттестация (пересмотр зарплаты, рост, дополнительные выгоды); 
- удовлетворении потребностей; 
- обеспечении процесса мотивации.

Хорошая работа по мотивации сотрудников ведет:

- к увеличению  оборота и прибыли; 
- улучшению качества изделий; 
- более творческому подходу и активности во внедрении достижений НТП; 
- повышенному притоку сотрудников; 
- повышению их работоспособности; 
- большей сплоченности и солидарности; 
- уменьшению текучести кадров; 
- улучшению репутации фирмы.

13.5. Процесс формирования управленческих  кадров

Перед каждой фирмой постоянно стоят задачи формирования управленческих кадров. Управляющие  увольняются, уходят на пенсию, передвигаются  по служебной "лестнице" и т.п. Этапы формирования управленческих кадров показаны на рис. 13.1.

Рис. 13.1. Схема процесса формирования руководящих  кадров

Поиск менеджеров

Обычно менеджеров находят среди сотрудников фирмы, что в большинстве случаев  является лучшим решением по очевидным  причинам.

При поиске управляющих  со стороны пользуются следующими методами:

- непосредственное  обращение к определенным лицам  с предложением занять должность  (обычно это касается менеджеров  высшего звена); 
- заявления о предоставлении работы; 
- объявления в средствах массовой информации, например объявление конкурса в газете (обычно это касается менеджеров среднего и низшего звеньев); 
- услуги посреднических фирм (биржи труда, службы занятости населения).

Предварительный отбор.

Претенденты на занятие должности, как правило, заполняют специальные анкеты, где  указывают все интересующие фирму  данные о себе. По анкетным данным и  предварительным беседам производится:

- отсев неудовлетворяющих  фирму лиц (по возрасту, образованию  и т.д.); 
- разделение остальных менеджеров по профессиональному признаку (быстрота реакции, оценка руководителей) и личному положению (семейное положение, возможность командировок, возможность работать в несколько смен и т.п.); 
- проведение бесед с целью определения системы ценностей и предпочтений кандидата.

Собственно отбор:

- психологический  тест (логика, анализ, концентрация  внимания); 
- тест относительно образа действий в различных ситуациях.

13.6. Содержание работы руководителя

Всю работу по управлению можно разделить на две  части:

- управление  деятельностью фирмы; 
- управление людьми (персоналом) (рис. 13.2).


Информация о работе Методы управления персоналом