Механизм государственного регулирования инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 09:51, контрольная работа

Краткое описание

Задача - осуществить научную оценку причин подавленности инновационных устремлений субъектов экономических отношений в России и выработать основы целостного финансово-экономического механизма обеспечения эффективного НТП, механизма инновационной активности предприятий. Цель - выработка предложений по разработке стратегии развития и государственной поддержки инновационного предпринимательства.

Содержание

Введение 2
1. Основные противоречия инновационной сферы 4
2. Механизм государственного регулирования инновационной деятельности 6
3. Пути преодоления кризиса инвестиционных финансовых ресурсов 10
заключение 12
Задание 2. 14
Задание 3. 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Вложенные файлы: 1 файл

экономика предприятий.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

 

В последнее время возросла актуальность и значимость исследований, посвященных изучению механизмов государственного регулирования инновационной деятельности. Это может быть связано с возросшей наукоемкостью экономического прогресса. Расширенное воспроизводство стало немыслимым без присутствия в нем фактора науки, и экономическое развитие приобрело инновационный характер. Одна из центральных проблем - стимулирование инновационной деятельности, рациональное финансирование научно-технических и инновационных программ. Следовательно, необходим финансово-экономический механизм как комплекс условий, способствующих возрождению и стимулированию инновационной активности в нашей стране. Задача - осуществить научную оценку причин подавленности инновационных устремлений субъектов экономических отношений в России и выработать основы целостного финансово-экономического механизма обеспечения эффективного НТП, механизма инновационной активности предприятий. Цель - выработка предложений по разработке стратегии развития и государственной поддержки инновационного предпринимательства.

Как известно, инновационная деятельность включает два этапа: создание инноваций и освоение их производством. Более или менее благополучна ситуация с правовым регулированием первого этапа инновационной деятельности. Правовой базой инновационного процесса является законодательство в области охраны интеллектуальной собственности. В настоящее время в связи с предстоящим вступлением России в ВТО, в основные нормативные акты в области интеллектуальной собственности внесены соответствующие изменения и дополнения. В их числе Патентный закон РФ, законы «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». На обсуждении в Государственной думе находятся изменения и дополнения в закон « Об авторском праве и смежных правах».

Что касается второго этапа инновационной деятельности, то ее правовое регулирование осуществляется посредством институтов гражданского законодательства. Отношения, возникающие в связи с использованием нововведений в предпринимательской деятельности, опосредуются различными договорами (лицензионный, уступки исключительного права (патента), доверительного управления, подряда на выполнение проектных и изысканных работ, на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ и др.), регламентируемыми Гражданским кодексом РФ.

 

 

  1. Основные противоречия инновационной сферы

 

Говоря о противоречиях инновационной сферы необходимо отметить следующие:

1. нет  ощутимых предпосылок для появления заинтересованности предприятий в научно-техническом поиске, изобретениях, инновациях; отсутствуют системы экономически выгодного накопления ресурсов для предпринимательских проектов инновационного характера; почти утрачен интерес к инвестициям в обновление производства;

2. недооценка  решающей роли государства и  региональных властей в формировании  рыночной инфраструктуры инновационного  типа;

3. дефицит  высококвалифицированных специалистов.

Становление инновационного типа экономического развития:

1. появление  отчетливо выраженной функции  науки по непрерывной интенсификации  процессов общественного и индивидуального  производства;

2. превращение  новых технологий в один из  решающих факторов конкурентных  стратегий фирм, рассчитывающих на долговременный успех на внутреннем и внешнем рынках;

3. высокая  фундаментальность наиболее значимых  технологических нововведений, опирающихся  на экономические исследования;

4. повышенная  гибкость организационно-экономических  форм, объединяющих усилия исследователей, разработчиков, маркетологов, способных приносить высокий коммерческий и социально-экономический эффект;

5. наличие  ресурсно-финансовой среды, обладающей  высокой инновационной готовностью;

6. значительное  институциональное влияние (государственное, региональное и пр.) на сферу науки и технологического развития, на механизм научно-технических инноваций.

 

Цель инновационной политики - создание экономических правовых и организационных условий, обеспечивающих рост конкурентоспособности отечественной продукции, эффективное использование научно-технических результатов исследований, решение других задач социально-экономического развития. Активизация инновационного процесса и повышение его эффективности, включая широкое освоение достижений высоких технологий и незамедлительное обновление активной части основных производственных фондов, является главным путем выхода экономики из кризиса. Формирование и реализация инновационной политики основывается на создании такой управленческой, экономической и финансовой системы, которая позволит с высокой эффективностью использовать в реальном секторе на новой институциональной и правовой основе интеллектуальный, научно-технический и промышленный потенциал страны.

 

 

  1. Механизм государственного регулирования инновационной деятельности

 

К механизмам государственного регулирования инновационной деятельности относятся:

1. Законодательное  регулирование инновационной деятельности.

2. Выработка  долгосрочной инновационной стратегии  на основе долгосрочных и среднесрочных социально-технических, инновационных и экологических прогнозов с учетом предстоящих изменений конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка.

3. Выбор  инновационных приоритетов. Ресурсы, которые могут выделить государство  и частный сектор на инновационную трансформацию экономики, ограничены. Поэтому важно их не распылять, а сконцентрировать на сравнительно узком круге передовых технологий, дающих наибольший эффект. Эта решается путем определения приоритетных направлений развития науки, техники и критических технологий федерального уровня.

Исходные принципы при формировании приоритетов:

а). технологические потребности экономики России (насыщение потребительского рынка конкурентоспособными товарами и услугами; развитие социокультурной сферы, здравоохранения и медицины; освоение высокотехнологичной продукции, опережающее развитие машиностроения; ресурсообеспечение и ресурсосбережение, освоение новых поколений материалов, энергосберегающих и экологически чистых технологий; развитие современной инфраструктуры, новых поколений средств транспорта и связи; укрепление обороноспособности страны);

б). конкурентоспособность продуктов (технологий), уровень новизны, патентная защищенность;

в). эффективность - норма прибыли или другого полезного эффекта, который может быть получен от реализации критических технологий; ожидаемый срок окупаемости инвестиций в инновации;

г). реальность - обеспеченность научным заделом, кадровым потенциалом, производственными мощностями.

4. Формирование  системы инновационных проектов  и программ - основная форма реализации выбранных приоритетов государственной инновационной политики. Совокупность взаимосвязанных проектов образует федеральную целевую инновационную программу.

5. Государственная  поддержка стратегических направлений  инновационного развития. Необходимо создать экономические, информационные, организационные, кадровые условия для реализации приоритетов. Это обеспечивается сочетанием различных методов и инструментов прямой и косвенной государственной поддержки реализации инновационной политики.

а). прямое бюджетное финансирование иновационных программ и проектов в области науки, образования, здравоохранения, экологии, обороны; финансирование освоения и первоначального распространения новых поколений техники и технологии, имеющих ключевое значение для повышения технического уровня и конкурентоспособности экономики. Это находит выражение в перечнях федеральных целевых программ и адресных инвестиционных проектов инновационного характера;

б). косвенная государственная поддержка в формах налоговых и таможенных льгот, налоговых и инвестиционных кредитов.;

в). государство должно оказывать особую поддержку малому инновационному бизнесу, который берет на себя риск технологических прорывов и обеспечивает занятость научно-технических, инженерных кадров

г). государство берет на себя заботу об охране интеллектуальной собственности, используемой в процессе инновационной деятельности или создаваемой в этом процессе;

д). государство оказывает помощь в информационном обеспечении инновационной деятельности путем создания при бюджетной поддержке информационных фондов и баз данных по законченным НИОКР, изобретениям и патентам, инновациям, технологическим потребностям предприятий, инновационным фондам, венчурным фондам;

е). государство должно осуществлять кадровую поддержку инновационной деятельности, осуществляя подготовку инновационных менеджеров, финансируя повышение квалификации в этой области, создавая учебные и консультационные инновационные центры, организуя зарубежные стажировки по этому направлению деятельности, организуя издание учебной и справочной литературы по инновационной деятельности.

ж). государственная поддержка осуществляется путем формирования инновационных институтов - корпораций, консорциумов, холдингов, финансово-промышленных групп, транснациональных компаний, которые аккумулируют и вкладывают инвестиции в освоение и распространение новых поколений техники и технологий, осуществляют координацию деятельности участников инновационного процесса, ведут целенаправленный маркетинг на внешнем и внутреннем рынках.

Экономические и финансовые аспекты инновационной политики.

Наиболее важной задачей реформирования экономики России в целом и инновационной системы, в частности, является разработка и использование рационального финансового механизма:

1. cоздание условий повышения инновационной активности всех потенциальных инвесторов;

2. разработка  адекватных механизмов поддержки  платежного спроса на НИОКР  и инновации;

3. привлечение  финансовых капиталов в инновационную  сферу и их целевое использование;

4. обеспечение условий защищенности, доходности и возвратности инвестиций в НИОКР и технологическое развитие.

 

  1. Пути преодоления кризиса инвестиционных финансовых ресурсов

 

В основе инвестиционного и инновационного кризиса в России находится дефицит финансовых инвестиционных ресурсов, нехватка инвестиционного капитала и слабая инвестиционная активность в сфере предпринимательской деятельности. Эти проблемы инновационного процесса могут быть устранены благодаря целенаправленной государственной политике и государственному воздействию на экономическую деятельность путем создания соответствующей экономической среды.

Резкое снижение объемов выпуска средств производства и сокращение фронта прикладных НИР, а также других форм инновационной деятельности позволяет говорить об относительной нехватке инновационных материально-интеллектуальных ресурсов. Этот дефицит вызван глубоким спадом спроса, огромной недозагрузкой производственных мощностей и научно-исследовательских организаций, то есть падением степени использования многообразного производственного и научно-технического потенциала. Расширение соответствующего спроса позволило бы за относительно короткие сроки значительно поднять уровень использования этого потенциала. Для этого необходимо:

1. финансирование  подготовки научных и инженерных кадров и повышения их квалификации;

2. поддержка  специальных инновационных программ  в сфере производства и бизнеса;

3. формирование  системы госзаказа на проведение  НИОКР, что обеспечивает устойчивый  спрос на многие новшества;

4. налоговая, амортизационная и иная политика, стимулирующая инновационную деятельность;

5. финансирование  фундаментальной и прикладной  науки;

6. создание  инфраструктуры инновационной деятельности  на федеральном, региональном и  местном уровнях, в отраслевом разрезе и на уровне предприятий;

7. организационная  деятельность по объединению  усилий науки, производства и  бизнеса в инновационной деятельности;

8. защита  стратегических инновационных интересов  нации в сфере внешней политики.

 

заключение

 

Таким образом, основными направлениями государственной поддержки инновационной политики являются следующие:

· содействие повышению инновационной активности, обеспечивающий рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

· ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

· сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма;

· содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.

Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.

Информация о работе Механизм государственного регулирования инновационной деятельности