Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 11:40, контрольная работа
Таким образом, под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: механистическая модель и органическая модель. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.
Введение 3
2 Механистическая модель 4
3 Органическая модель 8
4 Сравнение механистической и органической структур 10
5 Заключение 11
6 Список литературы 13
Модель организации, которая создает у индивидов чувство персональной значимости и ответственности и обеспечивает удовлетворенность, гибкость и развитие, имеет следующие характеристики:
- Она относительно проста, поскольку снижает значение специализации и расширяет диапазон работ;
- Она относительно децентрализована, поскольку не делает упора на власти и увеличивает глубину работ;
- Она относительно неофициальна, поскольку делает упор на продукте и потребителе как основах управления.
Необходимо отметить, что органический тип структуры управления находится лишь в начальной фазе своего развития, и в «чистом» виде его используют пока немногие организации. Но элементы этого подхода к структуре управления получили довольно широкое распространение, особенно в тех компаниях, которые стремятся приспособиться к динамично меняющейся среде. К органической модели относятся такие виды организационных структур как матричная, структура по проекту.
Процессы |
Механистическая структура |
Органическая структура |
|
Подчиненные не ощущают свободы в обсуждении рабочих проблем с руководителями, которые, в свою очередь, не интересуются их идеями и мнением |
Включает осознанную уверенность и доверие между руководителями и подчиненными по всем вопросам. Подчиненные свободны в обсуждении рабочих проблем с руководителями, которые, в свою очередь, интересуются их идеями и мнением |
|
Включает
только физические, гарантированные
и экономические мотивы при наличии
чувства страха и опасении санкций.
Неблагоприятные |
Включает полный диапазон мотивов через методы участия. Благоприятные отношения относительно организации и ее целей |
|
Информация поступает по направлению сверху вниз и имеет тенденцию к искажению, неточности |
Информация поступает свободно по организации – вверх, вниз, по горизонтали. Информация точная и неискаженная |
|
Закрытое и ограниченное. Подчиненные мало влияют на цели управления, методы и активность |
Открытое и широкое. Руководители и подчиненные могут влиять на цели, методы и активность управления |
|
Относительно централизовано. Осуществляется только руководством организации |
Относительно децентрализовано. Осуществляется на всех уровнях через групповой процесс |
|
Осуществляется руководством организации, исключается групповое участие |
Групповое участие в постановке высоких, реальных целей |
|
Централизованный. Акцент на фиксирование ошибок и виновных в них |
Распределен по организации. Акцент на самоконтроль и решение проблем |
|
Пассивное участие менеджеров, которым не доверяют развитие человеческих ресурсов организации |
Активное участие служащих, пользующихся полным доверием в развитии посредством приобретения опыта, человеческих ресурсов организации |
5 Заключение
Существуют два типа организационных структур управления: механистический и органический.
Механистическая модель - организационное проектирование, цель которого – достижение высокого уровня производства и эффективности на основе широкого использования правил и процедур, централизованной власти и высокой специализации работ. Это такие виды организационных структур, как линейная, линейно-штабная, функциональная, дивизиональная структуры. Механистическая модель эффективна для фирм, которые используют технологию серийного производства, для которых существует рынок для более или менее стандартного продукта (автомобилей, продуктов питания, одежды). Задача производителя – эффективное производство с помощью обычных средств. Изготовление изделий осуществляется с учетом технических стандартов. В таких организациях применяются идеи научного менеджмента.
Органическая модель направлена на достижение высоких уровней адаптивности и развития при ограниченном использовании правил и процедур, децентрализации власти и относительно низкой степени специализации. Это такие виды организационных структур, как матричная, структура по проекту. В таких фирмах цикл начинается с разработки изделия. Ключом к успеху является способность посредством проведения научных исследований создать новый продукт, который может быть изготовлен на уже существующем оборудовании или в новом производстве, если для него определен рынок. Для осуществления функций разработки, маркетинга производства требуется научный персонал и специалисты самой высокой квалификации. Поскольку успех этих фирм зависит от применения новых научных знаний, органическая модель для них наиболее эффективна.
В механической структуре проблемы и задачи, с которыми сталкивается организация в целом, разбиваются на множество мелких составляющих по отдельным специальностям. Каждый специалист решает свою задачу как обособленную от остальных. Технические методы и средства решения задач, права и обязанности каждого элемента системы точно определены. Взаимодействие в системе управления происходит, в основном, по вертикали. Производственная деятельность и поведение персонала регламентировано инструкциями и решениями руководства. При управлении такой организацией, имеющей сложную иерархическую структуру, используется простая система контроля, где информация поступает снизу вверх.
Однако когда возникают проблемы, которые нельзя разложить на отдельные элементы и распределить между специалистами в соответствии с определенной иерархической ролью, то в этом случае только органические системы позволят адаптироваться к нестабильным условиям. Здесь сотрудники должны будут решать свои задачи в свете задач организации в целом, значительная часть формальных характеристик и должностных обязанностей отпадает: они должны пересматриваться в ходе решения задач. Взаимодействие происходит как по вертикали, так и по горизонтали, как консультации коллег.
Органические
структуры больше всего подходят для фирм,
которые действуют в быстро меняющейся
обстановке, в то время как механистические
наоборот — больше подходят для организаций,
действующих в условиях, которые меняются
довольно медленно. Поэтому адаптивные
типы структур нельзя считать в любой
ситуации более эффективными, чем механистические.
Они представляют собой лишь две крайние
точки и реальные структуры лежат между
ними. Кроме того, бывает, что различные
подразделения внутри одной и той же организации
имеют разные структуры.
5. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. - М.: Прогресс, 1986.
6. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003.
7. Управление персоналом:
Учебник для вузов
/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е
изд. Перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 560 с.
Информация о работе Механистические и органические организации, их характеристики и различия