Миграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:41, реферат

Краткое описание

В огромном спектре направлений общественной жизни, регулируемых деятельностью государства, миграционная политика – одно из самых сложных, противоречивых, болезненных для нашей страны. Она должна служить не только национальным интересам России, обеспечивая безопасность, содействуя развитию экономики, повышая демографический потенциал; она должна строиться и в интересах тех, кто является ее непосредственными участниками – переселенцев и принимающего населения, обеспечивая реализацию их прав.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Трактовка понятия «миграция». Виды миграционных
движений.
2. Значение миграции: причины, функции, последствия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

миграция111111.docx

— 33.92 Кб (Скачать файл)
  1. изменение численности населения и его возрастной структуры;

изменения в составе населения  по образовательному уровню, социальному  статусу, сферам деятельности;

  1. увеличение этнической мозаичности населения, возможное обострение конфликтов на религиозной, этнической основе;
  2. снижение спроса на рабочие места в районах выбытия и повышение его в районах вселения – изменения на локальных и региональных рынках труда, усиление конкуренции в сфере занятости;
  3. массовые миграции, организованные или регулируемые государством (беженцы, эвакуированные жители) требуют больших материальных затрат и наличия спецслужб;
  4. в идеале же, являясь экономически рациональным поведением, миграция населения должна вести к выравниванию уровней развития регионов.

Сегодня широко распространен  подход рассмотрения всех возможных  последствий миграции с позиции  национальной безопасности стран, охваченных миграционными потоками. Таким образом, обозначив общие итоги миграции, необходимо учесть последствия ее, прежде всего, для самих переселенцев. Они связаны с трудностями  не только организационного, правового  характера (необходимость получения  регистрации, гражданства), но и с  трудностями психологической адаптации (принятие нового социального окружения, ценностей), нахождения своего места в жизни другого государства или его территории, нестабильным, а подчас и кризисным материальным положением (невозможность трудоустройства, работа не по специальности). При вынужденной миграции серьезно нарушается социальная интеграция человека – из одной природной и социокультурной среды он попадает в другую, разрывая прежние свои связи и традиции и пытаясь установить новые. В этом сущность объекта и предмета социальной работы с мигрантами как маргиналами», т. е. людьми, утратившими свой прежний социальный статус, находящимися в процессе поиска и обретения иного, лучшего .

Миграция всегда вынуждена, только нужда это бывает разной . Пусть не каждый переселенец вправе претендовать на получение статуса, например, беженца, по законам государства, не каждый претендующий может его получить, но для любого человека существовала некая причина, побудившая, вынудившая его поменять место жительства. И хотя те люди, кто действительно бежал от реальных преследований и столкнулся с угрозой жизни, здоровью в месте своего прежнего обитания, ярче, острее переживают сам факт и последствия своего переезда, но и люди, добровольно и без внешних драматических причин решившиеся на переселение, неизбежно столкнуться с необходимостью адаптации и решения других перечисленных выше проблем.

Поэтому в работе с мигрантами особенно важным является оказание конкретной помощи, что возможно только при  разработанной стратегии государства  по регулированию миграционных процессов, существовании отлаженного взаимодействия органов исполнительной власти в  данной сфере, их взаимодействии с общественными  организациями, функционировании сети территориальных учреждений, учитывающих  местную ситуацию и ее особенности, с одной стороны, но с другой –  и использующих накопленный опыт и применяющих специфические  технологии работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
          Попытка многоаспектного изучения конкретного направления миграционной политики в рамках целостной ее системы, во взаимосвязи с базовыми научными представлениями о миграции и региональными особенностями локальной миграционной ситуации дала возможность объективно представить всю сложность исследуемого предмета, обусловленную как теоретической глубиной и неоднозначностью положений всех отраслей наук, изучающих миграцию, так и проблемами практического, организационного характера.

Результатом осмысления теоретических  представлений о миграции как  явлении экономического, социального, правового поля стало убеждение  в необходимости комплексного изучения данного феномена с позиции самостоятельной  науки – миграциологии – которая на сегодняшний день все же не утвердилась в этом статусе, хотя и имеет богатый материал и категориальный аппарат, разработанный в рамках смежных с ней дисциплин. Единый подход к изучению миграционных процессов в этом случае позволил бы обогатить, объединить разрозненные материалы и, возможно, восполнить пробелы недостающих областей знания.

Сегодня же, пользуясь преимущественно  данными демографии и миграционного  права, в меньшей степени –  социологии и психологии, мы имеем  возможность определить миграцию не только как процесс территориальной  мобильности, но и как ситуацию смены  идентичностей и статуса человека, которая и обуславливает необходимость  его социальной поддержки и правового  сопровождения.

Однако конкретный человек  – переселенец, мигрант – лишь один из участников многостороннего  миграционного процесса, объединяющего  обменивающиеся населением государства  с их интересами и приоритетами в  различных областях жизни и сферах управления. Учет интересов всех участников – залог грамотной миграционной политики, включающей политику иммиграции, натурализации и интеграции, каждая из которых решает специфические задачи, но в целом способствует взаимовыгодному разрешению конфликтной по существу ситуации переселения.

Политика в отношении  соотечественников за рубежом –  одно из приоритетных направлений современной  миграционной политики, значимость которого предопределена историческими особенностями  развития российского государства, равно как предопределена и юридическая  неопределенность самого понятия «соотечественники  за рубежом», апеллирующего в существующей своей трактовке к особенностям воспитания и мировоззрения людей, оказавшихся за пределами России – как на территории постсоветского пространства, так и за его пределами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Балашова, Т. Н. Миграция и демография как неотложные направления развития приоритетных национальных проектов / Т. Н. Балашова // Миграционное право. – 2007. - №1. – С. 19-21.
  2. Методология и методы изучения миграционных процессов [Текст]: междисциплинарное уч. пособие / Ж. Зайончковская, И. Молодикова, В. Мукомель [и др.]. – М.: Центр миграционных исследований, 2007. – 370 с.
  3. Мухаев, Р. Т. Социология [Текст]: учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 397 с.
  4. Юдина, Т. Н. Социология миграции [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Т. Н. Юдина. – М.: Академический проект, 2006. – 272 с.
  5. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"

 


Информация о работе Миграция