Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие модели фирмы и обоснование путей ее функционирования в условиях рыночной среды.
Для достижения цели курсовой были определены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие фирмы и ее виды;
2) Определить роль фирмы как субъекта предпринимательства;
3) Определить роль конкурентоспособности фирмы в рыночной среде;
4) Рассмотреть понятие и основные факторы конкуренции.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Модель функционирования фирмы в рыночной среде
1.1. Общая характеристика фирмы: ее цели, задачи и виды………………....4
1.2. Фирма как основной субъект предпринимательства……………………14
1.3. Конкурентоспособность фирмы…………………………………………..18
2. Практическое задание (вариант №69)……………………………………....25
Заключение……………………………………………………………………...36
Список используемой литературы………………………………………….....38
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика фирмы»
Тема: «Модель функционирования фирмы в рыночной среде»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Модель функционирования фирмы в рыночной среде
1.1. Общая характеристика фирмы: ее цели, задачи и виды………………....4
1.2. Фирма как основной
субъект предпринимательства………
1.3. Конкурентоспособность фирмы…………………………………………..18
2. Практическое задание (вариант №69)……………………………………....25
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………....
ВВЕДЕНИЕ
Появление и широкое
распространение фирм относится
к периоду первоначального
Поэтому тема моей курсовой работы «Модель функционирования фирмы в рыночной среде».
Целью курсовой работы является раскрытие модели фирмы и обоснование путей ее функционирования в условиях рыночной среды.
Для достижения цели курсовой были определены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие фирмы и ее виды;
2) Определить роль фирмы как субъекта предпринимательства;
3) Определить роль конкурентоспособности фирмы в рыночной среде;
4) Рассмотреть понятие и основные факторы конкуренции.
Объект исследования: процесс функционирования фирмы в рыночной среде.
Предмет исследования: организационно-экономические отношения фирмы.
При выполнении курсовой работы использовались научные и учебно-методические работы отечественных и зарубежных авторов, публикации в научных журналах «Вопросы экономики и права».
1. Модель
функционирования фирмы в
1.1.
Общая характеристика фирмы:
Основной структурной единицей, субъектом предпринимательской деятельности является фирма.
Появление и широкое распространение фирм относится к периоду первоначального накопления капитала. Именно тогда стали возникать многие индивидуальные и ассоциированные предприятия, ставшие впоследствии опорой фабричного производства и организационной формой предпринимательской деятельности. Функции фирм на последующих этапах экономического развития и научно-технического прогресса постоянно расширялись, а их роль в экономике возрастала.
Профессор Л.А. Жданов трактует
понятие фирма следующим
С.Н. Ивашковский отождествляет понятие «фирма» и «компания»: «Фирма, или компания, - производственная единица, преобразующая фактор производства в обладающие более высокой ценностью промежуточные и конечные товары и услуги». И далее: «Фирма – основная производственная единица и важнейший элемент теории рынка, она служит для объяснения того, как взаимодействуют производители и как их решения по ценообразованию и выпуску влияют на рыночное предложение и цену». [1,9]
Профессор С.Д. Ильенкова следующим образом следующим образом формулирует понятие фирма: « Фирма – хозяйствующий субъект и участник экономического процесса. Как участник экономического процесса фирма является институционной единицей, что связано с одним из основных понятий системы национальных счетов. На фирме осуществляются различные экономические операции (производство и реализация продукции, работа с поставщиками сырья, материалов, оборудования и других ресурсов, выработка заработной платы, платежи налогов, получение ссуд, приобретение ценных бумаг и др.)». [1,9]
Четкое определение
фирмы привели известные
Из приведенных определений можно сделать ввод, что фирма – это юридическая организация, состоящая из одного или нескольких предпринимательских предприятий, занимающаяся производством продукции, ее реализацией или оказывающая какие-либо услуги.
Целью функционирования фирмы является удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли.
Важной задачей предприятия, фирмы является обеспечение стабильного экономического роста. На этом пути приходится преодолевать различные негативные факторы: изменение и падение спроса на продукцию, услуги; сокращение поступления материальных ресурсов; снижение их качества; дефицит квалифицированной рабочей силы; проблемы в системе расчетов и платежей и др. Непосредственная, частная задача предприятия, фирмы состоит в преобразовании факторов производства, их переработке и выпуске готовой продукции или оказании определенных услуг.
Фирма, как правило, включает в себя одно или несколько предприятий, организационную структуру фирмы можно представить в следующем виде.(рис.1) [1,24]
Рис.1 Организационная структура фирмы
В структуру фирмы и соответственно составляющих ее предприятий входят два крупных блока подразделений: производственные, а также управленческие и обслуживающие. Ведущую роль в составе производственных подразделений играют основные цеха и производственные участки. В них выполняются операции по непосредственному изготовлению основной продукции, предназначенной для продажи.
Производственные
Состав и взаимосвязи основных и вспомогательных цехов, а также обслуживающих хозяйств производственного назначения называют производственной структурой фирмы. Такая структура зависит от вида и объема выпускаемой продукции, форм специализации и характера межфирменной кооперации, форм организации труда на фирме и других факторов.
В составе управленческих и обслуживающих подразделений ведущую роль играет управление фирмой. Структура органов управления фирмой складывается в зависимости от размера фирмы, характера выпускаемой продукции, особенностей маркетинга.
Социально- бытовые подразделения обеспечивают соответствующие нужды работников фирмы, а так же член их семей (жилищно-эксплуатационные конторы, столовы, ясли и детские сады, медсанчасти). В последнее годы наблюдается тенденция освобождение фирм и предприятий от несвойственных им социально-бытовых подразделений и передача их местным муниципальным органам.
Состав и взаимосвязи производственных, а так же управленческих и обслуживающих подразделений составляют организационную (или общую) структуру фирмы.
Фирмы, работающие на российском рынке, законодательно оформлены как юридические лица. Они имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом. Могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязательства, быть истцом и ответчиком в суде. Фирмы как юридические лица различаются целым рядом признаков: принадлежностью их к секторам экономики, размерами, степенью специализации и масштабами производства однотипной продукции, способами организации производства и степенью механизации и автоматизации, организационно-правовыми формами. Рассмотрим их более подробно.
1. По характеру потребляемого сырья фирмы заняты либо в добывающей, либо в обрабатывающей промышленности. Фирмы добывающей промышленности занимают лидирующие позиции за счет устоявшейся структуры экономики России, основа которой была заложена еще в период планового ведения хозяйства.
Обрабатывающая промышленность во всем мире служит залогом стабильности уровня развития. Фирмы, занятые в российской обрабатывающей промышленности, испытывают определенные трудности, вызванные последствиями структурного, технологического и конъюнктурного кризиса (например, инвестиционные, сбытовые, технологические трудности, снижающие показатели рентабельности и прибыли).
2. По назначению готовой продукции фирмы заняты в производстве средств производства или в производстве предметов потребления. Производством средств производства в России занимаются крупные фирмы, функционирующие в основном как акционерные общества (например, станкостроительные и приборостроительные фирмы).
Производство предметов
потребления наиболее привлекательно
для средних и малых фирм, функционирующих
в различных организационно-
3.В зависимости от технологической общности выделяют фирмы с непрерывным процессом производства и дискретным процессом производства. Технологический процесс непрерывен от момента поступления сырья и материалов до выхода готовой продукции в основном в рамках аппаратурной технологической общности, когда производственные операции протекают в специальном оборудовании для изменения химического состава предметов труда. Примером аппаратурных технологических процессов могут служить такие, как плавка стали, производство пластмасс, продуктов перегонки нефти.
Дискретный характер имеют механические и физические технологические процессы, которые осуществляются путем постепенного продвижения предмета труда от операции к операции. При этом реализация операций, как правило, требует непропорциональных затрат времени, что вызывает перерывы между ними.
4. По времени работы в течение года различают фирмы круглогодичного и сезонного действия. Фирмы, работающие непрерывно круглый год, используют сырье и материалы, поставки которых не связаны с сезонным фактором, а также производят готовую продукцию, спрос на которую также не связан со временем года. К таким можно отнести фирмы, занятые добычей полезных ископаемых, обрабатывающие производства, сектор финансовых, страховых, медицинских услуг и др. Сезонный характер имеют предприятия прежде всего сельского хозяйства, а также связанные с переработкой сельскохозяйственного сырья; занятые в лесном хозяйстве и рыболовстве; строительстве; туризме и т.п.
5. В зависимости от размеров российские фирмы подразделяются на четыре группы:
— крупные (годовая выручка свыше 1 млрд руб., численность работников — более 251 человека);
— средние (годовая выручка до 1 млрд руб., численность работников от 101 до 250 человек);
— малые (годовая выручка до 400 млн руб., численность работников от 16 до 100 человек);
— микрофирмы (годовая выручка до 60 млн руб., численность работников не более 15 человек).
Крупные промышленные фирмы в российской экономике функционируют в основном в форме акционерных обществ, так как были созданы путем приватизации государственной собственности в трансформационный период. В качестве примера можно отметить фирмы машиностроительного комплекса, авиастроение, металлургические комбинаты, нефтеперерабатывающие заводы.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к малым и средним фирмам относятся:
— потребительские кооперативы;
Информация о работе Модель функционирования фирмы экономической среде