Мониторинг финансово-экономического состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 18:59, реферат

Краткое описание

Сущность, понятие мониторинга. Его значение для финансово-экономического состояния предприятия.
Виды и цели мониторинга.
Роль банков и Федеральной службы Государственной статистики в мониторинге предприятий .
Формирование финансово-экономического мониторинга.

Вложенные файлы: 1 файл

58измененная курсовая58.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)
  • эффективности управления капиталом (коэффициенты рентабельности),
  • скорости возмещения вложенного капитала (коэффициенты оборачиваемости),
  • обеспеченности собственным капиталом;
  • обеспеченности обязательств предприятия;
  • движения денежных потоков.

Бланк помогает определить место показателей, характеризующих финансовое положение отдельного предприятия, в сравнении со средне-российскими данными по аналогичному виду деятельности и группе предприятий с сопоставимой величиной активов, а также выявить, насколько рискованно значение показателей предприятия с точки зрения его финансового положения.

Бланк «Отраслевое сопоставление показателей финансового положения предприятия» направляется исключительно руководителю предприятия для применения им по своему усмотрению. В частности, его можно использовать в качестве дополнительного аргумента в диалоге с кредитной организацией при рассмотрении вопроса о выдаче кредита [4, c.75].

Учитывая недостаточность такой информации, как спрос на банковские услуги, Банк России с 2003 года исследует один из важнейших сегментов экономики – рынок банковских услуг. С этой целью для предприятий разработана ежеквартальная анкета по спросу на банковские услуги. В аналитических обзорах, подготовленных по результатам таких опросов, отражаются структура спроса на банковские услуги и степень его удовлетворения, оценка качества банковских услуг и активность их использования предприятиями, ожидаемое изменение потребности в отдельных видах банковских услуг и спроса на них с учетом уровня процентных ставок. Использование этих обзоров поможет предприятиям лучше ориентироваться в спектре предлагаемых банковских услуг и определиться с выбором кредитных организаций.

Умелое использование руководителями предприятий аналитической информации (результатов мониторинга) на практике позволяет им более точно оценивать результаты своей работы, проводить сопоставление с результатами деятельности предприятий в целом по России, а также совершенствовать систему экономического анализа на предприятии и обоснованно прогнозировать развитие своего предприятия [14, c. 304]/

Одним из важнейших условий успешной реализации программы МП является состояние выборки. Расширение числа участников мониторинга и диверсификация их по видам экономической деятельности позволяет в необходимой мере учитывать все факторы, которые влияют на региональный рынок, что повышает качество и объективность экономического анализа. Тем самым повышается результативность проводимой Банком России денежно-кредитной политики и экономической политики, а также улучшается информационное обеспечение всех участников Программы МП.

Так как финансовый мониторинг нужен прежде всего самим предприятиям, следует возложить обязанность его проведения на предприятия, организации и аудиторские фирмы, а территориальные органы и агентства ФСДН России, центральный аппарат ФСДН должны контролировать его проведение в методическом и временном аспектах [4, c. 117]/

Это замечание принципиально важно в свете концепции аудита в стране и в связи с тем, что ответственность за контроль финансового состояния согласно Закону РФ №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», вступившему в действие с 1 марта 1998 г., возлагается, прежде всего, на руководителя предприятия. Это следует из ст. 8 и 9 Закона [2].

    1. Формирование финансово-экономического мониторинга

В общем виде процесс финансового мониторинга должен включать в себя следующие этапы:

1) определение целей и планирование  процесса мониторинга, разработка системы показателей, параметров мониторинга, а также их целевых значений, выбор средств и методов сбора информации;

2) наблюдение, сбор и обобщение  информации в соответствии с  определенными параметрами мониторинга. В качестве объекта мониторинга выступает ряд расчетных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

3) анализ и оценка параметров  хозяйственной деятельности на  основе информации, полученной на  предыдущем этапе. На данном этапе  анализируются тенденции изменения показателей, оцениваются фактические значения параметров мониторинга, а также факторы, воздействующие на них, оценивается влияние внешней среды на деятельность предприятия;

4) подготовка рекомендаций для  принятия управленческих решений  с целью своевременной корректировки и совершенствования деятельности предприятия. На данном этапе также возможна корректировка целевых параметров, в случае изменения условий внешней и внутренней среды;

5) контроль за результатами управленческих  воздействий и формирование информации для дальнейшего наблюдения [5, с. 21].

Финансовый мониторинг нужен прежде всего самим предприятиям и более правильно было бы возложить обязанность проведения мониторинга на предприятия и организации, а также аудиторские фирмы, а государственные  должны контролировать его проведение в методическом и временном аспектах.

Мониторинг текущего состояния предприятия осуществляется для оперативной диагностики, которая должна своевременно сигнализировать о негативных тенденциях изменения в деятельности предприятия.

Система мониторинга финансового состояния предприятия выполняет одновременно несколько функций. Поэтому чем более полным и качественным будет состав показателей, по которым этот мониторинг осуществляется, тем более эффективными будут управленческие мероприятия, осуществляемые руководством промышленного предприятия. Это дает нам повод рассмотреть существующие концепции систем мониторинга экономического состояния промышленного предприятия.

Система финансово-экономического мониторинга должна удовлетворять следующим требованиям:

  • отражать все основные финансово-экономические процессы, происходящие на предприятиях различных форм собственности;
  • определять стратегические и тактические приоритеты в развитии субъектов экономики;
  • позволять принимать решения в области взаимоувязки экономической и социальной политики, т.е. мониторинг должен содержать социальные показатели;
  • включать показатели, характеризующие конкурентную среду, уровень монополизма;
  • включать систему показателей, необходимую участникам рынка ценных бумаг, так как одним из важнейших условий получения права на размещение ценных бумаг является безубыточная деятельность в течение двух-трех лет. Для действующих акционерных обществ и организаций, выпустивших облигации, также должна быть предусмотрена соответствующая система показателей;
    • включать показатели, характеризующие состояние имущества предприятий, структурные и динамические параметры его изменения, в том числе динамику износа и обновления. Это необходимо потому, что только в единстве анализа имущества и платежеспособности можно говорить об отсутствии или наличии признаков экономического подъема. Необходимо также держать под постоянным контролем динамику недостатка или излишка оборотных средств на предприятиях, так как этот параметр должен быть положен в основу определения объема инвестиций (поддержки) предприятий на возвратной и безвозвратной основе [18, c. 296];

Система финансово-экономического мониторинга может быть сформирована частично на коммерческой основе. Отдельные субъекты рыночных отношений могут иметь доступ в компьютерную систему мониторинга за определенную плату. При этом плата должна быть минимальной и результаты мониторинга конкретных субъектов рынка должны полностью передаваться этим субъектам. Посредством использования системы мониторинга могут осуществляться и дополнительные консультационные услуги, в том числе и на платной основе.

В ходе мониторинга должны решаться следующие задачи: выявление основных тенденций социально-экономического развития субъектов рынка; ограничение деятельности предприятий-монополистов; стабилизация развития экономических и социальных процессов в регионе.

Периодичность мониторинга должна быть следующая: для крупных и средних предприятий — ежеквартально; для мелких предприятий мониторинг можно проводить с меньшей периодичностью, например через 6 месяцев или один раз в год. При этом целесообразно в ходе мониторинга делать сопоставления с предыдущими периодами.

Общий методический подход к выбору периодичности заключается в том, что чем чаще проводится мониторинг, тем лучше. Однако в силу ограниченности ресурсов для проведения мониторинга необходим выборочный подход: чаще необходимо проводить мониторинг крупных и социально значимых предприятий.

Группировка предприятий при проведении мониторинга должна быть следующей: отдельные предприятия, сгруппированные по различным признакам; группы предприятий одной отраслевой принадлежности; предприятия, сгруппированные по региональному признаку [11, с.194].

 

1.5 Мониторинг в современной системе управления

В российской экономике в настоящее время происходят сложные процессы, связанные с формированием рыночных отношений. В первую очередь эти процессы затрагивают предприятия и организации. При управлении деятельностью организаций реализуются такие функции, как планирование, организация, учет, анализ, контроль и регулирование. Но для эффективного управления необходима объективная и своевременная информация об изменениях, происходящих в управляемом объекте. Получение такой информации всеми участниками рынка возможно на основе создания системы экономического мониторинга. Мониторинг дает органам управления необходимую информацию для принятия эффективных управленческих решений и обеспечения устойчивого развития потенциала организации.

В настоящее время возрастает роль общегосударственной информационной системы и финансового мониторинга предприятий, позволяющих удовлетворять потребности как субъектов рынка, так и органов государственного управления. 
    Объективная необходимость мониторинга как составной части процесса управления обусловлена тем, что при повышении экономической ответственности различных региональных органов и центров управления за экономические реформы, они будут вынуждены создавать информационную базу для анализа финансового состояния предприятий, определять факторы, влияющие на финансовое состояние [9, с. 58]. 

Необходимость проведения мониторинга деятельности предприятия определяется юридическим и экономическим статусом самостоятельно хозяйствующих субъектов. Ориентация на определенные экономические цели и реализацию соответствующих интересов определяет значимость и направления мониторинга.

основные этапы мониторинга:

1. Определение целей и  объектов мониторинга, разработка  показателей, характеризующих объект  мониторинга, выбор средств и  методов сбора информации.

2. Наблюдение, изучение и обобщение информации, формирование информации для анализа.

3. Анализ информации, сравнение  фактических данных с плановыми, нормативными и др. показателями, поиск резервов и оценка перспектив  развития.

4. Систематизация и подготовка информации для принятия управленческих решений.

5. Контроль над результатами  управленческих воздействий. Разработка  мероприятий по устранению негативных  последствий в случае их возникновения.  

6. Анализ необходимости  дальнейшего проведения мониторинга, корректировка системы мониторинга.

  1. Выработка прогнозных направлений деятельности организации или корректировка стратегии деятельности в случае необходимости [19, c. 407].

Сущность первого этапа заключается в определении целей и объектов мониторинга в соответствии с особенностями производственно-хозяйственной деятельности организации, задачами, стоящими перед управленческим персоналом.

На втором этапе организуется сбор и регистрация информации о деятельности организации на основе бухгалтерской, статистической и внутренней отчетности, осуществляется оперативный контроль поступления и свода информации. 

На третьем этапе происходит анализ полученной информации, сравнение полученных данных с нормативными, плановыми и другими показателями, изучение динамики показателей. Таким образом, основой системы мониторинга является управление по отклонениям, когда сравниваются фактические характеристики с плановыми и расчетными показателями, определяются факторы, вызвавшие эти отклонения. 

Четвертый этап заключается в разработке альтернативных управленческих решений, нацеленные на устранение «узких мест» или на обоснование точек роста, приоритетных направлений развития производства. 

На пятом этапе контролируются результаты управленческих воздействий, определяются эффективность разработанных управленческих решений, причины, виновники негативных явлений, разрабатываются новые решения.

На последних этапах в случае необходимости уточняется методика мониторинга, принимается решение о дальнейшем проведении мониторинга, уточняются стратегические направления деятельности организации [10, с. 14].

 

Информация о работе Мониторинг финансово-экономического состояния предприятия