Мотивационные процессы в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проведение теоретического исследования по теме «Мотивационные процессы в организации». Изучение проблематики мотивации трудовой деятельности персонала на основе изучения литературы по данному вопросу.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

1. Изучить сущность понятия «Мотивация» посредством анализа терминологической сущности мотивации и стимулирования и изучения основ системы оптимальной мотивации труда.

2.

Для достижения положительного результата в нашей работе по средствам решения поставленной задачи необходимо проанализировать и систематизировать всю полученную информацию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ МОТИВАЦИЯ 5
1.1Анализ терминологической сущности «мотивация» «стимулирование» 5
1.2. Основы Системы оптимальной мотивации труда 10
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ 16
2.1. Основные принципы Механизма Оптимального Стимулирования Труда…………………………………………………………………………………………16
2.2. Материальное стимулирование………………………………………..23
2.3. Нематериальное стимулирование……………………………………..30
ГЛАВА 3. МОТИВАЦИЯ ТРУДА В РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Копия КУРСОВАЯ МОЯ 222 ПОСЛЕДНЯЯ ВЕРСИЯ.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

    Таблица 1

    Типология мотивационно-стимулирующее  воздействие по разным основаниям

    Предметы  стимулирования     Акценты стимулирования
субъект стимулирования отдельный работник

группа (отдел  подразделение и т.п.)

коллектив организации  в целом 

нормативная адекватность нарушение нормативных  показателей 

соответствие  нормативным показателям 

превышение нормативных  показателей 

уровень профессионализма соответствие уровню квалификации

повышение уровня квалификации

повышение уровня образования 

расширение набора специальностей

передача мастерства коллегам

степень напряжения

при выполнении работы

физическое 

эмоциональное

умственное 

организационное

степень ответственности  минимальная

средняя

высокая

предмет ответственности  оборудование 

помещение

качественность  материалов

адекватность  технологии

своевременность технического обслуживания

качество продукции 

уровень издержек в производстве

безопасность сотрудников

дообучение сотрудников  и т.п.

степень риска (опасности) здоровье 

деньги 

экономия  рабочего времени 

материал 

финансов 

сопричастность  в  увеличении  объема продаж

увеличении прибыли 

в загрузке производственных мощностей 

продвижении товара

выполнении плана  и т.д.

стаж  работы в организации  испытательный срок

0 год работы  в организации 

0 года работы  в организации 

0 года работы  в организации  и т.д. 

восстановление  энергетических затрат краткосрочные (релаксация)

долгосрочные (рекреация)

социальные  выплаты и льготы оплата праздничных  дней

оплата отпусков

оплата за отсутствие больничных листов

оплата больничных листов

оплата декретных  отпусков

медицинское страхование 

дополнительное  пенсионное обеспечение 

бесплатное питание  и т.д.

Рациональное 

предложение

внесение рационального  предложения 

участие во внедрении  рационального предложения 

за результат  внедрения 

Смежную взаимопомощь консультирование 

выполнение части  работы

другое участие 

Руководство

группами 

созданная под  задачу творческая группа

отдел  подразделение 

Карьерный рост рядового исполнителя 

менеджера нижнего  звена 

менеджера среднего звена 

обслуживающего  персонала 

 

            

Значение  введенных единиц системы стимулирования труда

    БОНУС – (лат. Bonus добрый,  хороший) - /коммерческий термин/ вознаграждение  премия10.

    БОНУС - 1) дополнительное вознаграждение  премия; 2) дополнительная скидка  предоставляемая  продавцом покупателю в соответствии с условиями сделки или отдельного соглашения.11

    Бонус  – это дополнительное вознаграждение работника, выплачиваемое по факту (подтвержденному актом или накладной и счетом фактуры) либо раз в месяц, либо раз в квартал за результаты своей деятельности значимые для организации. Это могут быть: повышение объема реализации продукции,  совершенствование качества продукта, повышение производительности труда,  увеличение количества продукта без ущерба для качества, уменьшение издержек производства, выполнение дополнительной задачи сверх запланированной и т.п.

    В силу различной специфики деятельности представителей разных профессий и  специальностей БОНУС подразделяется на:

  • коммерческий (для работников коммерческого звена предприятия);
  • производственный (для работников производственного звена предприятия);
  • сервисный (для работников звеньев  обслуживающих базовый процесс на предприятии).

    Механизм  расчета бонус для работника  каждого из этих звеньев  естественно  должен быть свой  в силу принципиального  отличия специфики деятельности этих звеньев организации.

    Кроме того,  бонус может быть Личный и Командный.

    Личный  Бонус (ЛБ) – вознаграждения, поощряющие высокие индивидуальные заслуги  работника в деле решения стратегических и тактических задач предприятия (достижение более высоких индивидуальных результатов, вклад в снижение издержек производства, в увеличение объемов реализуемой продукции/услуги  экономию ресурсов и т.п.)

    Командный Бонус (КБ) –  премиальное вознаграждение группы за достижение целей своего подразделения, стратегически или тактически значимых для организации в целом (увеличение продаж, повышение конкурентоспособности, повышение прибыли, рост производительности в подразделении  и пр.)

    ТАНТЬЕМА - дополнительное вознаграждение из чистой прибыли промышленных, торговых, банковских предприятий, акционерных обществ,  которые выплачиваются в капиталистических странах гл.обр. руководителям и высшим служащим12.

    ТАНТЬЕМА - дополнительное вознаграждение из чистой прибыли промышленных, торговых, банковских предприятий, которые выплачиваются членам их правлений  директорам  высшим служащим и др13.

    ТАНТЬЕМА   - это дополнительное вознаграждение (премия) представителей высшего управленческого звена, которое выплачивается за вклад руководителя на стратегическом (принципиальном) уровне в существенное улучшение общих финансово-хозяйственных и корпоративно-командных показателей. (Например, повышение общей прибыли предприятия,  продвижение и закрепление нового товара/услуги на рынке, успешную реализацию стратегических установок, существенное снижение величины издержек производства, значительную экономию ресурсов, повышение эффективности производства и т.п.)

     2.2.   Материальное стимулирование.

   В практике управления одной из самых  распространенных форм стимулирования является материальное стимулирование. Очень важно учитывать ситуацию, в которой материальное стимулирование осуществляется, и стараться избегать преувеличения его возможностей, так как человек имеет очень сложную и неодназначную систему потребностей, интересов, приоритетов и целей.

     Сущность материального стимулирования наемных работников заключается в следующем :

    1. это стимулирование высоких трудовых показателей наемного работника;
    2. это формирование определенной линии трудового поведения работника, направленной на процветание организации;
    3. это побуждение работника к наиболее полному использованию своего физического и умственного потенциала в процессе осуществления возложенных на него обязанностей.

   Поэтому стимулирование направлено на мотивацию  наемного работника к эффективному и качественному труду, который не только покрывает издержки работодателя (предпринимателя) на организацию процесса производства, оплату труда, но и позволяет получить определенную прибыль. Тогда как полученная прибыль идет не только в карман работодателю (предпринимателю), а используется на выплату налогов в федеральный и местный бюджеты, на расширение производства. Таким образом, стимулирование труда наемных работников не является частным делом конкретного предприятия и организации, а играет важную роль в экономическом развитии страны, в процветании национальной экономики.

   Материальное  стимулирование имеет два основных вида, учитывая предмет потребности.

    1. Материальное денежное стимулирование использует денежные средства, как стимул. Сюда относятся оплата по тарифам и окладам, премии, депремирование, штрафы и др. Предмет потребности – деньги.
    2. Материальное неденежное стимулирование управляет объектом посредством материальных благ, которые по каким – либо причинам затруднены для приобритения за деньги (жилье, путевки, др. материальные блага), т. е. Предмет потребности – набор жизненно важных для объекта материальных благ.

   Человека  необходимо стимулировать на высокую  самоотдачу. Одним из инструментов выступает материальное стимулирование

   Здесь главным идеологическим принципом  является идея справедливости. Она сигнализирует о том, насколько трудовые ресурсы работника обеспечены психологически – материальным вознаграждением. Т. е. формируются необходимые предпосылки для психологической настроенности сотрудников на рабочие процессы. Исходной базой настроенности являются различные варианты оплаты труда.

   Существуют  различные способы оплаты труда  и различные модели компенсации  трудовых усилий работников:

   • По прецеденту — работодатель и наниматель договариваются между собой, используя в качестве аргумента прецеденты оплаты такой же должности в других фирмах.

   • По объему работы — высокая оплата труда предполагает повышенные требования к квалификации, ответственность за материальные ценности фирмы и даже двойные обязанности при совмещении должностей.

   • По коэффициенту полезности — работник, принятый на ту или иную должность, например менеджер по продажам, оценивается выше, когда начинает расширять клиентуру или заключает особо выгодные сделки. Оплата труда, разовые и компенсационные выплаты оказываются для него достаточно высокими и оцениваются как справедливые.

   • По «закрытости» информации — оплата определяется тем, в какой мере работник находится в зоне «закрытой» информации, где коммерческие секреты представляют опасность для его жизнедеятельности. Если же они угрожают личной безопасности, то оплата повышается и за такие риски.

   • По особому интересу — оплата может быть достаточно высокой, если работник приходит из конкурирующей фирмы, имея свою клиентуру либо коммерчески ценную информацию.

   По  двойной квалификации — если работник приходит в фирму, имея квалификацию юриста и бухгалтера либо экономиста и психолога, а также менеджера со знанием двух- трех языков, то оплата увеличивается на треть и более.

   Форма оплаты труда (прямая, косвенная, компенсационная) также может быть разнообразной. В настоящее время можно выделить три формы оплаты труда: сдельную, повременную, смешанную.

     Сдельная оплата труда  производится  за количество выработанной продукции  по установленным сдельным расценкам,  которые определяются на основании  установленных часовых ставок  и норм времени (выработки). Сдельная форма оплаты труда подразделяется на ряд систем: прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенная, аккордная.

   При прямой сдельной системе труд оплачивается по расценкам за единицу произведенной  продукции. Индивидуальная сдельная расценка за единицу продукции или работы определяется путем умножения часовой тарифной ставки, установленной в соответствии с разрядом выполняемой работы на норму времени на единицу продукции, или путем деления часовой тарифной ставки на норму выработки, Общий заработок рабочего определяется путем умножения сдельной расценки на количество произведенной продукции за расчетный период времени. При сдельно-премиальной системе рабочему сверх заработка по прямым сдельным расценкам выплачивается премия за выполнение и перевыполнение ранее определенных конкретных количественных и качественных показателей работы. Как правило, устанавливается не более двух-трех основных показателей и условий для премирования. Сдельно- прогрессивная система оплаты труда предусматривает выплату по прямым сдельным расценкам в пределах выполнения норм, а при выработке сверх норм - по повышенным расценкам. При этом система оплаты может быть одно-, двух и более ступенчатая. Степень увеличения сдельных расценок в зависимости от уровня перевыполнения определяется специальной прогрессивной шкалой. Эта система оплаты труда обычно применяется на работах, связанных с освоением новой техники и вводится временно. Косвенная сдельная система оплаты труда применяется в основном для рабочих, занятых на обслуживающих и вспомогательных работах (водители транспортных средств, наладчики, ремонтники и др.). Размер их заработка ставится в прямую зависимость от результатов деятельности обслуживаемых основных рабочих-сдельщиков. Косвенная сдельная расценка рассчитывается с учетом норм выработки обслуживаемых рабочих и их количества. Аккордная сдельная система предусматривает оплату всего объема работ. Стоимость всей работы определяется исходя из действующих норм и расценок на отдельные элементы работы путем их суммирования.

Информация о работе Мотивационные процессы в организациях