Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 12:54, реферат
Успех реформирования и развития местной экономики опреде¬ляется при¬оритетами и степенью обоснованности муниципальной экономической политики.
Муниципальная экономическая политика - это система принципов, мето-дов и ключевых действий всех субъектов муниципального управления, направлен¬ная на обеспечение стабильного и многоукладного развития эконо-мики местного сообщества, позво¬ляющего создать качественные и комфорт¬ные условия прожива¬ния населения на определенной территории.
1.Понятие и принципы муниципальной экономической политики 3
2.Элементы муниципальной экономической политики 4
3. Роль муниципальной экономики 10
4. Итоги экономического развития Еврейской автономной области за
январь-сентябрь 2012 года 12
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ФГОУВПО «АмГУ»)
Биробиджанский филиал
Факультет Экономический
Кафедра Менеджмента
Специальность 080504 – Государственное и муниципальное управление
РЕФЕРАТ
На тему: Муниципальная экономическая политика
по дисциплине «Система муниципального управления»
Исполнитель
студент группы 933-Б _______________________
(подпись, дата)
Руководитель
ст.преподаватель _________________________
(подпись, дата)
Содержание
1.Понятие и принципы
муниципальной экономической
2.Элементы муниципальной экономической политики 4
3. Роль муниципальной экономики 10
4. Итоги экономического развития Еврейской автономной области за
январь-сентябрь 2012 года 12
1.Понятие
и принципы муниципальной
Успех реформирования и развития местной экономики определяется приоритетами и степенью обоснованности муниципальной экономической политики.
Муниципальная экономическая политика - это система принципов, методов и ключевых действий всех субъектов муниципального управления, направленная на обеспечение стабильного и многоукладного развития экономики местного сообщества, позволяющего создать качественные и комфортные условия проживания населения на определенной территории.
Муниципальная экономическая
политика разрабатывается и
регулирование муниципальной экономики с целью преодоления ее возможных дисбалансов и повышения благосостояния населения; ,
- многоукладность экономики, создание условий для развития высокодоходных отраслей;
соблюдение баланса интересов населения, хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления;
- приоритетность развития сферы услуг и потребления;
- кадровая стратегия, направленная
на подготовку и привлечение в местное
хозяйство молодых, инновационно мыслящих
специалистов, способных обеспечить его
кардинальное
обновление;
- экологическая
безопасность хозяйственной
2.Элементы
муниципальной экономической
Муниципальная экономическая политика — это системное явление.
Её важнейшими составными элементами являются «локальные» экономические политики, в числе которых:
Во-первых, приведенный перечень данных политик не является исчерпывающим. Так, для городов - крупных научно-производственных центров - речь может идти о муниципальной научно-инновационной политике. Для муниципальных образований, имеющих экспортно- или импортоориентированные отрасли, - о политике международного сотрудничества.
Во-вторых, обозначенные выше
«локальные» экономические
Структурная политика
Местную структурную политику можно определить как систему целей преобразования структуры экономики и способов их достижения, разработка и реализация которых ведется местным сообществом и формируемыми им органами местного самоуправления.
К числу основных задач органов местного самоуправления по разработке и реализации местной структурной политики можно отнести:
- определение наиболее существенных сложившихся и ожидаемых в перспективе структурных диспропорций в муниципальной экономике;
- формирование
стратегических установок и
выбор и обоснование эффективных
направлений структурных
создание и обеспечение функционирования организационно экономического механизма регулирования и поддержки процессов структурных преобразований в экономике.
Главный целевой ориентир структурных преобразований экономики муниципального образования состоит в рационализации ее структуры, достижении сбалансированности развития всех сфер жизнедеятельности территории и, как следствие, повышении благосостояния населения.
Например, еще совсем недавно костяк экономики большинства городов составляла промышленность, и в первую очередь крупные градообразующие предприятия. Но в процессе перехода страны на рыночные основы хозяйствования в городах произошла смена приоритетов развития, переструктуризация экономики. Сегодня рабочие места из промышленного производства активно перемещаются в новые сферы занятости — торговый бизнес, сферу услуг, финансовые учреждения. А это значит, что органам местного самоуправления в наше время уже вряд ли имеет смысл пытаться удерживать на плаву крупные производственные структуры, способные лишь поглощать ресурсы муниципалитетов, не принося адекватной выгоды муниципальным образованиям. В сложившихся условиях органам местного самоуправления более актуально перенести основной упор на стимулирование различных видов малого предпринимательства, так как в современных условиях лишь они могут составить достойную альтернативу промышленному развитию прошлых лет.
Инвестиционная политика
Местная инвестиционная политика - это целенаправленная научно обоснованная деятельность органов местного самоуправления по привлечению и эффективному использованию различного рода инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-экономического развития муниципального образования, улучшения качества и уровня жизни населения, образующего о местное сообщество.
В обобщенном виде содержание местной инвестиционной политики может быть представлено следующими основными положениями : - определение приоритетных социальных, экономических и экологических проблем обеспечения жизнедеятельности муниципального образования;
- создание действенной системы контроля за ходом реализации намеченных мер по привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов.
Важнейшим условием практического воплощения муниципальной политики в сфере инвестиций является создание действенного механизма ее реализации. К сожалению, данная задача в нашей стране решается пока с огромным трудом. Можно назвать несколько объективных причин, объясняющих подобную экономическую пассивность муниципалитетов.
Во-первых, Россия является
страной с высоким
Во-вторых, муниципальные образования далеко не всегда обладают высокой инвестиционной привлекательностью, т. е. не имеют возможности обеспечить инвесторам высокие прибыли при невысоких рисках потери инвестиции.
В-третьих, инвестиционный «голод», вызванный указанными выше факторами, определяет острую конкуренцию регионов и городов между собой за доступ к инвестициям, особенно тем, которые находятся под патронажем центрального правительства.
И наконец, причины, характерные для российской эконом и ческой ситуации в целом: высокие процентные ставки, отсутствие долгосрочных финансовых планов и надежных гарантий по возврату средств в перспективе.
В подобных условиях обеспечение реального притока инвестиций в муниципальную экономику — задача весьма сложная. И результаты ее решения в первую очередь зависят от принятия грамотных управленческих решений.
Инвестиции — это ресурс. Как всякий производственный ресурс, они ограничены. Ограниченность же, как правило, порождает конкуренцию. Чтобы выиграть в конкурентной борьбе за инвестиции, муниципальному образованию необходимо иметь определенные конкурентные преимущества. Создание таких преимуществ является первейшей задачей привлечения на территорию стороннего капитала.
Результативность работы по формированию конкурентных преимуществ территории определяет инвестиционную привлекательность конкретного муниципального образования. Инвестиционная привлекательность — это основной критерий, которым руководствуются и отечественные, и зарубежные инвесторы при принятии решений о вложении своих капиталов (ресурсов) в экономику того или иного города (района).
Финансовая политика
Сущность муниципальной финансовой политики можно определить как целенаправленную научно обоснованную деятельность органов местного самоуправления по созданию на основе эффективного использования социально-экономического потенциала территории финансовой базы, достаточной для решения проблем социального и экономического развития муниципального образования, рациональному использованию собственных и привлеченных финансовых ресурсов в интересах его населения. В современной России муниципальные финансы являются одной из самых проблемных составляющих системы местного самоуправления. Доходная база подавляющего большинства местных бюджетов не соответствует даже минимально необходимым расходам, не говоря уже о финансировании капитальных затрат, материальном стимулировании бизнеса и т. д. Исходя из этого, местная финансовая политика должна предусматривать широкий спектр мер, направленных на укрепление местных бюджетов. Первоначальная задача в этой области - увеличение доли собственных доходов муниципальных образований. В современных кризисных условиях России решению этой проблемы могло бы способствовать частичное перераспределение некоторых налоговых источников между уровнями власти в пользу органов местного самоуправления, а также закрепление за местными бюджетами на постоянной основе отчислений от регулирующих доходов, стабильно поступающих в территории.
Помимо решения данной задачи, необходимо обратить внимание на систему финансовой помощи органам местного самоуправления. На данный момент в этой области масса нерешенных проблем. Методики бюджетного выравнивания во многих субъектах РФ безнадежно устарели. Сегодня нужны новые подходы к перераспределению финансовых средств внутри субъекта Федерации. При этом сам принцип финансовой помощи муниципальным образованиям, т. е. безвозмездного государственного финансирования социально-экономического развития территорий, должен быть обязательно сохранен. Но объемы финансовой помощи, поступающие на места по каналам бюджетного регулирования, необходимо сократить, компенсировав потерю доходного источника за счет передачи на муниципальный уровень доходообразующих объектов государственной собственности.
В дополнение к названным мерам органам местного самоуправления следует активизировать деятельность в направлении поиска новых, нетрадиционных источников формирования местных бюджетов.
Политика поддержки предпринимательства
Развитие предпринимательства — один из ключевых элементом проводимой экономической реформы. Предпринимательство способствует эффективной занятости, увеличению числа рабочих мест, быстрой адаптации населения к жизнедеятельности в условиях рыночной экономики, повышению его экономической активности,
Основная нагрузка в решении данного вопроса ложится прежде всего на местные органы власти, поскольку самый многочисленный сегмент бизнеса — малый бизнес — изначально функционирует в границах конкретных муниципальных образований,
Комплекс мер по стимулированию предпринимательской активности в муниципальных образованиях достаточно разнообразен и включает в себя:
развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства
3 РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Развитие муниципальной
экономики в наибольшей степени
соответствует интересам населения города.
Во-первых, это вытекает из самой специфики
муниципальной собственности, которая
отражает интересы местного сообщества,
в то время как предприятия частной собственности
даже в том случае, что они выпускают товары
народного потребления, интересы местного
сообщества учитывают и рассматривают
через призму получения прибыли. Во-вторых,
муниципальная власть обладает большими
правами и возможностями напрямую через
свои властные органы оказывать влияние
на муниципальные предприятия, чем на
предприятия частного сектора. В-третьих,
муниципальная экономика во многом зависит
от развития государственного сектора,
тех финансовых потоков, которые идут
от него. Тем самым происходит усиление
и реализация общенародных интересов,
что способствует укреплению политического
и социального единства государства. В-четвертых,
сама природа муниципальной экономики,
ее структура в наибольшей степени может
содействовать социальной защите населения,
что особенно важно в условиях усиливающего
разрыва в экономическом и социальном
положении отдельных социальных групп
в России.
Муниципальная экономика — это экономика,
создающая как материальный продукт, так
и предлагающая услуги потребителю. Материальный
продукт — средства производства и предметы
потребления. Роль первых незначительна
как по объему, так и по номенклатуре. В
основном, в муниципальной экономике производятся
предметы потребления (продукты питания,
одежда, обувь и т. д.)
Неизмеримо большое значение имеют оказываемые
населению услуги. Это услуги жизнеобеспечения
(обслуживание жилья, снабжение водой,
энергией и другие услуги инженерных систем,
внешнее благоустройство территорий),
транспортные услуги, обеспечение безопасности
населения, услуги социально-культурной
сферы. Это учреждения здравоохранения,
санитарно-эпидемиологическая служба,
воспитательные и образовательные учреждения
всех видов, учреждения социальной помощи
и страхования, культуры и искусства, физкультуры
и спорта, научные учреждения. Эти виды
деятельности играют важнейшую роль в
сохранении и укреплении здоровья населения,
повышении его образовательного и культурного
уровня, создании благоприятных для всестороннего
гармонического развития способностей
людей.
В мировой практике выделяют несколько
моделей муниципальной экономики. Во-первых,
коммунальная модель муниципальной экономики,
главным элементом которой выступает
орган местного самоуправления, который
осуществляет как накопление ресурсов,
так и их расходование. Во-вторых, коммунально-рентная
модель. Данная модель, по сравнению с
предыдущей, отличается тем, что предусматривает
участие органов местного самоуправления
в сфере использования ресурсов территории,
в ее развитии через предоставление ограниченных
прав в финансово-кредитной деятельности
и права ресурсной ренты. В-третьих, муниципально-рентная
модель муниципальной экономики. Эта модель
подразумевает, что основное бремя по
обслуживанию интересов населения и по
решению местного значения несут органы
местного самоуправления, для чего им
предоставляется возможность стать полноценным
хозяйствующим субъектом на своей территории.
Та или иная модель не существует в чистом
виде, однако роль и место влияния той
или иной модели в различных странах различны.
Содержание модели зависит от целого ряда
факторов, главными из которых являются:
объем компетенции органов местного самоуправления,
определенный законодательством; наличие
и характер основных ресурсов территории;
наличие квалифицированных кадров в органах
местного самоуправления и на муниципальных
предприятиях; налогоспособность населения.