Налоговая система Республики Беларусь: основные виды налогов и их назначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 00:29, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение и рассмотрение налоговой системы Республики Беларусь и основных видов налогов.
Задачи реферата:
- изучить сущность и роль налогов в государственном регулировании экономики;
- рассмотреть и изучить принципы и механизмы налогообложения и налоговой системы в РБ;

Содержание

Введение 3
1. Сущность налогов и их функции 4
2. Основные принципы налогообложения 5
3. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь 6
3.1. Основные принципы и элементы налоговой системы 6
3.2. Налоговое законодательство 8
3.3. Виды налогов и сборов (пошлины), взимаемых в Респуб-лике
Беларусь, их нормативно-правовое регулирование 8
3.4 . Классификация и виды налогов в Республике Беларусь 10
4. Основные виды налогов и их назначение 12
4.1. Подоходный налог 12
4.1.1.Подоходный налог с физических лиц 12
4.1.2. Подоходный налог с юридических лиц
(налог на прибыль и доходы) 14
4.2. Налог на добавленную стоимость. 15
4.3. Отчисление на социальное страхование 17
Заключение 21
Список использованных источников 22

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика орган..rtf

— 503.03 Кб (Скачать файл)

В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону.

Элементами налоговой системы являются:

- налоги и сборы, как основа налоговой системы. Сюда можно отнести: виды налогов; субъект налога; предмет и объект налогообложения; источники выплаты налоговых платежей; ставка налога; база налогообложения; методы налогообложения; налоговые льготы; налоговый и отчетный периоды; санкции; порядок уплаты и сроки перечисления налоговых платежей и предоставления отчетов в государственную инспекцию;

- налоговое законодательство;

- налоговые службы.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                    7

3.2.   Налоговое законодательство

 

 

 Налоговое законодательство Республики Беларусь  - система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:

настоящий Кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

международные договоры Республики Беларусь;

постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение настоящего Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;

нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь [8, ст.3].

Налоговый кодекс Республики Беларусь - это основной документ, регламентирующий в комплексе всю совокупность налоговых отношений в государстве, а также упорядочивающий все законодательные акты, действующие в налоговой сфере.

Налоговый кодекс устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский и (или) местные бюджеты, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

 

3.3.   Виды налогов и сборов(пошлины), взимаемых в Республике Беларусь, их нормативно-правовое регулирование

 

1. Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

2. Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических

 

                                                                                                                       8 
лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь.

3. Не являются налогами, сборами (пошлинами) платежи, осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства.

4. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или нормами международных договоров Республики Беларусь.

5. Налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения:

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка (ставки);

- порядок исчисления;

- порядок и сроки уплаты.

6. При установлении сборов (пошлин) определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам (пошлинам).

При установлении налогов, сборов (пошлин), взимаемых таможенными органами, определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным налогам, сборам (пошлинам), взимаемым таможенными органами.

7. При установлении налога, сбора (пошлины) могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования плательщиком.

8. Плательщики налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский бюджет таможенными органами (далее - таможенные платежи), и отдельные элементы обложения применительно к таможенным платежам могут определяться настоящим Кодексом, законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) актами Президента Республики Беларусь [7, ст.6].

В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные настоящим Кодексом либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с настоящим Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях [7, ст.7].

 

 

                                                                                                                     9

 

В Беларуси к республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на прибыль;

- налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

- подоходный налог с физических лиц;

- налог на недвижимость;

- земельный налог;

- экологический налог;

- налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

- сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

- оффшорный сбор;

- гербовый сбор;

- консульский сбор;

- государственная пошлина;

- патентные пошлины;

-таможенные пошлины и таможенные сборы [4, ст.8].

К местным налогам и сборам относятся:

- налог за владение собаками;

- курортный сбор;

- сбор с заготовителей [7, ст.9].

 

 

  3.4     Классификация  и виды налогов в Республике Беларусь

 

Состав налогов налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам.

- по способу взимания налогов;

- по субъекту-налогоплательщику;

- по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;

- по порядку введения налога;

- по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

- по целевой направленности введения налога;

- по срокам уплаты налогов.

По способу взимания налогов различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, поэтому для последних размер налога точно известен.

Прямые налоги - выплачиваются с доходов и имущества юридических и физических лиц (налог на прибыль, на доходы, на недвижимость) и прямо пропорциональны платёжеспособности налогоплательщика [11, с.466].

                                                                                                                 

                                                                                                                  10 
Среди прямых налогов выделяют:

Реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог на операции с ценными бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.).

Личные прямые налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.

Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Они взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины [9, с.179]. Такой налог фактически платит потребитель, но перечисляется он в налоговые органы предпринимателями. Государство косвенно взимает налог с потребителя.

По субъекту-налогоплательщику.

Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, и др.).

Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.).

Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).

 По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги. Действующие в РБ налоги можно разделить на группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: республиканские налоги, региональные налоги.

 По порядку введения налога. По порядку введения можно выделить налоги общеобязательные и факультативные.

Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами РБ и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. Факультативные налоги могут вводиться решениями органов государственной власти областей, городов и иных административно-территориальных образований.

 По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж.

Общегосударственные налоги - взимаются правительством в государственный бюджет (налоги на экспорт и импорт, таможенные пошлины, большая часть налога на прибыль и доходы).

Местные налоги - взимаются местными органами власти и пополняют местные бюджеты (земельный налог, налог с владельцев строений, часть налога на добавленную стоимость, на доходы и прибыль) [11,с. 466].

 По целевой направленности введения налога.

В зависимости от характера использования налоги делятся на:

- общие налоги не имеют конкретного назначения в плане их использования (они идут на финансирование капитальных и текущих затрат как государственного так и местного бюджета);

- специфические - предназначены для использования их в строго

                                                                                                                               11 
определённых целях. В Республике Беларусь таковыми являются (чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, отчисления в пенсионный фонд, экологический налог и пр.) [11, с.466].

Кроме того, к категории целевых налогов относятся введенные в Беларуси обязательные отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, отчисления в местный бюджетный целевой фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, целевые сборы на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, отчисления в республиканский дорожный фонд, целевые сборы на содержание детских дошкольных учреждений и др. [7 с. 9].

По срокам уплаты. Различают следующие виды налогов по срокам уплаты:

а) Срочные

б) Периодично-календарные.

В свою очередь периодично-календарные делятся на:

- декадные

- ежемесячные

- ежеквартальные

- полугодовые

- ежегодные

 

 

Основные виды налогов и их назначение

 

Практика налогообложения в большинстве стран с развитой рыночной экономикой показывает, что основными налогами являются: подоходный налог, налог на добавленную стоимость (НДС), взносы на социальное страхование [2, с. 114].

 

4.1. Подоходный налог

 

4.1.1.Подоходный налог с физических лиц

 

Объектом подоходного налога является совокупный доход, полученный в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. Датой получения дохода является дата выплаты дохода (включая аванс), либо перечисления дохода, либо дата передачи дохода в натуральной форме. Доход в иностранной валюте в целях налогообложения пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РБ на день получения.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь: основные виды налогов и их назначение