2.
Направления совершенствования
нологооблажения
субъектов малого
бизнеса в Республике
Беларусь
Программой
социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2006-2015 гг. предусмотрено
продолжать налоговую реформу, которая
обеспечит закрепление сложившихся
положительных тенденций в области
налогообложения и дальнейшее совершенствование
налогового законодательства в целях
снижения налоговой нагрузки, улучшения
налогового администрирования и
повышения рациональности, справедливости
и стабильности налоговой системы.
Повышение справедливости и нейтральности
налоговой системы требует, прежде
всего, ликвидации многочисленных налоговых
льгот, отмены, имеющих негативное влияние
на экономику оборотных налогов
и сборов, исчисляемых от выручки
от реализации товаров и услуг, урегулирования
значительного объема задолженности
предприятий по налоговым платежам
и совершенствования процедур уплаты
налогов, сборов (пошлин). В связи
с этим предусматривается:
- отмена мелких,
неэффективных, а также оказывающих негативное
влияние на экономическую деятельность
субъектов хозяйствования налогов и сборов;
- выравнивание
условий налогообложения для всех категорий
плательщиков путем максимального сокращения
существующих налоговых льгот и оптимизации
налоговых ставок;
- совершенствование
системы налогового администрирования,
для снижения уровня издержек исполнения
налогового законодательства;
- внесение
корректив в определение налоговой базы
по отдельным налогам, сборам (пошлинам)
в целях уточнения их экономического содержания;
- сокращение
числа контролирующих органов и количества
плановых проверок;
- сокращение
возможностей для уклонения от уплаты
налогов.
Необходимо
дальнейшее упрощение налоговой
системы, которое приведет к существованию
семи-восьми основных налогов. Представляется
важным уделить внимание совершенствованию
системы и порядка взимания местных
налогов и сборов, имущественных
налогов и сборов [6, с. 253].
Все
же по-прежнему остаются множество
барьеров, в частности, налогообложение.
Беларусь третий год подряд остается
на 183 месте в рейтинге условий
ведения бизнеса по сложности
уплаты налогов и налоговому бремени,
несмотря на некоторые реформы, предпринимаемые
в белорусском законодательстве.
[7]
С
1 января 2010 г. произошли существенные
изменения в налоговом законодательстве.
Среди позитивных изменений можно отметить
свободу выбора предприятия по квартальной
или месячной уплате налога на прибыль.
Квартальная уплата позволит немного
сократить затраты по времени администрированию
налога и получить временную экономию
финансовых средств предприятия. Отказ
от законодательно установленного перечня
затрат, которые учитываются при исчислении
налога на прибыль, является значительным
шагом в плане упрощения порядка расчетов
и уплаты платежей в бюджет. Также с 2010
г. при расчете и уплате налога на прибыль
отменено нормирование расходов на оплату
труда, на рекламные, консалтинговые, маркетинговые
услуги. Отменены 4 оборотных налога: сбор
в фонд поддержки производителей сельхозпродукции,
налог с продаж товаров в розничной торговле,
налог на приобретение автотранспортных
средств, местные сборы с пользователей
за парковку автотранспортных средств.
Среди отрицательных моментов изменения
налогового законодательства следует
отметить рост ставки налога на добавленную
стоимость. Ставка НДС поднялась с 18 до
20%. [8, с. 9] Это может отвлечь часть оборотных
средств предприятий и ухудшить их финансовое
положение. Кроме того, нельзя исключить
рост цен.
В
целях стимулирования экспорта белорусских
товаров правительство пошло
на диалог с частным бизнесом, предлагая
ему льготные условия по реализации
белорусских товаров на внешних
рынках. Как следствие, 25 сентября 2009
г. был подписан указ президента № 477
«О некоторых вопросах деятельности
индивидуальных предпринимателей и
внесении изменений в Указ Президента
Республики Беларусь от 15 апреля 2009 г.
№ 194», предоставляющий льготы при
экспорте белорусских товаров индивидуальным
предпринимателям.
Для
дальнейшего развития малого предпринимательства
в Республике Беларусь законом предусмотрена
государственная поддержка, которая
должна осуществляться по следующим
основным направлениям:
- введение
упрощенной системы регистрации, налогообложения,
учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства,
- лицензирования
их деятельности, сертификации выпускаемой
ими продукции;
Таким
образом, для развития малого предпринимательства,
создания новых субъектов малого
предпринимательства необходимо обеспечить
имущественную, финансовую и информационную
поддержку со стороны органов
государственного управления. Должна
быть продолжена работа по дальнейшему
совершенствованию законодательства,
либерализации условий осуществления
экономической деятельности в сфере
предпринимательства.
Таким
образом, основными направлениями
дальнейшей реформы налогооблажения
малого бизнеса должны стать:
-
улучшение налоговой структуры
за счет повышения доли и
значения прямого налогообложения
и применения общепринятых моделей
построения основных налогов
и сборов, пересмотра применяемых
налоговых льгот и расширения
налоговой базы каждого из установленных
налогов и сборов;
-
оптимизация соотношения республиканских
и местных налогов и сборов
с ориентацией на повышение
роли и расширение самостоятельности
местных бюджетов за счет увеличения
удельного веса имущественных
налогов, экологических платежей,
которые будут являться основой
формирования местных бюджетов.
Считаю,
что реальное партнерство бизнеса
и власти должно выразиться в законодательном
оформлении следующих решений:
- Упрощение
налоговой системы, консолидация налогов
и сборов.
- Отмена всех
налогов, взимаемых в процентах к фонду
оплаты труда (Чрезвычайный налог и отчисления
в фонд содействия занятости).
- Объединение
в один платёж всех налогов с прибыли;
- Отмена отчислений
в инновационные фонды для негосударственных
предприятий (Фонды Министерства торговли
РБ, Министерства архитектуры и строительства
РБ и др.);
- Отмена налога
на недвижимость с активной части основных
фондов.
- Отмена налога
на услуги.
- Упрощение
порядка уплаты экологического налога;
- Отмена ограничений
отнесения ряда расходов на себестоимость;
- Переход на
плоскую шкалу подоходного налога с физических
лиц по ставке не выше 13 % с одновременной
отменой обложения доходов ниже уровня
прожиточного минимума.
- Снижение
общей налоговой нагрузки, создание условий
для стимулирования инвестиций и инноваций.
- Отмена оборотных
налогов.
- Отмена налогов
с продаж.
- Снижение
ставки налога на недвижимость для юридических
лиц.
- Снижение
уровня налогов на дивиденды до уровня
не выше чем в РФ (9%).
- Разрешение
юридическим лицам закупать мелкие партии
товара, сырья, комплектующих в РФ за наличный
расчёт с последующей оплатой НДС в бюджет
РБ (до 60000 RUR по одной сделке).
- Снижение
нормативов отчислений на социальное
страхование и обязательное страхование
от несчастных случаев.
- Отмена особых
налоговых режимов и льгот для любых секторов
и предприятий, т.е. обеспечение выполнения
конституционного положения о равенстве
условий хозяйствования.
- Снижение
общей налоговой нагрузки до уровня не
более 30% ВВП.
Следует
продолжить работу по приведению действующего
налогового законодательства в соответствие
с требованиями Всемирной торговой
организации, упорядочению ставок таможенных
пошлин в условиях подготовки Республики
Беларусь в эту организацию.
Таким
образом, успешная реализация данных направлений
приблизит характеристики налоговой
системы страны к международным
стандартам, позволит более эффективно
использовать бюджетно-налоговый механизм
для повышения эффективности
и конкурентоспособности национальной
экономики.