Научные принципы и практика применения управленческих подходов в настоящее время в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 01:46, реферат

Краткое описание

Эффективность менеджмента определяется, прежде всего, обоснованностью подходов и методов. В настоящее время к менеджменту применяются только некоторые научные подходы , что объясняется « узостью « его понятия . Если руководствоваться « широким « понятием , то автоматически добавляются функциональный , комплексный , динамический и интеграционный подходы .
Анализ теории и практики управления различными объектами позволяет установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 171.32 Кб (Скачать файл)

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

"Научные принципы  и практика применения управленческих  подходов в настоящее время  в России"

ВЫПОЛНИЛ: СТУДЕНТ  МАМЕДОВ  АРАЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научные подходы  к менеджменту

 

Эффективность менеджмента  определяется, прежде всего, обоснованностью  подходов и методов. В настоящее  время к менеджменту применяются  только некоторые научные подходы , что объясняется « узостью « его понятия . Если руководствоваться « широким « понятием , то автоматически добавляются функциональный , комплексный , динамический и интеграционный подходы .

Анализ теории и практики управления различными объектами позволяет  установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

НАЗВАНИЕ

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Административный

При административном подходе  регламентируются функции, права, обязанности, элементы системы менеджмента в  нормативных актах.

Воспроизводственный

Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление  производства товара для удовлетворения потребностей рынка с меньшими затратами.

Динамический

При динамическом подходе  объект управления рассматривается  в диалектическом развитии, в причинно - следственных связях и соподчиненности.

Интеграционный

При интеграционном подходе  устанавливаются взаимосвязи между  отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, уровнями, субъектами управления.

Количественный

Сущность количественного  подхода заключается в использовании  количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расчетах и т.д.

Комплексный

При комплексном подходе  учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты менеджмента.

Маркетинговый

Маркетинговый подход предусматривает  ориентацию управляющей подсистемы на потребителя.

Нормативный

При нормативном подходе  устанавливаются нормативы в  управлении.

Поведенческий

Поведенческий подход заключается  в том, чтобы помочь работнику  осознать собственные возможности.

Процессный

При процессном подходе управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных функций.

Системный

При системном подходе  любая система рассматривается  как совокупность взаимосвязанных  элементов.

Ситуационный

Ситуационный подход предполагает, что применение различных методов  управления определяется конкретной ситуацией.

Функциональный

Сущность функционального  подхода состоит в том, что  потребность рассматривается как  совокупность функций, которые нужно  выполнять для ее удовлетворения.


менеджмент  управление системный ситуативный

 

 

Данные подходы следует  отнести к главным принципам  управления. Впервые термин «Принципы  управления» ввел инженер - технолог Ф.Тейлор, который в 1911 году опубликовал работу под названием «Принципы научного менеджмента».

В настоящее время в  России особое внимание уделяется трем подходам в управлении, внесшим существенный вклад в развитие теории и практики управления. (процессный, ситуационный, системный подходы).

 

Основные подходы, применяемые в России в настоящее  время

 

1. Процессный подход к  управлению

Процессный подход рассматривает  управление как непрерывную серию  взаимосвязанных управленческих функций, бизнес-процессов, потому что работа по достижению целей с помощью  других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных  взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Каждая управленческая функция  тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии  взаимосвязанных действий.

Процесс управления является общей суммой всех функций. Процесс  управления состоит из четырех взаимосвязанных  функций: планирования, организации, мотивации  и контроля. Эти четыре функции  управления имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного  решения и сделать это решение  понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают  все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений  часто называют связующими процессами. Для того чтобы организация могла  четко работать, руководитель должен сделать серию

 

 

правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив - это  решение. Следовательно, принятие решения - это выбор того, как и что  планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих  чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя. Основным требованием для принятия эффективного решения или даже для  понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения  такой информации является коммуникация.

 

Рис.

 

Планирование – процесс  выбора целей и решений, необходимых  для их достижения.

Организация – процесс  создания структуры предприятия, повышающий эффективность совместной работы людей  для достижения целей.

Мотивация – процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации.

Контроль – процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей, включающий установку стандартов, измерение результатов и корректировку.

Коммуникация - это процесс  обмена информацией, ее смысловым значением  между двумя или более людьми.

Процессный подход в управлении позволяет не только выделить этапы, отдельные операции бизнес-процесса, но и распределить обязанности между  сотрудниками по каждому бизнес-процессу.

 

Системный подход к управлению

 

Системный подход сложился на базе теории общих систем и испытал  влияние кибернетики. Системная  методология в менеджменте получила своё признание и широкое распространение  уже во второй половине ХХ века. Научно-технический  прогресс, давший мощный толчок широкой  автоматизации производственных процессов, стал оказывать своё революционизирующее  воздействие и на процессы управления. Востребованной оказалась кибернетика - теория, объяснявшая многие закономерности авторегулирования в биологии, физике, технике. Открылись возможности  применения этих закономерностей в  теории и практике управления социально-экономическими организациями. В России это нашло  применение вначале в проектировании автоматизированных систем управления (АСУ), а затем и в формировании системного подхода ко всем процессам  организации и управления в социально-экономических  структурах. Из трудов зарубежных авторов, признававших системный подход как  один из универсальных инструментов менеджмента, в России получили известность  работы Р. Джонсона, Ф. Каста, Д. Розенцвейла, С. Оптнера, С. Янга, Дж. Риггса, М. Х. Мескона и др.

Системный подход вошёл в  современную теорию организации  и управления как особая методология  научного анализа и мышления. Способность  к системному мышлению стала одним  из требований к современному руководителю. Суть системного подхода в менеджменте  заключается в представлении  об организации как о системе.В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

 

 Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.

Системный подход - это не набор каких-то руководств или принципов  для управляющих - это способ мышления по отношению к организации и  управлению. Чтобы осознать, как  системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более  эффективно достичь целей, определим  сначала, что такое система.

Система - это некоторая  целостность, состоящая из взаимосвязанных  частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Существуют два основных вида систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет фиксированные  границы и существует независимо от окружающей среды. Открытая система  характеризуется взаимодействием  с внешней средой. Руководители в  основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами.

В настоящее время системный  подход можно считать универсальной  методологией менеджмента, суть которой  — формирование образа мышления, рассматривающего в единстве все явления внешней  и внутренней среды. Этот метод получил  широкое распространение в современной  теории и практике менеджмента. Сущность системного подхода к управлению —

мысленный охват всех явлений  как единого целого, их объективная  оценка, обеспечение развития всей системы с учетом внутренних переменных (цель, структура организации, персонал, техника, технология), предвидение положительных и отрицательных последствий принимаемых управленческих решений.

 

Ситуационный  подход к управлению

 

Ситуационный подход концентрируется  на том, что пригодность различных  методов управления определяется ситуацией. Ситуационный подход внес большой вклад  в теорию управления, используя возможности  прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным  моментом ситуационного подхода  является ситуация, т.е. конкретный набор  обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в  конкретной ситуации.

Как и системный, ситуационный подход не является простым набором  предписывающих руководств, это скорее способ мышления об организационных  проблемах и их решениях. В нем  также сохранена концепция управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс  одинаков, специфические приемы, которые  должен использовать руководитель для  эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать. Ситуационный подход пытается увязать  конкретные приемы и концепции с  определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей  организации наиболее эффективно. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями  и внутри самих организаций.

мысленный охват всех явлений  как единого целого, их объективная  оценка, обеспечение развития всей системы с учетом внутренних переменных (цель, структура организации, персонал, техника, технология), предвидение положительных и отрицательных последствий принимаемых управленческих решений.

 

Ситуационный  подход к управлению

 

Ситуационный подход концентрируется  на том, что пригодность различных  методов управления определяется ситуацией. Ситуационный подход внес большой вклад  в теорию управления, используя возможности  прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным  моментом ситуационного подхода  является ситуация, т.е. конкретный набор  обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в  конкретной ситуации.

Как и системный, ситуационный подход не является простым набором  предписывающих руководств, это скорее способ мышления об организационных  проблемах и их решениях. В нем  также сохранена концепция управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс  одинаков, специфические приемы, которые  должен использовать руководитель для  эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать. Ситуационный подход пытается увязать  конкретные приемы и концепции с  определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей  организации наиболее эффективно. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями  и внутри самих организаций.


Информация о работе Научные принципы и практика применения управленческих подходов в настоящее время в России