Национальная безопасность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:53, реферат

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в России в условиях происходящих коренных изменений в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности проблема обеспечения национальной безопасности приобретает значение одной из первостепенных. Задача создания системы обеспечения безопасности личности, общества и государства на основе комплексного исследования, критического анализа опыта передовых российских и зарубежных ученых является особенно актуальной в современный период формирования новой концепции национальной безопасности.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Эволюция развития международных организаций на современном этапе………………………………………………………………………………..…5
Глава 2. Классификация международных организаций………………………………………………………………………….9
2.1 Межправительственная (межгосударственная) организация……………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат нац.безопасность.docx

— 49.90 Кб (Скачать файл)

Крупные террористические организации  в современном мире, как правило, тайно поддерживаются великими или  региональными державами, что позволяет  последним контролировать физическое пространство, на котором действуют  террористы. Приведем некоторые примеры.

Так, палестинские террористы, по сведениям израильской разведки "Моссад", финансируются Ираном, который также предоставляет  им тренировочные базы на своей территории и офицеров иранской армии в качестве инструкторов. Иран является геополитическим  противником Израиля.

США поддерживают шиитский терроризм в суннитском Ираке, намереваясь  с помощью шиитских террористических организаций свергнуть президента Ирака Саддама Хусейна и изменить геополитическое поведение страны. (Ирак обладает крупными нефтяными  полями, самой сильной армией на Ближнем Востоке, возможно, ядерным  оружием и длительное время является стратегическим союзником России.)

 

В современном мире террористические акты почти всегда совершаются с  целью влияния на развитие геополитической  ситуации в определенном регионе. Например, осенью 1999 года в армянском парламенте прямо на заседании высшего законодательного органа власти террористы расстреляли восемь видных политиков страны, в том числе премьер-министра и спикера парламента. Глава Союза социалистических сил Армении А. Манучарян утверждает, что этот теракт был совершен с целью устранения влиятельных противников так называемого плана Гобла. Этот план предусматривает обмен территориями между Арменией, Азербайджаном и Турцией как условие прекращения состояния войны между Арменией и Азербайджаном, в рамках которого Турция даже соглашается отдать Армении символ армянского народа - священную гору Арарат. Распространение принципов гуманизма сделало террористические акты особенно опасными, так как ради сохранения жизней невинных людей власти могут пойти на значительные уступки террористам. Примером может служить захват боевиками Басаева в 1995 году больницы в г. Буденновске с более чем 2 тыс. заложников. В переговоры с террористами вступил тогдашний премьер-министр России В. С. Черномырдин. В результате переговоров боевые действия российских войск в Чечне были свернуты, и в конечном итоге спустя год эта республика получила фактическую независимость.

Отметим, что страны Запада применяют двойной стандарт в  оценке террористических организаций  и борьбе с ними. Так, в Великобритании в 2001 году был принят новый закон  о борьбе с терроризмом, но в список террористических организаций, подлежащих запрету, вошли преимущественно  структуры ольстерских террористов, а организации поддержки чеченских террористов оказались вне этого списка. При голосовании антитеррористических резолюций в международных организациях, в том числе ООН и ее структурах (например, ЭКОСОС - Экономический и социальный совет ООН), борьбу России с международным терроризмом на территории Чечни поддерживают преимущественно страны "третьего мира", в том числе и исламские (Индонезия, Оман, Судан, даже Саудовская Аравия), но не страны Униполя. Госдепартамент США, публикуя ежегодный список террористических режимов и организаций, упорно не включает в него чеченские террористические структуры. Это, естественно, не случайно. Чеченский сепаратизм и связанный с ним международный терроризм на части территории России выгоден странам Запада в деле ослабления России как важного геополитического фактора.

Тем не менее терроризм сегодня настолько распространен и опасен, что комиссия Конгресса США даже намерена изменить стратегию национальной безопасности. В доктрине национальной безопасности, принятой в 90-е годы, основной целью называлось обеспечение ведения двух крупномасштабных войн одновременно. В 2000 году комиссия по национальной безопасности при Конгрессе США рекомендовала внести изменения в доктрину - основные усилия должны быть направлены на защиту США от террористов и распространения оружия массового поражения.

Изменение концепции национальной безопасности США оказалось отнюдь не бесцельным. Масштабные теракты  сентября 2001 года не только подтвердили  необходимость такого изменения, но и положили начало новому явлению  в геополитике. Отныне геополитическое  значение террористических неправительственных  организаций (НПО) сравнялось со значением  такого примордиального геополитического актора, как государство. Более того, выяснилось, что государство конца XX века не дает достаточной защиты от террористических НПО (в терактах была обвинена экстремистская исламская организация "Аль-Каида"). Привычное для традиционной геополитики противостояние государств заканчивается изменением или уничтожением одного из государств-антагонистов, но в случае с противостоянием государства и террористического НПО (ТНПО) перевес оказывается на стороне НПО, так как оно "везде и нигде", и нет юридических доказательств его вины в организации терактов. Таким образом, привычными для "цивилизованного мира" методами эффективно бороться против ТНПО невозможно. Озарение "цивилизованного мира" относительно необходимости ограничения демократии в случае борьбы с ТНПО продвинуло вперед и процесс осознания правомерности силовых методов борьбы, которую Россия ведет с чеченским терроризмом. При этом Запад устами президента и госсекретаря США призывает различать в Чечне борцов за национальное освобождение и террористов и соответственно по-разному к ним относиться: с борцами - переговоры, с террористами война.

Необходимость выстраивания новой системы коллективной безопасности в мире в связи с глобальностью  угрозы международного терроризма и  применения им такого метода борьбы с "цивилизованным миром", как асимметричные  войны, в определенной степени подняло  геополитический статус России: от "факультативного партнера" Запада до "ключевого союзника" в борьбе западных стран с терроризмом.

Терроризм приобрел международную  опасность еще в конце XX века: террористические организации обрели международную координацию. Базами терроризма стали целые государства, например, Пакистан, Афганистан. Причем, в ряде случаев руководство государства  прямо заявляет о своих агрессивных  планах. Так, мулла Омар, бывший руководителем  Афганистана в 1996-2001 годах, намеревался  на рубеже XX-XXI веков завоевать "священные  города" мусульман Худжанд, Бухару и Самарканд (Таджикистан, Узбекистан) и затем пойти в Казахстан  и Россию для утверждения "зеленого знамени ислама". В XX веке международный  терроризм приобрел ярко выраженный этноконфессиональный характер. Сегодня международный терроризм является основной угрозой существованию не только отдельных государств, но и всей так называемой цивилизованной части мира, опробовав в сентябре 2001 года новый вид ведения войны - асимметричные войны.

Асимметричные войны - это  войны, ведущиеся негосударственными структурами против государств. Они  отличаются от обычных войн тем, что  противник государства фактически анонимен, так как практически  невозможно найти юридическое доказательство его вины. Кроме того, очередной  акт войны со стороны негосударственной  структуры непредсказуем и, следовательно, неотвратим. В качестве оружия используются обычные гражданские объекты, например, в США в 2001 году это были пассажирские самолеты и обыкновенные почтовые отправления.

Отражение атак негосударственных  структур в ходе асимметричных войн может быть успешным только в случае активной работы внедренных в эти  структуры агентов. Таким образом, для отражения этой новой угрозы национальной безопасности необходим  союз разведок и иных структур государственной  безопасности как минимум нескольких государств. В современном мире идет складывание так называемой антитеррористической коалиции, ядро ее составляют развитые страны мира и Россия.

 

Локальные

А. Угрозы для стран Запада

Главной угрозой считается  растущий разрыв между уровнем потребления  в странах "золотого миллиарда" и остального мира. Страны "богатого Севера" опасаются, что страны "бедного  Юга" когда-нибудь воспользуются  своим ядерным, химическим или бактериологическим оружием для наказания "золотого миллиарда" за то, что их высокий  уровень потребления обеспечивается за счет ресурсов этих стран. Именно этим обстоятельством политологи западных стран объясняли основную причину  масштабных терактов в США в сентябре 2001 года и фактическое объявление войны "золотому миллиарду" со стороны  неизвестных террористических организаций.

В 1998 году Министерство обороны  США создало новое ведомство  для наблюдения за странами и террористическими  организациями, которые могут угрожать стране применением оружия массового  поражения (состав 2 тыс. человек, бюджет на 1999 год - 1,9 млрд долл.). Теракты 2001 года заставили создать при президенте США пост советника по борьбе с терроризмом и специальный отдел в ЦРУ.

 

Б. Угрозы для большинства  стран современного мира, порожденные  нарушением баланса сил в мире после распада СССР

Главными угрозами выступают:

  • использование глобальных систем безопасности в интересах стран Запада. Препятствия осуществлению их интересов преодолевались "отключением" от решения вопроса международных организаций типа ООН и ОБСЕ (Косово);
  • расширение возможностей вмешательства "третьих сил" во внутренние конфликты, вызванное, в частности, прекращением действия принципа обоюдного согласия сторон на международное вмешательство, длительное время соблюдавшегося в деятельности ООН. В международном праве начал утверждаться принцип "принуждения к миру", опирающийся на право силы;
  • активизация участия неправительственных организаций в зонах нестабильности. Причем, данные организации обычно действуют в интересах меньшинств, представленных в конфликтах антиправительственными силами;
  • прямое вмешательство во внутренние дела суверенных государств под угрозой неких санкций, экономических или политических.

Примером последнего является, в частности, ультиматум Парламентской  ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), предъявленный  в 2000 году Украине: под угрозой исключения из ПАСЕ Украине предписывалось либо не проводить референдум по изменению конституции, либо не изменять конституцию, несмотря ни на какие результаты референдума. Исключением из Совета Европы и применением санкций (сессия ПАСЕ в апреле 2000 года призвала для этого страны-участницы обратиться в Европейский суд по правам человека) ПАСЕ неоднократно грозила и России - за "непропорциональное применение силы в Чечне".

Возможно, асимметричная  война сентября 2001 года против США  была вызвана, необходимостью найти  ответ на глобальное доминирование  единственной сверхдержавы и Униполя в целом и их стремлением вернуть в геополитику принцип силы. Фактическое разрушение системы коллективной безопасности, сложившейся после Второй мировой войны, вызванное распадом СССР и мировой системы социализма, и сформировавшийся вызов международного терроризма заставляют срочно строить новую систему коллективной безопасности глобального масштаба.

По общему признанию большинства  ученых-геополитиков, на роль важнейшего фактора дестабилизации международных отношений в 90-е годы XX века вышли внутренние конфликты (в эти годы проведено более XX миротворческих акций в зонах таких конфликтов). В начале XXI века таким фактором стал международный терроризм.

В связи с необходимостью отражения изменившихся угроз происходит активизация интеграционных процессов  в сфере военного сотрудничества. Так, Генеральный секретарь ООН  в 2000 году высказал намерение создать  собственные элитные войска ООН - силы быстрого реагирования. "Чтобы  избежать гибели мирных жителей во внутренних конфликтах", государства-члены  ООН должны создать "специально подготовленные ударные части", которые могут  быть использованы для гуманитарных операций в различных точках планеты. Франция и Великобритания уже  изъявили готовность выделить для этих целей несколько тысяч своих  военнослужащих.

Западноевропейский союз (ЗЕС), созданный в 1954 году как военная  структура коллективной безопасности Западной Европы, прекратил свое относительно самостоятельное существование к концу 2000 года и в дальнейшем будет играть роль оборонной структуры Европейского Союза. В составе воинского контингента ЗЕС также планируется создание "европейского спецназа" в количестве примерно 60 тыс. человек.

Западные исследователи  все чаще говорят о формировании глобальной оборонной промышленности, более того - о формировании глобальной военно-экономической системы, куда, кроме оборонной промышленности, входят службы тылового обеспечения, военной  инфраструктуры, накопления вооружений и военной техники, организации  контроля над вооружениями и структуры ликвидации устаревшей военной техники. Процесс создания этой глобальной структуры начался с 1997 года.

Имеются планы создания "исламского Совета безопасности" и "исламских  объединенных вооруженных сил". Пакистанский президент гордится тем, что в  его стране создана "исламская  ядерная бомба". В одном из интервью террорист Усама бен Ладен признался в том, что мечтает получить ядерное или химическое оружие и назвал это "религиозным долгом".

Усиливается и экологическое  сотрудничество государств. Так, заключен ряд международных соглашений по охране окружающей среды, в частности, для уменьшения парникового эффекта  предусмотрено некоторое сокращение производств, выделяющих углекислый газ  в атмосферу. Однако исполнение этих соглашений затрудняется нежеланием небогатых  стран вкладывать дополнительные деньги в модернизацию производств. Существует также противодействие подобным проектам со стороны "золотого миллиарда" из-за возможного снижения уровня совокупного  потребления в этих странах. К  примеру, в 2001 году США в одностороннем  порядке вышли из Киотского соглашения об ограничении производства "парниковых газов", мотивируя это тем, что  оно якобы ограничивает экономическое  развитие США и "не соответствует  научным представлениям".

Экономический аспект коллективной безопасности выражается в создании союзов государств для обеспечения развития в различных сферах экономики. Наиболее ярким примером является Европейский союз. Примером более низкого уровня экономического сотрудничества может служить Таможенный союз стран СНГ или ГУУАМ (в 2001 году государства, входящие в этот союз, объявили своей целью создание единого экономического пространства).

 

 

 

О национальной (государственной) безопасности и других видах безопасности.

 

Линдэ Альбина Олеговна,

адъюнкт Московского Университета МВД России.

 

В международной системе  государство по праву занимает центральное  положение как политико-правовое образование, от которого зависит существование  как самой системы, так и разумной жизни на Земле. В системе ценностей  гражданского общества каждое национальное общество возлагает (и будет возлагать  в обозримом будущем) главную  ответственность за свою функциональность и организованность на государство.

В связи с этим местом государства в системе общественных отношений его безопасность, его  существование в истории человечества всегда была в центре внимания личности, общества, международного сообщества и требовала создания инструментов, обеспечивающих национальную (государственную) безопасность, например, норм национального  и международного права, соответствующих  политических документов.

Информация о работе Национальная безопасность государства