Нематериальные активы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение нематериальных активов как экономического потенциала организации.

Для её достижения поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие нематериальных активов организации;

- рассмотреть виды и оценку нематериальных активов;

- показать роль нематериальных активов в деятельности предприятия;

- провести анализ нематериальных активов в ОАО “Грузовое автотранспортное предприятие № 47”

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………2

1. Понятие нематериальных активов………………………………………………….4

2. Классификация нематериальных активов…………………………………….6

3. Оценка нематериальных активов…………………………………………………….9

4. Роль нематериальных активов в деятельности предприятия...11

5. Анализ нематериальных активов в ОАО “Грузовое автотранспортное предприятие № 47”…………………………………………13

Заключение…………………………………………………………………………………………………….15

Список литературы……………………………………………………………………………………….16

Приложения……………………………………………………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ моя)нематериальные активы.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………2

1.      Понятие нематериальных активов………………………………………………….4

2.      Классификация нематериальных активов…………………………………….6

3.      Оценка нематериальных активов…………………………………………………….9

4.      Роль нематериальных активов в деятельности предприятия...11

5.      Анализ нематериальных активов в ОАО “Грузовое автотранспортное предприятие № 47”…………………………………………13

Заключение…………………………………………………………………………………………………….15

Список литературы……………………………………………………………………………………….16

Приложения……………………………………………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    В настоящее время в имуществе предприятий неуклонно возрастает роль нематериальных (неосязаемых) активов. Это обусловлено волной поглощения одних предприятий другими, быстротой и масштабами технологических изменений, распространением информационных технологий, усложнением и интеграцией финансового рынка России.

    Само понятие нематериального актива многогранно: это и бухгалтерское понятие, и экономическое, и юридическое. Разнообразен и состав нематериальных активов: наличие таких активов предприятия связано как с наличием конкурентных преимуществ, так и с использованием предприятием компонентов интеллектуального капитала.

   Целью данной работы является рассмотрение нематериальных активов как экономического потенциала организации.

Для её достижения поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие нематериальных активов организации;

- рассмотреть виды и оценку нематериальных активов;

- показать роль нематериальных активов в деятельности предприятия;

         - провести анализ нематериальных активов в ОАО “Грузовое автотранспортное предприятие № 47”

При проведении исследования предприятия использовались отчетные документы ОАО “Грузовое автотранспортное предприятие № 47”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Понятие нематериальных активов

     Одно из самых кратких определений нематериального актива дано Барухом Левом: « … нематериальный актив обеспечивает будущие выгоды, не имея материального или финансового (как акция или облигация) воплощения».

      В соответствии с ПБУ 14/2000 к нематериальным активам относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:

а) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

б) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

в) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

г) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

е) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).[1]

    Хотя существование нематериального актива подразумевает возможность получения с его помощью каких-либо текущих или будущих материальных выгод, сам факт существования НМА еще не говорит о наличии у него отличной от нуля стоимости. О ненулевой стоимости нематериального актива можно говорить в двух случаях:

- нематериальный актив приносит своему владельцу определенные измеримые экономические выгоды. Такими экономическими выгодами могут быть как снижение издержек, так и увеличение дохода по сравнению с ситуацией, в которой данный нематериальный актив не существовал бы вообще;

- нематериальный актив способствует увеличению стоимости других активов, с которыми он связан (материальных или нематериальных). При этом увеличение стоимости этих активов, однако, еще не характеризует величину стоимости рассматриваемого НМА, а скорее, говорит лишь о самом факте наличия ненулевой стоимости такого актива.

 

 

 

 

2.      Классификация нематериальных активов

Можно выделить следующие виды нематериальных активов:

      объекты интеллектуальной собственности;

      отложенные затраты;

      деловая репутация организации.

1)     Объекты интеллектуальной собственности можно разделить на два вида: регулируемые патентным правом и регулируемые авторским правом.

    К объектам, регулируемые патентным правом (объекты промышленной собственности), относятся:

- изобретение, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо;

- промышленный образец - художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид;

- полезная модель;

- товарный знак и знак обслуживания - обозначения, позволяющие различать соответственно однородные товары и услуги разных юридических и физических лиц;

- фирменное наименование - индивидуальное название юридического лица.

        К объектам, регулируемым авторским правом, относятся:

- программа для ЭВМ - объективная форма совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств;

- база данных - объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и др.), систематизированных с целью нахождения и обработки этих данных;

- топология интегральных микросхем - зафиксированная на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.

 

2)     Отложенные затраты - организационные расходы.

    Организационные расходы состоят из затрат по оплате услуг консультантов, рекламы, по подготовке документации, регистрационных сборов и других расходов организации в период ее создания до момента регистрации. В состав организационных расходов, включаемых в нематериальные активы, входят расходы, связанные с образованием юридического лица и признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный капитал.

    Расходы организации, связанные с необходимостью переоформления учредительных и иных документов (расширение организации, изменение видов деятельности, представление образцов подписей должностных лиц и др.), изготовление новых штампов, печатей и т.п., включается в состав общехозяйственных расходов организации. Организации, изменяющие организационно-правовую форму, указанные расходы производят за счет прибыли.

3)     Деловая репутация организации - разница между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и балансовой стоимостью ее имущества.

При приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая репутация организации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью проданной организации.

     Объектом нематериальных активов является положительная деловая репутация, которая рассматривается как надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод.

     Отрицательная деловая репутация рассматривается как скидка с цены, предоставляемая покупателю в связи с отсутствием у предприятия стабильных покупателей, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления и т.д.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Оценка нематериальных активов

    Нематериальные активы отражаются в учете по первоначальной и остаточной стоимости, отдельно учитывается амортизация нематериальных активов.

    Первоначальная стоимость определяется для объектов:

- внесенных в счет вкладов в уставной капитал — по договоренности сторон (по согласованной стоимости);

- приобретенных за оплату у других организаций и лиц — по фактически произведенным затратам на приобретение объектов и доведению их до состояния, пригодного к использованию;

- полученных безвозмездно от других организаций и лиц — по рыночной стоимости на дату оприходования.

     Затраты по приобретению нематериальных активов включают суммы, выплаченные продавцу объекта, посредникам, за информационные и консультационные услуги, регистрационные сборы и пошлины, таможенные расходы и другие расходы, связанные с приобретением объектов.

     Расходы по созданию нематериальных  активов и доведению их до состояния, пригодного к использованию, складываются из начисленной соответствующим работникам оплаты труда, отчислений на социальные нужды, материальных затрат и общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

     Нематериальные активы, поступающие в организацию в

порядке обмена на какое-либо имущество, оценивают исходя из стоимости обмениваемого имущества.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Роль нематериальных активов в деятельности предприятия.

     В условиях современного мира любой объект собственности — это возможный источник дохода и объект рыночной сделки. Таким же объектом являются и права собственника. Нематериальные активы (товарные знаки, бренд, технологии, ноу-хау, специальные маркетинговые разработки) оказывают существенное влияние на конкурентоспособность и эффективность ведения бизнеса — они способны приносить дополнительные доходы.

    На стоимость компании, её конкурентоспособность, нередко влияет именно «деловая репутация», как принято говорить в России. В западных странах и в международной практике применяется термин «Гудвилл» (Goodwill).

    Оценка репутации фирмы (гудвилла) состоит в определении совокупности тех элементов бизнеса или персональных качеств, которые стимулируют клиентов обращаться именно к данной компании, которые приносят фирме прибыль сверх требуемой для получения разумного дохода на все остальные активы компании.

     Гудвилл в деловом мире рассматривается как стоимость деловой репутации фирмы. Деловая репутация в структуре нематериальных благ выделена согласно ст. 150 Гражданского кодекса РФ. Гудвилл возникает, когда компания получает стабильные, высокие прибыли, ее доходы превышающие средний уровень в данной отрасли. Гудвилл как экономическая величина оценивается и принимается на баланс только в момент смены владельца предприятия.

      Большое количество сделок в мире по слиянию, при которых компании приобретались по гораздо большим ценам, чем стоимости активов - прямое доказательство того, что существует нечто нематериальное, возможно неотделимое от самой компании, но существенно изменяющее стоимость бизнеса. Для данного явления в корпоративном бизнесе используется термин "гудвилл", от английского Goodwill, что в дословном переводе означает "добрая воля", т.е. готовность покупателя заплатить больше общей стоимости активов.

     Для большинства компаний гудвилл (деловая репутация фирмы) является самым значительным активом, которому не присущи идентифицируемость и обособленность.

     Иногда гудвилл привязывают к эксклюзивным правам обладания торговым знаком. Такой вид нематериального актива будет иметь определенный срок службы и является амортизируемым.

    Вообще гудвиллом может являться все, что помогает компании получать больше прибыли  на единицу активов, чем у средней аналогичной компании. Например, это может быть грамотный руководитель, хорошо обученный дружный персонал или выгодное территориальное месторасположение.

5.      Анализ нематериальных активов в ОАО “Грузовое автотранспортное предприятие № 47”

   Форма собственности - открытое акционерное общество (ОАО)

Место нахождения: 196158, Санкт-Петербург, Московское шоссе, д.13-а

Дата государственной регистрации  07.09.1992г.

Основными (приоритетными) видами деятельности ОАО «АТП № 47» являются:

- аренда недвижимости, совершение всех действий, связанных с недвижимостью;

- оказание услуг по ремонту и восстановлению автомобилей любых марок, в том числе мойка и заправка автомобилей;

Информация о работе Нематериальные активы