Нематериальные активы предприятия (НА). Пути повышения эффективности их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Состав хозяйственной деятельности предприятия определяется содержанием его деятельности. В бухгалтерском учете хозяйственные средства, которыми располагает предприятие, называют активами. По составу активы делят на оборотные и внеоборотные активы.
Оборотные активы – это средства, которые постоянно находятся в текущем процессе кругооборота средств и переходят из сферы производства в сферу обращения.

Содержание

Введение
Нематериальные активы предприятия (НА).Пути повышения эффективности их использования
Критерии отнесения имущества предприятия к нематериальным активам. Состав нематериальных активов. Интеллектуальная и промышленная собственность. Стоимость НА, методы ее оценки.
Критерии отнесения имущества предприятия к нематериальным активам. Состав нематериальных активов.
Интеллектуальная и промышленная собственность.
Интеллектуальная и промышленная собственность.
Амортизация нематериальных активов.
Методы создания и использования нематериальных активов
1.3Показатели эффективности использования нематериальных активов. Пути повышения эффективности использования НА.
2. Практическая часть.
Задача 1. На основании исходных данных (В=3, Г=2) необходимо оценить экономическую эффективность создания предприятия, работающего по договору франчайзинга и упрощенной системе налогообложения:
1)Определить величину инвестиций на создание предприятия
- определить потребность в основных фондах
- определить потребность в запасах и величину оборотного капитала
2)Определить величину уставного капитала
3) Сформировать плановый баланс предприятия на момент начала его работы, определить источники финансирования инвестиций
4) Рассчитать финансовые результаты деятельности предприятия на первый и последующие 4 года работы
5) Рассчитать показатели экономической эффективности создания предприятия

Задача 2
На основании исходных данных (В=3, Г=2) рассчитать результаты хозяйственной деятельности предприятия, осуществляющего изготовление ролл-штор и жалюзи на заказ
Составить смету затрат на производство
Составить калькуляцию на 1 условное изделие
Определить себестоимость технологическую, производственную, полную, сумму условно-постоянных и условно-переменных расходов
Назначить цену за условное изделие исходя из планового уровня рентабельности
Рассчитать на основе установленной цены выручку, объем реализации, чистую прибыль, рентабельность продукции и расчетную
Рассчитать показатели из п.5 для планового года, в котором объем реализации будет больше на указанную величину. Цену оставить прежней, однако себестоимость продукции планового года пересчитать.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_экономика_фирмы-НМА.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

б) общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением и созданием активов;

в) расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам в предшествовавших отчетных периодах, которые были признаны прочими доходами и расходами.

Расходы по полученным займам и кредитам не являются расходами на приобретение, создание нематериальных активов, за исключением случаев, когда актив, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется, относится к инвестиционным.

Фактической (первоначальной) стоимостью нематериального актива, внесенного в счет вклада в уставный (складочный) капитал, уставный фонд, паевой фонд организации, признается его денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации.

Фактической (первоначальной) стоимостью нематериального актива, принятого к бухгалтерскому учету при приватизации государственного и муниципального имущества способом преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество, определяется в порядке, предусмотренном для реорганизации организаций в форме преобразований.

Фактической (первоначальной) стоимостью нематериального актива,  полученного организацией по договору дарения, определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.

Под текущей рыночной стоимостью нематериального актива понимается сумма денежных средств, которая могла бы быть получена в результате продажи объекта на дату определения текущей рыночной стоимости. Текущая рыночная стоимость нематериального актива может быть определена на основе экспертной оценки.

Фактической (первоначальной) стоимостью нематериального актива, приобретенного по договору дарения, предусматривающего исполнение обязательств (оплату) не денежными средствам, определяется исходя из стоимости активов, переданных или подлежащих передачи организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается  исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

Фактическая (первоначальная) стоимость нематериального актива, по которой он принят к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ.

Изменение фактической (первоначальной) стоимости нематериаль-ного  актива, по которой он принят к бухгалтерскому учету, допускается в случаях переоценки и обесценения нематериальных активов.

Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных нематериальных активов по текущей рыночной стоимости.

При принятии решения о переоценке нематериальных активов, входящих в однородную группу, следует учитывать, что в последующем данные  активы должны переоцениваться регулярно, чтобы стоимость, по которой они отражаются в бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от текущей рыночной стоимости.

Переоценка нематериальных активов производится путем перерасчета их остаточной стоимости. Результаты переоценки принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерского баланса предыдущего отчетного года, но раскрываются организацией в пояснительной записке.

Сумма дооценки нематериальных активов в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки нематериального актива, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные годы и отнесенной на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), зачисляется на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Сумма уценки нематериального актива в результате переоценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Сумма уценки нематериального актива относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого актива, проведенной в предыдущие отчетные годы. Превышение суммы уценки нематериального актива над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные годы, относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

При выбытии нематериального актива сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, по которой они приняты к учету, не может быть изменена, если иное не будет установлено законом. 3

 

 

    1. Амортизация нематериальных активов.

Методы создания и использования нематериальных активов

 

Стоимость нематериальных активов с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования.

По нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется.

По нематериальным активам некоммерческих организаций амортизация не начисляется.

При принятии нематериального актива к бухгалтерскому учету организация определяет срок его полезного использования.

Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать нематериальный актив с целью получения выгоды.

Нематериальные  активы, по которым невозможно определить срок полезного использования, считаются нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования.

Определение срока полезного использования нематериального актива производится исходя  из:

    • срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
    • ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды.

Срок полезного использования нематериального актива не может превышать срок деятельности организации.

 Определение ежемесячной суммы амортизационных отчислений по нематериальному активу производится одним из следующих способов

(схема 2):

Схема 2. Способы начисления амортизации

 

Выбор способа определения амортизации нематериального актива производится организацией исходя из расчета ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования актива, включая финансовый результат от возможной продажи данного актива. В том случае, когда расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования нематериального актива не является надежным, размер амортизационных отчислений по такому активу определяется линейным способом.

Ежемесячная сумма амортизационных отчислений рассчитывается:

а) при линейном способе – исходя из фактической (первоначальной) стоимости или текущей рыночной стоимости (в случае переоценки) нематериального актива равномерно в течение срока полезного использования этого актива;

б) при способе уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости (фактической (первоначальной) стоимости или текущей рыночной стоимости (в случае переоценки) за минусом начисленной амортизации) нематериального актива на начало месяца, умноженной на дробь, в числителе которой – установленный организацией коэффициент (не выше 3), а в знаменателе – оставшийся срок полезного использования в месяцах;

в) при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) исходя из натурального показателя объема продукции (работ) за месяц и соотношения фактической (первоначальной) стоимости нематериального актива и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования нематериального актива.

Амортизационные отчисления по нематериальным активам начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого актива к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости, либо списания этого актива с бухгалтерского учета.

В течение срока полезного использования нематериальных активов начисление амортизационных отчислений не приостанавливается.

Применение одного из способов по группе однородных нематериальных активов производится в течение всего их срока полезного использования и не приостанавливается, кроме случаев, консервации организации.

Амортизация по нематериальным активам прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости или списания этого актива с бухгалтерского учета.4

К методам создания и использования нематериальных активов относятся:

  1. брендинг;

Брэндинг (англ. branding) — маркетинговая деятельность по созданию долгосрочного предпочтения товару данной фирмы; реализуется в процессе воздействия на потребителя товарного знака, упаковки, рекламных обращений, выделяющих товар среди конкурентов и создающих его образ; возможное написание — брендинг.5

Для маркетологов брендинг - это основной способ дифференциации продуктов и инструмент продвижения товаров на рынок.  В последние годы техника брендинга пришла в Россию и широко стала использоваться сначала в деятельности транснациональных корпораций, продвигающих на нашем рынке свои мегабренды, а затем к ней стали внимательно приглядываться и российские производители. По существу современный потребительский рынок - это борьба брендов. Бренд с помощью комплекса маркетинговых коммуникаций внедряют в сознание потребителей, добиваясь ощущения особой ценности. Можно назвать это коммуникативной оболочкой, аурой бренда, элементом интеллектуальной собственности. Есть такое определение интеллектуальной собственности в бренде - "элемент коммуникации, который уникален, запоминаем и неразрывно связан именно с этим брендом и никаким другим". Для рекламодателя создание и усиление индивидуальности торговой марки на

рынке повышает ее конкурентоспособность. 
          Профессиональный брендинг - это   многоструктурный,    обоснован-

ный, выверенный и контролируемый   комплекс  по  созданию товарной марки,     разработке     дизайна     упаковки,    рекламной   аргументации, проведению акций по стимулированию сбыта, то есть использование всего арсенала    маркетинговых   средств  коммуникативного  воздействия   на потребителя. Фактически сегодня идет глобальная борьба за потребителя в двух плоскостях: товарной и коммуникативной.6

Задача брендинга - повысить осведомленность потребителей и влюбиться в товар.7

  1. франчайзинг

Франчайзинг — смешанная форма крупного и мелкого предпринима-тельства, при которой крупные корпорации, "родительские" компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, "дочерними" компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной "родительской" фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.8

Франчайзер – юридическое или физическое лицо, имеющее высокую репутацию на определенном рынке, собственный товарный знак и заключившее договор - франчайзинг с другим предприятием.

Франчайзи - юридическое или физическое лицо, которому предоставляют право на рынок товаров или услуг франчайзера в определенной области и территории на основе франчайзингого договора.9

Франшиза (франц. franchise — льгота, вольность) — 1) предусмотренная условиями страхования часть убытков лица, страхующего имущество, не подлежащая возмещению со стороны страховщика; 2) право на франчайзинг, то есть на создание коммерческого предприятия, торгующего продукцией своего старшего партнера; 3) предприятие, созданное на основе франчайзинга.10

Для компаний франчайзинг - это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг - это один из способов стать владельцем бизнеса. На растущих рынках, таких как Россия, франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес.

Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзором. Франчайзор сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзор предоставляет необходимую поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям. 

Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи, наиболее распространенными способами являются:  
     Прямой франчайзинг. Франчайзор продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзором и франчайзи. 

Мастер франшиза. Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзор продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таким образом, франчайзи становится франчайзором в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти).11

 

 

    1. Показатели эффективности использования нематериальных

активов. Пути повышения

эффективности использования НА

 

Показатели, характеризующие использование нематериальных активов, рассчитываются на основе информации Российского патентного ведомства (Роспатента) о патентно - лицензионной деятельности в стране:

Информация о работе Нематериальные активы предприятия (НА). Пути повышения эффективности их использования