Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:56, курсовая работа
Одним из составляющих элементов внеоборотных активов предприятия являются нематериальные активы. Нематериальные активы являются относительно новым объектом наблюдения, учета, анализа и управления в российской практике.
Нематериальные активы – это хозяйственные средства, не имеющие материально-вещественной структуры, используемые в хозяйственный деятельности более 12 месяцев, приносящие доход организации в будущем.
Введение (3-4стр.)
1. Нематериальные активы. Понятие нематериальных активов. Оценка нематериальных активов. (5-11стр.)
2. Амортизация нематериальных активов. (12-15стр.)
3. Анализ и оценка эффективности нематериальных активов. Анализ и оценка эффективности использования нематериальных активов в ОАО "Манак". Анализ движения и использования нематериальных активов. (16-26стр.)
Заключение. (27стр.)
Список использованной литературы. (28стр.)
Так как нематериальные активы приобретаются с целью получения экономического эффекта от их использования в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг, то эффективность этих вложений необходимо рассматривать с точки зрения повышения доходности производства – по уровню дополнительного дохода на рубль вложенного в нематериального актива капитала (рентабельность нематериального актива).
Рентабельность нематериального актива оценивается по формуле:
RНА = Прибыль / Средняя за период стоимость НА,
где RНА – рентабельность нематериального актива.
Величина этого показателя зависит от рентабельности продаж и фондоотдачи нематериального актива за период.
С помощью методов факторного моделирования можно преобразовать исходную модель доходности нематериального актива:
RНА = Прибыль / Объем продаж (выручка от реализации продукции, работ, услуг) * Объем продаж / Средняя стоимость НА
Таким образом, доходность нематериального актива может быть увеличена за счет повышения рентабельности продаж и увеличения их фондоотдачи (см. табл. 5).
Таблица 5. Расчет влияния факторов на изменения доходности нематериального актива в 2012 году
№ п/п |
Показатель |
2007 год |
2008 год |
Изменение |
1 |
Прибыль от реализации, млн. руб. |
3884 |
11235 |
+7351 |
2 |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг), млн. руб. |
94756 |
226300 |
+131544 |
3 |
Средняя стоимость нематериального актива, млн. руб. |
15 |
23 |
+8 |
4 |
Рентабельность продаж, % |
0,04 |
0,05 |
+0,01 |
5 |
Фондоотдача нематериального актива |
6317 |
9839,13 |
+3522,13 |
6 |
Доходность нематериальных активов |
258,9 |
488,47 |
+229,57 |
Как видно из анализа эффективности использования нематериального актива улучшились (табл. 5.), доходность нематериального актива выросла с 258,9 до 488,47, изменение составило +229,57, изменения рентабельности продаж незначительные +0,01%, фондоотдача нематериального актива в 2008 году составила 9839,13.
Но следует отметить, что эффективность нематериального актива возрастает при условии более высоких темпов роста прибыли и выручки над темпами роста нематериального актива.
Нематериальные активы – это часть имущества организации, представляющая собой идентифицируемый, неденежный актив, не имеющий физической формы, который используется в производстве или при предоставлении товаров или услуг, для сдачи в аренду другим сторонам или в административных целях.
Экономические выгоды от использования нематериального актива могут включать либо выручку от продажи товаров и оказания услуг, либо снижения расходов компании, либо другие выгоды, например, доступ к некоторым ресурсам, осуществление определенной деятельности. Каждая организация должна оценивать вероятность будущих экономических выгод, используя обоснованные допущения, отражающие наилучшую оценку экономических условий, которые будут существовать в течение срока полезного использования нематериального актива.
Можно провести анализ динамики изменений в объеме нематериальных активов всего и по видам за отчетный период по сравнению с данными прошлого периода таблица 6.
Таблица 6. Анализ нематериальных активов в общей структуре имущества
Показатели |
Остаток на начало года |
Остаток на конец года |
Изменения | |||
Сумма, млн. руб. |
Уд. Вес, % |
Сумма, млн. руб. |
Уд. Вес, % |
Сумма, млн. руб. |
Уд. Вес, % | |
Нематериальные активы |
44 |
0,74 |
35 |
0,57 |
-9 |
-0,17 |
Основные средства |
4500 |
75,4 |
4365 |
70,4 |
-135 |
-5 |
Оборотные активы |
1421 |
23,86 |
1799 |
29,03 |
+378 |
+5,17 |
Итого |
5965 |
100 |
6199 |
100 |
+234 |
0 |
В анализируемой организации нематериальные активы составляют всего 0,74% от стоимости имущества. На конец отчетного периода их сумма уменьшилась на 9 млн. руб. или на 0,17 % за счет списания прочих нематериальных активов.
Так как организация имеет несколько нематериальных активов, то показатели таблицы 7 позволят их проанализировать достаточно полно.
Таблица 7. Анализ объема, структуры и динамики нематериальных активов
Показатели |
Остаток на начало года |
Остаток на конец года |
Изменения | |||
Сумма, млн. руб. |
Уд. Вес, % |
Сумма, млн. руб. |
Уд. Вес, % |
Сумма, млн. руб. |
Уд. Вес, % | |
Организационные расходы |
29 |
65,9 |
29 |
82,86 |
- |
+16,96 |
Прочие |
15 |
34,1 |
6 |
17,14 |
-9 |
-16,96 |
Итого |
44 |
100 |
35 |
100 |
-9 |
0 |
В структуре нематериальных активов организации основную долю занимают организационные расходы более 80% (82,86%).
Таблица 8. Структура нематериальных активов по срокам полезного использования
Показатели |
Срок полезного использования (лет) |
итого | |||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
И.т.д |
20 |
||
Нематериальные активы |
6 |
29 |
35 | ||||||||||
В % к итогу |
17,1 |
82,9 |
100 |
Из таблицы 8 видно, что средний срок полезного использования нематериальных активов 3-6 лет.
Приобретение нематериальных активов имеет своей целью получение экономического эффекта от их использования.
Расчет эффективности использования патентов, «ноу-хау», лицензий сопряжен с большими трудностями в механизме их оценки и требует комплексного подхода. Например, эффект от приобретения патента или «ноу-хау» может быть определен только по результатам реализации продукции, произведенной по этому патенту. А объем продаж, в свою очередь, зависит от множества иных факторов (цены, спроса, качества, емкости рынка и т. д).
Для принятия какого-либо решения необходимо руководствоваться общими расчетами таблица 9.
Таблица 9. Анализ эффективности нематериальных активов (тыс. руб.)
№ п/п |
Показатели |
Прошлый период |
Отчетный период |
Темп роста, % |
1 |
Среднегодовая стоимость нематериальных активов |
45 |
40 |
88,89 |
2 |
Выручка от продажи продукции (Работ, услуг) |
12000 |
15000 |
125 |
3 |
Чистая прибыль |
1300 |
1550 |
119,2 |
4 |
Доходность нематериальных активов млн. руб. |
28,89 |
38,75 |
134,1 |
5 |
Оборачиваемость нематериальных активов, в оборотах |
266,7 |
375 |
140,6 |
6 |
Рентабельность продажи продукции, % |
10,8 |
10,3 |
95,4 |
Основными принципами управления динамикой нематериальных активов являются следующие показатели:
- темп роста отдачи
- темп роста выручки или прибыли (п.2, п.3) должен опережать темп роста нематериальных активов (п.1).
В нашем примере эффективность использования нематериальных активов в отчетном году были выше, чем в прошлом, что соответствует условиям основным принципам управления динамикой нематериальных активов.
Нематериальные активы отличаются от других видов реального имущества предприятия:
— от основных средств – отсутствием материально-вещественной формы;
— от товаров – предназначением не для продажи;
— от производственных запасов – длительным сроком полезного использования (свыше года);
— от монетарных активов – более низкой ликвидностью, свойственной всем внеоборотным активам.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что нематериальные активы – наиболее перспективная и управляемая часть имущества капитального характера. Посредством наращивания нематериальных активов достигается эффект капитализации имущества компании.
Нематериальные активы представляют собой бесспорное конкурентное преимущество. Их стоимостная оценка и отражение в учете – приемлемый инструмент капитализации, с помощью которого можно формировать привлекательный с маркетинговой точки зрения образ компании.