Нематериальные активы предприятия торговли: понятие, обеспечение эффективности использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Одним из составляющих элементов внеоборотных активов предприятия являются нематериальные активы. Нематериальные активы являются относительно новым объектом наблюдения, учета, анализа и управления в российской практике.
Нематериальные активы – это хозяйственные средства, не имеющие материально-вещественной структуры, используемые в хозяйственный деятельности более 12 месяцев, приносящие доход организации в будущем.

Содержание

Введение (3-4стр.)
1. Нематериальные активы. Понятие нематериальных активов. Оценка нематериальных активов. (5-11стр.)
2. Амортизация нематериальных активов. (12-15стр.)
3. Анализ и оценка эффективности нематериальных активов. Анализ и оценка эффективности использования нематериальных активов в ОАО "Манак". Анализ движения и использования нематериальных активов. (16-26стр.)
Заключение. (27стр.)
Список использованной литературы. (28стр.)

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 49.79 Кб (Скачать файл)

Так как нематериальные активы приобретаются с целью получения экономического эффекта от их использования в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг, то эффективность этих вложений необходимо рассматривать с точки зрения повышения доходности производства – по уровню дополнительного дохода на рубль вложенного в нематериального актива капитала (рентабельность нематериального актива).

Рентабельность нематериального актива оценивается по формуле:

 

RНА = Прибыль / Средняя за период  стоимость НА,

 

где RНА – рентабельность нематериального актива.

Величина этого показателя зависит от рентабельности продаж и фондоотдачи нематериального актива за период.

С помощью методов факторного моделирования можно преобразовать исходную модель доходности нематериального актива:

 

RНА = Прибыль / Объем продаж (выручка  от реализации продукции, работ, услуг) * Объем продаж / Средняя стоимость НА

 

Таким образом, доходность нематериального актива может быть увеличена за счет повышения рентабельности продаж и увеличения их фондоотдачи (см. табл. 5).

 

Таблица 5. Расчет влияния факторов на изменения доходности нематериального актива в 2012 году

 № п/п

Показатель

2007 год

2008 год

Изменение

1

Прибыль от реализации, млн. руб.

3884

11235

+7351

2

Выручка от реализации продукции (работ, услуг), млн. руб.

94756

226300

+131544

3

Средняя стоимость нематериального актива, млн. руб.

15

23

+8

4

Рентабельность продаж, %

0,04

0,05

+0,01

5

Фондоотдача нематериального актива

6317

9839,13

+3522,13

6

Доходность нематериальных активов

258,9

488,47

+229,57


 

Как видно из анализа эффективности использования нематериального актива улучшились (табл. 5.), доходность нематериального актива выросла с 258,9 до 488,47, изменение составило +229,57, изменения рентабельности продаж незначительные +0,01%, фондоотдача нематериального актива в 2008 году составила 9839,13.

Но следует отметить, что эффективность нематериального актива возрастает при условии более высоких темпов роста прибыли и выручки над темпами роста нематериального актива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3.2 Анализ движения и использования нематериальных активов

 

Нематериальные активы – это часть имущества организации, представляющая собой идентифицируемый, неденежный актив, не имеющий физической формы, который используется в производстве или при предоставлении товаров или услуг, для сдачи в аренду другим сторонам или в административных целях.

Экономические выгоды от использования нематериального актива могут включать либо выручку от продажи товаров и оказания услуг, либо снижения расходов компании, либо другие выгоды, например, доступ к некоторым ресурсам, осуществление определенной деятельности. Каждая организация должна оценивать вероятность будущих экономических выгод, используя обоснованные допущения, отражающие наилучшую оценку экономических условий, которые будут существовать в течение срока полезного использования нематериального актива.

Можно провести анализ динамики изменений в объеме нематериальных активов всего и по видам за отчетный период по сравнению с данными прошлого периода таблица 6.

 

Таблица 6. Анализ нематериальных активов в общей структуре имущества

Показатели

Остаток на начало года

Остаток на конец года

Изменения

Сумма, млн. руб.

Уд. Вес, %

Сумма, млн. руб.

Уд. Вес, %

Сумма, млн. руб.

Уд. Вес, %

Нематериальные активы

44

0,74

35

0,57

-9

-0,17

Основные средства

4500

75,4

4365

70,4

-135

-5

Оборотные активы

1421

23,86

1799

29,03

+378

+5,17

Итого

5965

100

6199

100

+234

0


 

         В анализируемой организации нематериальные активы составляют всего 0,74% от стоимости имущества. На конец отчетного периода их сумма уменьшилась на 9 млн. руб. или на 0,17 % за счет списания прочих нематериальных активов.

Так как организация имеет несколько нематериальных активов, то показатели таблицы 7 позволят их проанализировать достаточно полно.

 

Таблица 7. Анализ объема, структуры и динамики нематериальных активов

Показатели

Остаток на начало года

Остаток на конец года

Изменения

Сумма, млн. руб.

Уд. Вес, %

Сумма, млн. руб.

Уд. Вес, %

Сумма, млн. руб.

Уд. Вес, %

Организационные расходы

29

65,9

29

82,86

-

+16,96

Прочие

15

34,1

6

17,14

-9

-16,96

Итого

44

100

35

100

-9

0


 

В структуре нематериальных активов организации основную долю занимают организационные расходы более 80% (82,86%).

 

Таблица 8. Структура нематериальных активов по срокам полезного использования

Показатели

Срок полезного использования (лет)

итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

И.т.д

20

 

Нематериальные активы

   

6

 

29

             

35

В % к итогу

   

17,1

 

82,9

             

100


 

Из таблицы 8 видно, что средний срок полезного использования нематериальных активов 3-6 лет.

Приобретение нематериальных активов имеет своей целью получение экономического эффекта от их использования.

Расчет эффективности использования патентов, «ноу-хау», лицензий сопряжен с большими трудностями в механизме их оценки и требует комплексного подхода. Например, эффект от приобретения патента или «ноу-хау» может быть определен только по результатам реализации продукции, произведенной по этому патенту. А объем продаж, в свою очередь, зависит от множества иных факторов (цены, спроса, качества, емкости рынка и т. д).

Для принятия какого-либо решения необходимо руководствоваться общими расчетами таблица 9.

 

Таблица 9. Анализ эффективности нематериальных активов (тыс. руб.)

№ п/п

Показатели

Прошлый период

Отчетный период

Темп роста, %

1

Среднегодовая стоимость нематериальных активов

45

40

88,89

2

Выручка от продажи продукции (Работ, услуг)

12000

15000

125

3

Чистая прибыль

1300

1550

119,2

4

Доходность нематериальных активов млн. руб.

28,89

38,75

134,1

5

Оборачиваемость нематериальных активов, в оборотах

266,7

375

140,6

6

Рентабельность продажи продукции, %

10,8

10,3

95,4


 

Основными принципами управления динамикой нематериальных активов являются следующие показатели:

- темп роста отдачи нематериальных  активов (п4) должен опережать темп роста используемых нематериальных активов (п.1);

- темп роста выручки или прибыли (п.2, п.3) должен опережать темп  роста нематериальных активов (п.1).

В нашем примере эффективность использования нематериальных активов в отчетном году были выше, чем в прошлом, что соответствует условиям основным принципам управления динамикой нематериальных активов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Заключение

 

Нематериальные активы отличаются от других видов реального имущества предприятия:

— от основных средств – отсутствием материально-вещественной формы;

— от товаров – предназначением не для продажи;

— от производственных запасов – длительным сроком полезного использования (свыше года);

— от монетарных активов – более низкой ликвидностью, свойственной всем внеоборотным активам.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что нематериальные активы – наиболее перспективная и управляемая часть имущества капитального характера. Посредством наращивания нематериальных активов достигается эффект капитализации имущества компании.

Нематериальные активы представляют собой бесспорное конкурентное преимущество. Их стоимостная оценка и отражение в учете – приемлемый инструмент капитализации, с помощью которого можно формировать привлекательный с маркетинговой точки зрения образ компании.

 

 

                                     Список литературы

 

  1. Гражданский кодекс РФ
  2. Налоговый кодекс РФ
  3. Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2007 (приказ Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. № 153н).
  4. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н).
  5. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика. – 2005. – 248 с.
  6. Горфинкель В. Экономика предприятия: Учебник для вузов . 5-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 767 с.
  7. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 448 с.
  8. Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета. – Ростов на Дону, 2005. – 300 с.
  9. Бланк, И.В. Управление активами и капиталом предприятия / И.В. Бланк – выпуск 2. – К.: Ника – Центр, Эльга, 2005. – 448 с.
  10. Гетьман, В.А., Терехова, Л.З., Шнейдман. Финансовый учет / В.А. Гетьман, Л.З. Терехова, Шнейдман. – М.: ИНФА-М, 2008. – 816 с.
  11. Заданная тема: Нематериальные активы: понятие, обеспечение эффективности использования 
     
    ВВЕДЕНИЕ 3 
    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ (НМА) 5 
    1.1 Понятие и состав нематериальных активов предприятия 5 
    1.2 Классификация и учет нематериальных активов 8 
    1.3  Классификация нематериальных активов предприятия 11 
    2 АМОРТИЗАЦИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 14 
    2.1 Методы начисления амортизации 14 
    2.2 Необходимость эффективного использования нематериальных активов 16 
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21 
    ПРИЛОЖЕНИЕ А 22
  •  

     


    Информация о работе Нематериальные активы предприятия торговли: понятие, обеспечение эффективности использования