Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 13:27, реферат
Человек во все периоды своего развития использовал природу и вступал с ней во взаимодействие. Формы и способы этого взаимодействия волновали его всегда и стали одной из важных проблем человечества. Но на различных этапах развития человек по-разному подходил к ее решению.
Задача человека заключается в том, чтобы использовать природу разумно, воздействовать на нее с учетом ее законов, научно обоснованно и целенаправленно. Иначе неизбежен конфликт общества с природой, экологический кризис или экологический иммунодефицит (недостаток или отсутствие в природе защитных сил против отрицательного воздействия человека).
Человек во все периоды своего
развития использовал природу и вступал
с ней во взаимодействие. Формы и способы
этого взаимодействия волновали его всегда
и стали одной из важных проблем человечества.
Но на различных этапах развития человек
по-разному подходил к ее решению.
Задача человека заключается
в том, чтобы использовать природу разумно,
воздействовать на нее с учетом ее законов,
научно обоснованно и целенаправленно.
Иначе неизбежен конфликт общества с природой,
экологический кризис или экологический
иммунодефицит (недостаток или отсутствие
в природе защитных сил против отрицательного
воздействия человека).
Познание законов природы и
воздействие на природу в соответствии
с ее законами - первостепенная задача
населения. Необходимо также внутреннюю
и внешнюю политику государства как можно
больше экологизировать.
Нормирование в природопользовании и охране окружающей среды – установление компетентными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями закона.
В законе РФ «Об охране окружающей природной среды» установлены требования к нормированию качества среды обитания и уровней воздействия на окружающую среду.
В основу нормативов качества положены три показателя:
1) медицинский;
2) технологический;
3) научно-технический.
Нормативы воздействия на окружающую среду устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его определенной пороговой величиной. К этим нормативам относятся предельно допустимые нормы сбросов и выбросов вредных веществ химического, физиологического, биологического, радиационного и другого воздействия.
Эффективность системы нормативов по ограничению вредного воздействия обеспечивается:
1) соответствием нормативов
современному уровню науки и те
2) утверждением этих нормативов
специально уполномоченными
3) обязательностью выполнения
данных нормативов для всех
хозяйственных субъектов и
Экологические требования, предъявляемые по всем хозяйственным структурам, составляют нормативно-методическую природоохранную базу. Они адресуются предприятиям, организациям и учреждениям независимо от формы собственности и подчиненности, а также отдельным гражданам.
Природоохранные нормы и нормативы формируются в две стадии. На первой стадии осуществляется подготовка методических указаний и инструкций, на второй производятся расчеты.
Нормы и нормативы в области охраны окружающей среды включают в себя натуральные и стоимостные нормативы, гарантирующие сохранность природных экосистем.
Система прогрессивных норм и нормативов представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных комплексов натуральных и стоимостных норм и нормативов.
Предельно допустимая концентрация (ПДК) — норматив — количество вредного вещества в компонентах окружающей среды (воде, воздухе, почве), при постоянном контакте или при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияющее на здоровье человека и не вызывающее неблагоприятных последствий у его потомства. Устанавливается в законодательном порядке или рекомендуется компетентными учреждениями (комиссиями и т.п.). В последнее время при определении ПДК учитывается не только степень влияния загрязнителей на здоровье человека, но и воздействие этих загрязнителей на диких животных, растения, грибы, микроорганизмы, а также на природные сообщества в целом. Исследования самого последнего времени привели к выводу об отсутствии нижних безопасных порогов (а, следовательно, ПДК) при воздействии канцерогенов и ионизирующей радиации. Любое превышение ими привычных природных фонов опасно для живых организмов хотя бы генетически, в цепи поколений.
Предельно допустимые выбросы (ПДВ) вредных веществ в атмосферный воздух, физические воздействия на окружающую среду, устанавливаемые государственными органами охраны окружающей среды по каждому стационарному либо передвижному источнику загрязнения или иного вредного воздействия в целях предупреждения загрязнения окружающей среды, охраны здоровья человека и его жизни, растительного и животного мира, материальных ценностей.
Составной частью экономического
механизма охраны окружающей среды является так же
лимитирование
Лимиты (ограничения) на природопользование
– предельные доступные объемы изъятия
и потребления природных ресурсов и вредных
воздействий: выбросов (сбросов) загрязняющих
веществ, размещения отходов производства,
которые устанавливаются для предприятий
– природопользователей на определенный
срок. Так, например, устанавливают лимиты
по отлову животных и т.д. Лимиты на природопользование
устанавливаются с учетом состояния природного
объекта.
Лимиты на природопользование
являются системой экологических ограничений
по территориям и представляют собой установленные
предприятиям - природопользователям
на определенный срок объемы предельного
использования (изъятия) природных ресурсов,
выбросов и сбросов загрязняющих веществ
в окружающую природную среду и размещения
отходов производства.
Таким образом, лимиты как система экологических
ограничений экономическим
В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды», особой охране подлежат государственные объекты, такие как природные заповедники, национальные парки, памятники природы, природные заказники и редкие, находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений. Кроме того, охрана осуществляется от порчи, загрязнения, истощения, повреждения и разрушения на территории РФ; земли, ее недр, подземелья и поверхности, атмосферного воздуха; озоновый слой атмосферы; природный ландшафт; леса и другая растительность, животный мир.
Виновные в нарушении природоохранного (экологического) законодательства несут ответственность в соответствии с российскими нормативными актами. В экологических правонарушениях (также как и ответственность за нарушение лесного законодательства, ответственность за нарушение водного законодательства и т.д.) предусмотрена административная, гражданско-правовая, дисциплинарная и уголовная ответственность
Все природоохранные (экологические) правонарушения разделяются на проступки и преступления. Состав правонарушений в сфере природоохранного законодательства включает четыре элемента: субъект, объект, субъективная и объективная сторона. Предметом природоохранного правонарушения признается природная среда в целом, а также ее отдельные компоненты – воздух, вода, животные и так далее.
Объект являет собой совокупность общественных отношений, направленных на охрану окружающей среды, рациональное использование ее ресурсов и осуществление экологической безопасности. Субъектом природоохранных правонарушений являются физические и юридические лица РФ, а также иностранные граждане и организации. Для объективной стороны природоохранных правонарушений характерно само наличие нарушения, которое свершается путем действия или бездействия в области охраны окружающей природной среды и общеобязательных правил природопользования. Субъективная сторона правонарушений в сфере природоохранного законодательства представлена двумя формами вины: умышленная – прямая или косвенная, и, неосторожная – небрежность или самонадеянность.
Проступки в природоохранном
законодательстве влекут за собой гражданско-правовую,
дисциплинарную и административную ответственность,
преступления – уголовную. Гражданско-правовая ответствен
Административная ответственность за нарушение природоохранного законодательства применяется компетентным органом исполнительной власти. Нарушения, подлежащие административной ответственности, включают несколько групп: загрязнение окружающей среды, превышение предельно допустимых вредных воздействий, нарушение экологических требований при строительстве, реконструкции и планировки сооружений и предприятий, несоблюдение экологических требований при переработке и уничтожении бытовых отходов, нарушение правил хранения и применения химических средств и иное, предусмотренное Кодексом об Административных правонарушениях РФ. За административные правонарушения применяют штрафы, предупреждения, лишение специальных прав (управление транспортными средствами, рыболовства, охоты) и иные меры принудительного характера.