Нормирование природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 13:27, реферат

Краткое описание

Человек во все периоды своего развития использовал природу и вступал с ней во взаимодействие. Формы и способы этого взаимодействия волновали его всегда и стали одной из важных проблем человечества. Но на различных этапах развития человек по-разному подходил к ее решению.
Задача человека заключается в том, чтобы использовать природу разумно, воздействовать на нее с учетом ее законов, научно обоснованно и целенаправленно. Иначе неизбежен конфликт общества с природой, экологический кризис или экологический иммунодефицит (недостаток или отсутствие в природе защитных сил против отрицательного воздействия человека).

Вложенные файлы: 1 файл

Нормирование природопользования.doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 Человек во все периоды своего развития использовал природу и вступал с ней во взаимодействие. Формы и способы этого взаимодействия волновали его всегда и стали одной из важных проблем человечества. Но на различных этапах развития человек по-разному подходил к ее решению. 
     Задача  человека заключается в том, чтобы использовать природу разумно, воздействовать на нее с учетом ее законов, научно обоснованно и целенаправленно. Иначе неизбежен конфликт общества с природой, экологический кризис или экологический иммунодефицит (недостаток или отсутствие в природе защитных сил против отрицательного воздействия человека).  
     Познание законов природы и воздействие на природу в соответствии с ее законами - первостепенная задача населения. Необходимо также внутреннюю и внешнюю политику государства как можно больше экологизировать.  

      1. Нормирование природопользования.

Нормирование в природопользовании и охране окружающей среды – установление компетентными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями закона.

В законе РФ «Об охране окружающей природной среды» установлены требования к нормированию качества среды обитания и уровней воздействия на окружающую среду.

В основу нормативов качества положены три показателя:

1) медицинский;

2) технологический;

3) научно-технический.

Нормативы воздействия на окружающую среду устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его определенной пороговой величиной. К этим нормативам относятся предельно допустимые нормы сбросов и выбросов вредных веществ химического, физиологического, биологического, радиационного и другого воздействия.

Эффективность системы нормативов по ограничению вредного воздействия обеспечивается:

1) соответствием нормативов  современному уровню науки и техники, международным стандартам;

2) утверждением этих нормативов  специально уполномоченными органами  государства;

3) обязательностью выполнения  данных нормативов для всех  хозяйственных субъектов и ответственностью  предприятий, организаций и граждан  за их неисполнение.

Экологические требования, предъявляемые по всем хозяйственным структурам, составляют нормативно-методическую природоохранную базу. Они адресуются предприятиям, организациям и учреждениям независимо от формы собственности и подчиненности, а также отдельным гражданам.

Природоохранные нормы и нормативы формируются в две стадии. На первой стадии осуществляется подготовка методических указаний и инструкций, на второй производятся расчеты.

Нормы и нормативы в области охраны окружающей среды включают в себя натуральные и стоимостные нормативы, гарантирующие сохранность природных экосистем.

Система прогрессивных норм и нормативов представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных комплексов натуральных и стоимостных норм и нормативов.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) — норматив — количество вредного вещества в компонентах окружающей среды (воде, воздухе, почве), при постоянном контакте или при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияющее на здоровье человека и не вызывающее неблагоприятных последствий у его потомства. Устанавливается в законодательном порядке или рекомендуется компетентными учреждениями (комиссиями и т.п.). В последнее время при определении ПДК учитывается не только степень влияния загрязнителей на здоровье человека, но и воздействие этих загрязнителей на диких животных, растения, грибы, микроорганизмы, а также на природные сообщества в целом. Исследования самого последнего времени привели к выводу об отсутствии нижних безопасных порогов (а, следовательно, ПДК) при воздействии канцерогенов и ионизирующей радиации. Любое превышение ими привычных природных фонов опасно для живых организмов хотя бы генетически, в цепи поколений.

Предельно допустимые выбросы (ПДВ) вредных веществ в атмосферный воздух, физические воздействия на окружающую среду, устанавливаемые государственными органами охраны окружающей среды по каждому стационарному либо передвижному источнику загрязнения или иного вредного воздействия в целях предупреждения загрязнения окружающей среды, охраны здоровья человека и его жизни, растительного и животного мира, материальных ценностей. 

Составной частью экономического механизма охраны окружающей среды является так же лимитирование приропользования. 
     Лимиты (ограничения) на природопользование – предельные доступные объемы изъятия и потребления природных ресурсов и вредных воздействий: выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий – природопользователей на определенный срок. Так, например, устанавливают лимиты по отлову животных и т.д. Лимиты на природопользование устанавливаются с учетом состояния природного объекта. 
     Лимиты  на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям - природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства. 
     Таким образом, лимиты как система экологических  ограничений экономическим путем  побуждают природопользователя  бережно относиться к природной  среде, сокращать отходы, уменьшать  выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, переходить к малоотходным и ресурсосберегающим технологиям. Поэтому понятно, что лимиты, а также лицензии и договоры на комплексное природопользование выполняют не только экономические, но и природоохранительные функции.  

      1. Ответственность за нарушение природоохранного законодательства.

В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды», особой охране подлежат государственные объекты, такие как природные заповедники, национальные парки, памятники природы, природные заказники и редкие, находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений. Кроме того, охрана осуществляется от порчи, загрязнения, истощения, повреждения и разрушения на территории РФ; земли, ее недр, подземелья и поверхности, атмосферного воздуха; озоновый слой атмосферы; природный ландшафт; леса и другая растительность, животный мир.

Виновные в нарушении природоохранного (экологического) законодательства несут ответственность в соответствии с российскими нормативными актами. В экологических правонарушениях (также как и ответственность за нарушение лесного законодательства, ответственность за нарушение водного законодательства и т.д.) предусмотрена административная, гражданско-правовая, дисциплинарная и уголовная ответственность

Все природоохранные (экологические) правонарушения разделяются на проступки и преступления. Состав правонарушений в сфере природоохранного законодательства включает четыре элемента: субъект, объект, субъективная и объективная сторона. Предметом природоохранного правонарушения признается природная среда в целом, а также ее отдельные компоненты – воздух, вода, животные и так далее.

Объект являет собой совокупность общественных отношений, направленных на охрану окружающей среды, рациональное использование ее ресурсов и осуществление экологической безопасности. Субъектом природоохранных правонарушений являются физические и юридические лица РФ, а также иностранные граждане и организации. Для объективной стороны природоохранных правонарушений характерно само наличие нарушения, которое свершается путем действия или бездействия в области охраны окружающей природной среды и общеобязательных правил природопользования. Субъективная сторона правонарушений в сфере природоохранного законодательства представлена двумя формами вины: умышленная – прямая или косвенная, и, неосторожная – небрежность или самонадеянность.

Проступки в природоохранном законодательстве влекут за собой гражданско-правовую, дисциплинарную и административную ответственность, преступления – уголовную. Гражданско-правовая ответственность за нарушение природоохранного законодательства может быть возложена наряду с другими видами ответственности, поскольку привлечение субъекта к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, не освобождает его от обязанности возместить вред, если он был совершен.

Административная ответственность за нарушение природоохранного законодательства применяется компетентным органом исполнительной власти. Нарушения, подлежащие административной ответственности, включают несколько групп: загрязнение окружающей среды, превышение предельно допустимых вредных воздействий, нарушение экологических требований при строительстве, реконструкции и планировки сооружений и предприятий, несоблюдение экологических требований при переработке и уничтожении бытовых отходов, нарушение правил хранения и применения химических средств и иное, предусмотренное Кодексом об Административных правонарушениях РФ. За административные правонарушения применяют штрафы, предупреждения, лишение специальных прав (управление транспортными средствами, рыболовства, охоты) и иные меры принудительного характера.

      1. Плата за природопользование. 
             Важнейшим элементом нового механизма финансирования, ориентированного на рыночные реформы является платность природных ресурсов. Плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, леса и иную растительность, животный мир, рекреационные (зоны отдыха, пляжи и т. п.) и другие природные ресурсы) взимается: 
        - за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; 
        -за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; 
        -на воспроизводство и охрану природных ресурсов. 
             Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за: 
        -выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов; 
        -выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов. 
             Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется  предприятиями, учреждениями, организациями  в бесспорном порядке: 90% - на специальные  счета внебюджетных государственных  экологических фондов, 10% - в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды. 
             При установлении платности за пользование  природными ресурсами ставились следующие задачи: 
        1) повышение  заинтересованности производителя  в эффективном использовании  природных ресурсов и земель; 
        2) повышение  заинтересованности в сохранении  и воспроизводстве материальных  ресурсов; 
        3) получение  дополнительных средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов. 
             Общее природопользование осуществляется гражданами бесплатно.  
             Законом РФ « Об охране окружающей среды» (2002) предусмотрено два вида платежей за ресурсы природы: 
        - за  право пользования природными ресурсами: Плата за использование природных ресурсов включает плату за право пользования ресурсами; выплаты -за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; выплаты на производство и охрану природных ресурсов (землю, воду, леса и др.) 
             Платежи устанавливаются с учетом кадастровой  оценки природных ресурсов. 
             Формы платежей за природные ресурсы в  зависимости от их вида и назначения могут быть различными. Например, за пользование лесными ресурсами  плату взимают в виде лесных податей (налога) и арендной платы, водными объектами – в виде регулярных платежей в течение срока водопользования, земель – в виде земельного налога, арендной платы.

Информация о работе Нормирование природопользования