Нормирование труда служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является всестороннее раскрытие предложенной темы - «Нормирование труда служащих», для решения которой ставятся следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы нормирования труда служащих;
- исследовать методики нормирования труда служащих;
- разработать рекомендации по выбору методов нормирования труда служащих и т.п.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Проблемы нормирования труда в последние годы объективно выдвинулись на первый план и являются одним из важных элементов системы управления персоналом организации. Связано это, прежде всего, с необходимостью повышения эффективности использования трудового потенциала работников, оптимизации их численного и профессионального состава и своевременной корректировкой требований к персоналу, исходя из условий рынка.

«В современно мире, когда кризисное явление еще очень актуально, предприятия должны уделять большое внимание нормированию труда служащих. От того на какой стадии развития нормирование труда будет находиться в организации будет зависеть и прибыльность предприятия, его рентабельность и возможность руководителя правильно действовать в условиях ожесточенной конкурентной борьбы и экономического кризиса».

Целью данной курсовой работы является всестороннее раскрытие предложенной темы - «Нормирование труда служащих», для решения которой ставятся следующие задачи:

- рассмотреть теоретические  основы нормирования труда служащих;

- исследовать методики  нормирования труда служащих;

- разработать рекомендации по выбору методов нормирования труда служащих и т.п.

Данная работа состоит из введения, 4-х глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Нормирование труда служащих

 

    1. Состав служащих, содержание и особенности их труда

 

К служащим относятся все работники занятые преимущественно различными видами умственной деятельности.

В соответствие с общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядом ОК-016-94, введенным в действие с 1 января 1996года, служащих подразделяют на три категории:

- Руководители;

- Специалисты;

- Технические исполнители.

Отнесение служащих к категориям осуществляется в зависимости от характера труда работника.

В таблице 1 можно увидеть подробное описание категории служащих.

                                                                                                                    Таблица 1

Категории служащих

Категория

Описание

Руководители

Осуществляют линейное и функциональное руководство, принимают управленческие решения и организующие их выполнение4занимаются подбором и расстановкой кадров, координацию работы исполнителей, структурных единиц, обеспечивают согласованный, слаженный и эффективный труд соответствующих подразделений1. Особого внимания следует характеристика должности менеджера. Так как менеджеры осуществляют квалифицированное управление деятельностью предприятия (высшее звено), его структурных подразделений (среднее звено) или обеспечивают выполнение определенной деятельности в сфере бизнеса (низовое звено).

Специалисты

Заняты решением инженерно- технических, планово-технических, планово - эконмических и других задач. Разрабатывают и внедряют в производство новые или усовершенствованные виды продукции, технологические процессы, технические и экономические нормативы, а также формы и методы организации производства,труда и управления, обеспечивают производство необходимой документацией, материалами, оснасткой,ремонтным и другим обслуживание, осуществляют коммерческую деятельность. В квалификационной характеристике их насчитывается 221.

Технические исполнители

Выполняют учетные, вычислительные, копировально - множительные работы, первичную обработку и передачу информации, и другие работы, связанные с обеспечением деятельности руководителей и специалистов.


 

Большое значение для нормирования труда служащих имеет определение понятия «аппарат управления», в отношении которого нет единой точки зрения ни у научных работников, ни у практиков.

Издавна у нас в стране  работники сферы управления делятся на административно управленческий персонал и персонал производственных подразделений.

Первых относят к аппарату управления, здесь структура и численность

которого всегда жестко регламентируется, что на практике вынуждает руководителей предприятий широко применять оформление работников аппарата управления на должности технологов, конструкторов.

Вторые в этот аппарат не входят и регламентации не подлежат, поскольку их численность обуславливается объемами производства, которые систематически изменяются.

Состав служащих, относящихся и не относящихся к аппарату управления, периодически изменяются, но само это деление сохраняется.

В производственной же сфере служащих относят к тем членам комбинированного рабочего персонала, которые в отличие от рабочих

Сами непосредственно не воздействуют на предмет труда, т.е. своими руками не производят материальных ценностей,  а создают необходимые организационно- технические и социально-экономические предпосылки и условия для эффективного труда людей, непосредственно занятых выполнением производственных операций.

Основное содержание труда служащих по любой из функций состоит в сборе, ее анализе, планирование работы, ее координации и руководстве людьми, выполняющими эту работу.

Особенности труда служащих:

- информированный характер  непосредственного предмета и  продукта их труда, обусловленный  принципиальным отличием трудового  процесса по его содержанию  и результатам от других видов  труда, участвующих в производстве  стоимости и потребительской стоимости;

- умственный характер;

Применительно к служащим могут быть выделены три вида умственного труда: эвристический, административный и операторный2. Подробней про каждый вид можно увидеть в таблице 2.

                                                                                                      Таблица 2

Виды умственного труда служащих

 

Виды умственного труда

Описание

Эвристический

Труд руководителей и специалистов в наиболее полной мере отражает природу творческой умственной деятельности, ее психофизиологическую сущность. Он заключается в разработке перспективных и текущих планов деятельности, анализе их выполнения, определении направлений совершенствования конструкций или  состава продукций, технологических процессов, форм организации производства, труда и управления.

Административный

Специфический вид умственного труда, функциональным назначением которого является непосредственное управление действиями и поведением людей в процессе их трудовой деятельности. Функциональное назначение административного труда определяет его характерные черты, присущие деятельности командира - начальника и педагога воспитателя в процессе общения с подчиненными.

Операторный

Труд технических исполнителей по выполнению стереотипных операций детерминированного характера, необходимых для информационного обеспечения процессов производства труда и управления.


 

Организация труд любой категории работников всегда предполагает большую или меньшую степень регламентации.  Это очевидно, поскольку научный подход предполагает внесение и организацию труда определенного порядка, необходимой последовательности в выполнение работы, четких требований к результатам. Без регламентации это осуществление невозможно.

Регламентация организации труда служащих - это установление и строгое соблюдение определенных правил, положений, указаний, инструкций, нормативов, параметров и т.п. по каждому элементу организации их труда - должна быть научно обоснованной, базироваться на объективных закономерностях, присущих организации труда.

В практике можно применять одновременно несколько методов нормирования. Например, численность той или иной группы работников, предварительно установленная по нормативам численности, обслуживания и управляемости, может быть уточнена применительно к специфическим условиям данного подразделения на основе нормативов времени, а также непосредственного изучения затрат рабочего времени.

 

1.2. Методы нормирования  труда служащих

 

Нормирование труда служащих – одно из важнейших условий совершенствования организации труда и управления предприятиями (организациями)3.

Методы нормирования труда служащих, как и методы нормирования труда рабочих могут быть подразделены на две группы:

- аналитически-расчетные (АРМ);

- аналитически-исследовательские (АИМ);

Методы нормирования труда служащих можно увидеть на рис.1.

Рис.1.Методы нормирования труда служащих

 

Аналитически-расчетные методы основаны на использовании нормативных материалов. В настоящее время они получили наибольшее распространение, так как менее трудоемки и позволяют проводить сопоставление напряженности труда различных подразделений (групп) и отдельных исполнителей. Кроме того аналитически-расчетные методы, основываясь на предварительной разработке нормативных материалов, позволяют проводить сопоставление напряженности труда различных коллективов и отдельных исполнителей4.

Аналитически - исследовательские методы основаны на непосредственном изучении затрат времени в анализируемом подразделении. С их помощью могут быть установлены затраты труда в любом подразделение с учетом всех специфических особенностей.  Однако так как эти методы основываются на изучение затрат времени, то они как правило, отражают темп работы в анализируемом подразделении и не ориентируют исполнителей на максимальное использование имеющихся резервов.

Нормирование труда с использованием аналитически-исследовательских методов применяется в случаях:

а) когда отсутствуют нормативы и нормы;

б) достигнутый уровень организации труда превышает предусмотренный в нормативах;

в) для работ, имеющих специфику организационно-технических условий их выполнения в различных подразделениях.

Аналитически-расчетные методы нормирования труда могут быть дифференцированы в зависимости от вида нормативных материалов. При этом нормативные материалы делятся на 5 видов.

Норматив времени - это регламентированные затраты времени на выполнение единицы нормируемого вида работы или ее элемента в определенных организационно- технических условий труда.

Как правило, нормативы времени для служащих являются укрупненными и разрабатываются в виде типовых и единых норм времени.

Нормы времени используются для нормирования стабильных повторяющихся работ, выполняемых техническими исполнителями (служащими).

Нормативы численности – это регламентированная численность работников, необходимая для качественного выполнения той или иной функции управления в различных организационно-технических условиях.

Нормативы управляемости или обслуживания – это регламентированная численность управляемых или обслуживаемых работников (или структурных подразделений), которыми в определенных организациях технических условиях должен управлять или обслуживать один руководитель (или специалист).

Нормативы соотношений численности различных категорий служащих – это регламентированная величина соотношения численности различных категорий служащих, обеспечивающая наилучшее использование работников в соответствии с уровнем их квалификации в определенных организационно-технических условиях. Выражаются такие нормативы либо в процентах, либо в относительных величинах.

Нормативы соотношений могут разрабатываться для различных категорий служащих: соотношение между инженерами и техниками, специалистами и техническими исполнителями, старшими и рядовыми специалистами и т.д.

Нормативы централизации работ – регламентированное отношение численности работников в управлении предприятия (объединения) к общей численности работников по данной функции управления в определенных организационно-технических условиях. Такие нормативы выражаются, как правило, в процентах.

В соответствие с видами применяемых нормативов дифференцируются аналитически - расчетные методы нормирования труда. При этом нормирование труда могут применяться одновременно несколько видов нормативных материалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ нормирования труда служащих

 

2.1. Разработка  нормативов времени методом множественного  корреляционно-регрессионного анализа

 

Исходные данные по задачи отражены в таблице 3.

                                                                                                                    Таблица 3

 

 

Cоставим уравнение множественной регрессии вида:

y=a0+a1*x1+a2*x2+a3*x3

где a0-значение "у-пересечения"( см. Вывод итогов)

a1,a2,a3-значение коэффициентов  из того же столбца листа "вывод  итогов"

y=3,18+0,016X1+0,101X2

 

Рассчитываем  точность нормативов (средняя относительная величина отклонения нормативных значений времени от фактических):

*100%

где -точность нормативов,%;n-количество наблюдений; уоi-нормативное значение времени, берется из таблицы «вывод остатков»(предсказанное У); уФi-фактическое значение переменной времени в i-м наблюдении;


= 1/33*100*1,65531=5,02%

Вывод: Отклонение нормативных значений времени от фактических составляет 5,02%, т.е полученная точность не соответствует требованиям массового типа производства.

 

3.14

Исходные данные по задачи отражены в таблице 4.

                                                                                                      Таблица 4

Cоставим уравнение множественной регрессии вида:

y=a0+a1*x1+a2*x2+a3*x3

где a0-значение "у-пересечения"( см. Вывод итогов)

a1,a2,a3-значение коэффициентов  из того же столбца листа "вывод  итогов"

y=1,606+0,008X1+0,0259X2 

Рассчитываем  точность нормативов (средняя относительная величина отклонения нормативных значений времени от фактических):

*100%

где -точность нормативов,%;n-количество наблюдений; уоi-нормативное значение времени, берется из таблицы «вывод остатков»(предсказанное У); уФi-фактическое значение переменной времени в i-м наблюдении;

= 1/21* 0,863425696*100=4,11%


Вывод: Отклонение нормативных значений времени от фактических составляет 4,11 %, т.е полученная точность соответствует требованиям массового типа производства.

3.15

Исходные данные по задачи отражены в таблице 5.

Информация о работе Нормирование труда служащих