Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 18:47, реферат
Для обеспечения непрерывности процесса производства лю¬бая организация (предприятие) должна располагать определенной суммой оборотных средств. Между тем под оборотными средствами понимают стоимость, авансированную в виде собственных, заемных и привлеченных средств, для формирования оборотных производ¬ственных фондов и фондов обращения с целью обеспечения непре¬рывности кругооборота в процессе расширенного воспроизводства.
Оборотные средства предприятия
Для обеспечения непрерывности процесса производства любая организация (предприятие) должна располагать определенной суммой оборотных средств. Между тем под оборотными средствами понимают стоимость, авансированную в виде собственных, заемных и привлеченных средств, для формирования оборотных производственных фондов и фондов обращения с целью обеспечения непрерывности кругооборота в процессе расширенного воспроизводства. Оборотные средства — стоимостная категория. Она отличается от понятия «оборотные активы (фонды)». Суть отличия состоит в следующем: • оборотные средства авансируются, а оборотные активы полностью потребляются (расходуются) в процессе производства, т. е. участвуют в одном производственном цикле. При этом величина оборотных активов (фондов) может во много раз превышать величину собственных оборотных средств, авансированных в производство; • оборотные средства обслуживают весь кругооборот предприятия и возвращаются в денежной форме в его оборот, в то время как оборотные активы полностью потребляются, находясь на соответствующей стадии кругооборота; • оборотные средства находятся
в непрерывном движении и одновременно
в форме оборотных • оборотные средства нельзя идентифицировать в пассиве баланса (выделить отдельной строкой фонд оборотных средств), в то время как оборотные активы выделены в отдельные строки в активе баланса организации (предприятия). В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и утвержденными формами бухгалтерской (финансовой) отчетности оборотные активы включают в себя следующие составляющие: Запасы. По данной статье отражаются остатки материально-производственных запасов, предназначенных для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, управленческих нужд организации (сырье, материалы и другие аналогичные ценности), для продажи и перепродажи (готовая продукция, товары), других материальных ценностей (животные на выращивании и откорме), а также затраты организации, числящиеся в незавершенном производстве (издержках обращения) и расходы будущих периодов. Дебиторская задолженность (подразделяется на краткосрочную и долгосрочную). По данной статье (вернее, по совокупности итогов двух статей по строкам 230, 240 актива баланса) отражается числящаяся на отчетную дату задолженность покупателей и заказчиков в сумме в соответствии с условиями договоров за проданные им товары, продукцию, выполненные работы и оказанные услуги (с учетом скидок/накидок, изменений условий договора, расчетов неденежными средствами и т.п.). По данной статье также отражаются: а) числящаяся на отчетную
дату в бухгалтерском учете б) задолженность учредителей (участников) организации по вкладам в уставный (складочный) капитал организации; в) сумма уплаченных другим организациям и гражданам авансов по предстоящим расчетам в соответствии с условиями договоров; г) переплата по налогам, сборам и прочим платежам в бюджет, государственные внебюджетные фонды; задолженность работников организации по предоставленным им займам за счет средств этой организации, по возмещению материального ущерба организации; д) задолженность за подотчетными лицами, задолженность по расчетам с поставщиками по недостачам товарно-материальных ценностей, обнаруженным при приемке; е) задолженность перед организацией по расчетам с государственным и (или) муниципальным органом; ж) штрафы, пени, неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда (арбитражного суда) либо другого органа, имеющего в соответствии с законодательством РФ право на принятие соответствующего решения об их взыскании. Краткосрочные финансовые вложения. По данной статье отражаются: а) инвестиции организации в ценные бумаги других организаций, государственные ценные бумаги, срок обращения которых не превышает 12 месяцев; б) предоставленные организацией другим организациям краткосрочные займы; в) дебиторская задолженность, приобретенная по договору цессии, если срок ее погашения не превышает 12 месяцев; г) вклад в совместную деятельность на срок не более 12 месяцев; д) средства, размещенные на депозитных вкладах в банках на срок не более 12 месяцев. Денежные средства. По данной статье показываются остатки наличных и безналичных средств, числящиеся в кассе, на расчетных счетах, валютных счетах, средств на специальных счетах, а также переводы в пути и прочие денежные средства. Прочие оборотные активы. В процессе кругооборота авансируемый
капитал последовательно принимает
различные формы стоимости (денежную —
товарную — производительную—товарную— К оборотным производственным фондам относятся: производственные запасы (сырье, материалы, топливо, тара, запасные части для ремонта, полуфабрикаты, хозяйственный инвентарь, инструменты и приспособления и т. п.); средства в производстве (незавершенное производство, расходы будущих периодов). Основное назначение средств,
вложенных в оборотные Фонды обращения состоят из запасов готовой продукции (товаров) на складах, товаров отгруженных, денежных средств в кассе, на счетах в банке, в пути, из дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и средств в прочих расчетах. Основное назначение фондов обращения состоит в обеспечении денежными ресурсами планомерного осуществления процесса обращения как на предприятии, так и во всех отраслях экономики. В свою очередь, непрерывность процесса производства и реализации продукции требует обязательного возмещения этих средств из выручки. Это создает экономическую основу для объединения оборотных производственных фондов и фондов обращения в единую категорию — «оборотные средства». Элементы оборотных средств непрерывно переходят из сферы производства в сферу обращения и вновь возвращаются в производство и т. д. Таким образом, находясь в постоянном движении, оборотные средства совершают непрерывный кругооборот, который выражается в постоянном возобновлении процесса производства. Однако кругооборот оборотного капитала может совершаться только при условии наличия авансируемой стоимости, которая вступает в кругооборот и уже не покидает его, т. е. оборотные средства не расходуются, не потребляются, а авансируются в текущую деятельность предпринимательских организаций. Авансирование есть конкретный случай вложений. Только если последние подразумевают затраты вообще без условий об их возврате, то авансирование — это вложение, предполагающее возврат вложенных средств после завершения каждого производственного цикла или кругооборота. |
Состав и структура оборотных средств
Для изучения состава и структуры оборотные средства группируются по признакам: сферам оборота; элементам; охвату нормированием; источникам финансирования; степени ликвидности; степени риска и др. По сферам оборота оборотные средства подразделяются на оборотные производственные фонды (сфера производства) и фонды обращения (сфера обращения). Оборотные средства функционируют одновременно в сфере производства и в сфере обращения, проходя три стадии кругооборота: снабжение, производство и сбыт (реализация): деньги преобразуются в производственные запасы, потом в готовую продукцию и снова в деньги.
Отдельные части оборотных
средств имеют различное 1) производственные запасы
(сырье, основные материалы, 2) незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства; 3) расходы будущих периодов (затраты на освоение новой продукции, подготовительные и другие работы, рассчитанные на длительное время); 4) готовая продукция на складах; 5) продукция отгруженная, но еще не оплаченная; 6) средства в расчетах; 7) денежные средства в
кассе предприятия и на счетах
в банке. Фонды обращения ( По источникам формирования оборотные средства подразделяются на собственные и заемные оборотные средства. В зависимости от ликвидности (скорости превращения в денежные средства) оборотные средства подразделяются на абсолютно ликвидные средства (денежные средства в кассе и на расчетном счете); быстро реализуемые оборотные средства (готовую продукцию на складе, дебиторскую задолженность), медленно реализуемые оборотные средства. В зависимости от степени риска вложения капитала: оборотный капитал с минимальным риском вложений – денежные средства, краткосрочные финансовые вложения; оборотный капитал с малым риском вложений – дебиторская задолженность (за вычетом сомнительной), производственные запасы (за вычетом залежалых), остатки готовой продукции и товаров (за вычетом не пользующихся спросом); оборотный капитал со средним риском вложений – незавершенное производство, расходы будущих периодов и др.; оборотный капитал с высоким риском вложений – сомнительная дебиторская задолженность; залежалые производственные запасы, готовая продукция и товары, не пользующиеся спросом. Под структурой оборотных средств понимается соотношение отдельных элементов во всей их совокупности. Структура оборотных средств на предприятии непостоянна и изменяется в динамике под влиянием многих причин: специфики предприятия; качества готовой продукции; уровня концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства; ускорения научно-технического прогресса и т.д. |
По источникам формирования оборотные средства подразделяются на собственные и заемные оборотные средства.
Собственные оборотные средства - это средства, закрепленные в уставном фонде в части, предназначенной для формирования оборотных средств, необходимых для функционирования предприятия. Собственные оборотные средства могут пополняться за счет прибыли, амортизационного фонда и др.
Кроме того, предприятия в качестве источника формирования оборотных средств могут пользоваться средствами, приравненными к собственным (так называемые устойчивые пассивы), к которым относят: постоянная минимальная задолженность по заработной плате и отчислениям на социальные нужды; суммы начисленные работникам за отпуска; расчеты с финансовыми органами по налогам и сборам и т.д.
Заемные средства служат для покрытия временных нужд предприятия в оборотных средствах, создаются за счет ссуд банка и кредиторской задолженности поставщикам.
Особенности сбыта строительной продукции.
Сбыт строительной продукции — достаточно сложное понятия. Принято различать сбыт в широком и узком смысле этого слова. Сбыт в широком смысле — это совокупность видов деятельности строительной организации, направленной на удовлетворение платежеспособного спроса покупателей. В подобной трактовке категории "сбыт и "маркетинг" во многом совпадают, становясь, по сути, идентичными. В узком смысле — это вид деятельности по продвижению готовой строительной продукции на рынок, что зачастую ограничивается функциями непосредственной продажи.
До последнего времени отечественные строительные организации не утруждали себя созданием специализированных сбытовых подразделений, так как проблемы сбыта строительной продукции просто не существовало, напротив, постоянно ощущался дефицит мощностей строительных организаций по выполнению заказов инвесторов.
Необходимость организации сбытовой деятельности объясняется следующими причинами:
4. Проблемами эффективности рыночного поведения и развития
строительной организации. Эффективный сбыт не может быть основан только на продвижении готовой продукции па рынок, а обязательно предполагает глубокое изучение реального платежеспособного спроса потребителей и последующую ориентацию производства на его удовлетворение.
Производственно сбытовая деятельность
строительно-монтажных
Рыночная экономика вызвала к жизни новые формы отношений для строительных предприятий, при которых традиционный подрядный способ ведения работ и финансовых расчетов не является единственным, а для некоторых строительных организаций и главным в их производственно-коммерческой деятельности. Отсюда многовариантность процесса финансирования строительно-монтажных работ. Сегодня уже большинство строительных организаций прибегают к строительству не только на средства заказчиков-потребителей, но и на заемные средства (кредиты), а также на собственные финансовые средства. Поэтому для большинства способов финансирования строительства характерна разновременность финансовых затрат и поступлений от сбыта строительной продукции. Немаловажными факторами в конкурентно борьбе за заказчика-потребителя между строительными организациями являются уровень производственно-технического потенциала этих организаций; использование международных стандартов в строительстве с целью повышения его качества; полное удовлетворение требований заказчиков в части архитектурно планировочных решений предлагаемых проектов.
В конечном счете, в условиях неопределенности и риска рыночной экономики проблема не в том. Чтобы произвести строительную продукцию, а в том, чтобы продать ее, т.е. организовать эффективный сбыт, который предполагает учет покупательной способности потребителя, инфляции, конъюнктуры рынка; принятие оптимальных организационно-технических решений, критериями которых являются такие показатели, как сроки выполнения строительно-монтажных работ, их стоимость, ограничения по ресурсам, учитывая современные достижения в строительном производстве.
Содержание сбытовой деятельности строительной организации определяется различными факторами, в том числе номенклатурой строительной продукции, составом заказчиков (клиентов), уровнем специализации и кооперации, технологией строительства, территориальной дислокацией строительных объектов и др. Но почти во всех случаях основными сбытовыми функциями являются следующие:
В целях повышения эффективности сбытовой деятельности строительных организаций необходимо в стратегии маркетинга проводить исследование общих условий сбыта строительной продукции.
Исследование общих условий сбыта включает комплекс самых разнообразных аспектов и проблем, в число которых, как правило, входят следующие:
Исследование общих условий сбыта строительной продукции – сложный многоступенчатый процесс. В проведении таких исследований строительные организации должны использовать разные методы, среди которых можно выделить главные – прогнозирование тенденций и событий, анализ сценариев, факторный и ситуационный анализ. В конечном счете производственно-сбытовая деятельность строительных организаций должна основываться на следующих маркетинговых принципах: