Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 17:42, контрольная работа
Наем кадров - комплекс организационных мероприятий, включающий все этапы набора кадров, а также отбор кадров и прием на работу.
Источники найма персонала - пути и направления, по которым кадровые службы организаций осуществляют поиск будущих сотрудников в процессе найма на работу.
В ходе работы были поставлены и решены следующие задачи: рассмотрение правильных принципов организации найма персонала, оптимальных систем и процедур, заложенных в новых методах управления, набора и отбора кадров, которые зависят уже от конкретных людей, от их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотивации и т.д.
Введение 3
1. Источники найма персонала 4
1.1 Наем персонала 4
1.2 Внутренние источники и внешние источники 5
1.3 Вывод 12
2. Проблемы найма персонала 13
2.1 Проблемы в области поиска и отбора персонала 13
2.2 Вывод 17
Заключение 19
Список литературы
Таблица 1:
Преимущества | недостатки |
Появление
шансов для служебного роста (повышение
степени привязанности к |
Ограничение возможности для выбора кадров. |
Низкие затраты на привлечение кадров. | Возможны напряженность или соперничество в коллективе в случае появления нескольких претендентов на должность руководителя. |
Претендент на должность знает данную организацию. | Появление панибратства при решении деловых вопросов, так как только вчера претендент на должность руководителя был наравне с коллегами. |
Сохранение уровня оплаты труда, сложившегося в данной организации (претендент со стороны может предъявить более высокие требования в отношении оплаты труда, существующей на рынке труда в данный момент). | Нежелание отказать в чем-либо сотруднику, имеющему большой стаж работы в данной организации. |
Освобождение занимаемой должности для роста молодых кадров данной организации. | Снижение активности рядового работника, претендующего на должность руководителя. |
Быстрое заполнение освободившейся штатной должности, без длительной адаптации. | Количество переводов на новую должность не удовлетворяет потребность в кадрах. |
«Прозрачность» кадровой политики. | Удовлетворяется потребность только качественная, но через переподготовку или повышение квалификации, что связано с дополнительными затратами. |
Высокая
степень управляемости |
Вызывает проблемы у тех работников, которых обошли с повышением. |
Возможность
целенаправленного повышения |
Может оголить отдельный участок работы, когда забирают человека из одного подразделения, чтобы заполнить вакансию в другом |
Появление возможности избежать всегда убыточной текучести кадров. | |
Рост производительности труда (если перевод на новую должность совпадает с желаниями претендента). | |
Решается проблема занятости собственных кадров. | |
Повышение мотивации, степени удовлетворенности трудом. | |
Улучшает моральный дух у работников, получивших повышение. | |
Поднимает моральный дух у персонала, который видит для себя возможности повышения по службе. | |
Дает
возможность руководству лучше
оценить способности « |
|
Требует меньших затрат, чем внешние источники |
Таблица 2 Преимущества
и недостатки внешних источников
привлечения персонала
Преимущества привлечения | Недостатки привлечения |
Более широкие возможности выбора. | Более высокие затраты на привлечение кадров. |
Появление новых импульсов для развития организации. | Высокий удельный вес работников, принимаемых со стороны, способствует росту текучести кадров. |
Новый человек, как правило, легко добивается признания. | Ухудшается
социально-психологический |
Прием на работу покрывает абсолютную потребность в кадрах. | Высокая степень
риска при прохождении |
Меньшая угроза возникновения интриг внутри организации. | Плохое знание организации. |
Вносит «свежую кровь» и новые идеи в компанию. | Длительный период адаптации. |
Дает возможность работодателю увидеть, как обстоят дела вне компании. | Блокирование возможностей служебного роста для работников организации. |
Иногда
это дешевле, чем обучать или
переобучать уже имеющихся |
Нового работника плохо знают в организации. |
Выступает
как форма рекламы для |
У новых работников могут возникать трудности при адаптации к культуре, сложившейся в организации, и к стилю управления. |
Вхождение в
новую должность для | |
Период вхождения в новую должность чреват снижением производительности. |
Показатель эффективности работы службы персонала
Можно использовать качественный показатель эффективности работы службы персонала по поиску и подбору новых сотрудников, который рассчитывается по следующей формуле:
КН = (РК + Пр + Ор): Ч,
где КН — качество набранных работников, %;
РК — усреднённый суммарный рейтинг качества выполненной работы набранными работниками;
Пр — процент новых работников, продвинувшихся по службе в течение одного года;
Ор — процент новых работников, оставшихся работать по прошествии одного года;
Ч — общее число показателей, учтённых при расчёте.] [4]
1.3 Вывод
Если говорить об источниках найма кадров на имеющиеся в организации вакансии, то здесь существует две возможности: искать нужных людей вне организации (внешний рекрутинг) или внутри самой организации (внутренний рекрутинг).
Большинство российских организаций преимущественно обращается к внешним источникам. При этом организациям приходится решать две задачи: привлечение достаточного числа квалифицированных кандидатов и отбор лучших из них.
Для многих предприятий важнейшим средством привлечения новых работников являются объявления в прессе. Однако далеко не все обращающиеся в организацию в ответ на объявление действительно соответствуют предъявляемым формальным требованиям. Последующий отбор позволяет из этого числа выделить те 20-30% работников, которые по всем основным параметрам устраивают нанимателя.
Другой возможностью привлечения и поиска кадров является Интернет. Интернет дает организациям возможность подобрать требующийся персонал с минимальными затратами. Сегодня существует множество специализированных сайтов, полностью посвященных различным аспектам процесса рекрутинга (списки вакансий, возможности размещения собственных мини-резюме, новости и др.).
2. Поиск и отбор персонала
2.1Проблемы в области поиска и отбора персонала
Можно не говорить общих слов о том, насколько важно для любой организации найти таких работников, которые лучше всего соответствуют как требованиям той работы, которую они будут выполнять, так и требованиям руководства. Найти наиболее подходящего для занятия имеющейся вакансии человека, который согласится выполнять данную работу на предлагаемых организацией условиях ее оплаты – вот цель процесса поиска и отбора персонала. Однако на пути достижения этой идеальной цели у отечественных работодателей возникает целый ряд препятствий. В ряде случаев это препятствия, которые предприятия создают себе сами. К числу наиболее часто повторяющихся проблем, возникающих перед многими организациями в области поиска и отбора новых работников, можно в первую очередь назвать следующие:
1)нет разработанной,
подкрепленной
2)во многих
организациях не разработаны
процедуры отбора новых
3)не хватает
финансовых ресурсов для
4)недостаточен опыт и уровень квалификации работников, занимающихся отбором кадров;
5)отделы кадров
многих организаций не
6)не разработаны положения и инструкции, регламентирующие работу в области поиска и отбора кадров;
7)при отборе новых работников часто не используются четкие критерии, увязанные с требованиями профессии и рабочего места.
Таким образом, поиск и отбор новых работников в организациях самого разного типа затруднен из-за отсутствия у них по разным причинам соответствующих процедур, методического и документального обеспечения. Кроме того, одной из серьезнейших проблем является недостаток квалифицированных специалистов, способных организовать работу по поиску и отбору персонала.
Обращает на себя внимание крайне низкая оценка эффективности работы с Государственной службой занятости. Возможно, это происходит потому, что изначально ориентированная на обслуживание промышленных предприятий, ГСЗ не успевает приспособиться к быстро изменяющимся потребностям новых предпринимательских структур, которым требуется персонал с иными характеристиками и качествами.
Безусловным лидером по поставке на рынок труда молодых, энергичных, грамотных и амбициозных сотрудников, не обремененных комплексом «рабочего и служащего социалистического предприятия» являются учебные заведения. Кроме этого сотрудничество с ними не требует высоких затрат. Наиболее явным недостатком работы с учебными заведениями, по оценкам респондентов, являются большие временные затраты. Но их можно снизить, привлекая возможных кандидатов на вакансию уже на стадии прохождения студентами производственной практики и написания ими курсовых и дипломных работ по заказу компании.
Проблематика различных подходов к отбору кадров.
Одним из побочных явлений субъективного подхода к отбору является проблема последующей адаптации кандидата к требованиям руководителя и требованиям конкретной профессиональной деятельности. Необходимо в достаточно полной мере знать и особенности стиля управления конкретного руководителя, и психологические особенности данного коллектива. Вполне возможно, что может возникнуть такая ситуация, когда вполне способный, с точки зрения требований деятельности кандидат, не может быть рекомендован на должность из-за «конфликта» стилей управления и подчинения. Кроме того, кандидат, прошедший отбор по критерию симпатии, может в последующем составить большую проблему из-за нежелания приспособиться к сложившейся корпоративной культуре или правилам взаимодействия в данном коллективе.
Существенной становится проблема представления данных на кандидата независимо от установки значимых лиц (вышестоящий руководитель, будущий руководитель, общие родственники или знакомые и т.д.). Перед руководителем или заказчиком всегда будет стоять вопрос, до какой степени объективности можно дойти, проводя собеседование с кандидатом и описывая его результаты? В какой мере объективны данные тестирования? Насколько объективно или адекватно дано заключение? Не стоит забывать, что в среде заказчиков есть такие, кто хотел бы получить сведения о своем потенциальном сотруднике как после ультразвуковой диагностики. Все это требует объединения усилий по разработке правил отбора и подачи заключений.
Отсюда следует, что, требуется четкое разделение профессий на те, где достаточно процедуры собеседования и те, где необходимо применять психологическое тестирование, наряду с собеседованием.
Технология отбора может быть построена по принципу поиска соответствия способностей и требований деятельности, а может быть построена по принципу определения наличия психологических противопоказаний к данному виду деятельности. Названные технологии будут отличаться объемом применяемых методик, временем тестирования, ответственностью за принимаемые решения. Наиболее сложным является обоснование отказа в приеме на работу по психологическим или психофизиологическим основаниям с опорой на прогноз поведения, возможной эффективности деятельности и особенностей межличностных отношений кандидата. Обоснование отказа требует отработки правил формулировок, т.к. обычное заключение «вы не прошли психологического отбора» моет вызвать чувство протеста со стороны кандидата и психологически повлиять на дальнейшие поиски работы.
Одна из значимых проблем на сегодняшний день – проблема подбора методик для психологического тестирования. Часть методов диагностики, используемых в традиционной практике тестирования, требует тщательного исследования в связи с изменяющимся отношением к тем нормам, которые были отработаны и применялись еще 10 лет назад.
Из выше изложенного вытекает задача создания тестовых центров, функции которых будут сводиться к разработке, подготовке и апробации конкретных методик для отбора персонала на конкретные должности и направления деятельности, а так же разработка сценариев деловых игр для процедур отбора.
На сегодняшний день нет единой стратегии по отбору персонала даже на одинаковые должности, но в разных организациях.Наибольшей сложностью представляет собой отбор при найме работников высшего эшелона – руководителей организации, их заместители, руководителей отдельных направлений деятельности организации. Очевидно, что основу организации оценки качества руководителей высших эшелонов в рамках данной организации составляет парадоксальное убеждение: чем выше должность, которую должен занимать претендент, и чем выше ответственность, которую он должен нести, тем меньше число людей может выполнять эту работу. Основная причина этого – низкий уровень профессионализма кадровой работы, присущий руководителям разных уровней (отметим, что парадокс заключается в том, что чем выше уровень руководителя, тем больше он предпочитает руководствоваться собственным мнением и тем меньше доверяет научному профессиональному отбору и подбору соответствующих специалистов).