Организация оплаты труда руководителей организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 14:41, контрольная работа

Краткое описание

С другой стороны конечный результат труда складывается под влиянием огромного числа факторов, часть из которых вообще не поддается прямому воздействию руководителей. Таким образом, оплата труда руководителей должна рационально сочетать в себе действие факторов, лежащих на стороне его квалификации и факторов, связанных с конечными результатами коллективного труда.
Цель данной работы - рассмотреть методы формирования доходов руководителей и проанализировать оплату труда руководителей на предприятии.

Содержание

Введение
1. Организация оплаты труда руководителей организации 5
1.1. Оценка сложности основных функций руководства и учет личных деловых качеств руководителя при формировании его трудового дохода 5
2. Государственное регулирование оплаты труда руководителей 9
3. Зарубежный опыт оплаты труда руководителей 12
Заключение 14
Список используемых источников и литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

предпринима контрольнаяdocx.docx

— 28.14 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Организация оплаты  труда руководителей организации 5

1.1. Оценка сложности основных  функций руководства и учет  личных деловых качеств руководителя  при формировании его трудового дохода 5

2. Государственное регулирование оплаты труда руководителей 9

3. Зарубежный опыт оплаты труда руководителей 12

Заключение 14

Список используемых источников и литературы 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из важнейших аспектов рыночной экономики во всем мире является проблема оплаты труда руководителей. К руководителям относятся работники, имеющие в своем подчинении специалистов, служащих и рабочих. Это многочисленная группа, составляющая до 25 процентов общей численности специалистов и служащих.

Главный вопрос в решении этой проблемы - вопрос оценки самого труда руководителей и его результатов. Существуют различные точки зрения ответа на этот вопрос. Можно выделить две крайние. Одна группа специалистов исходит из того, что руководители не создают материальных ценностей. Главная их роль - мобилизовать людей на решение конкретных задач, организовать их труд, создать все условия для продуктивной работы. Поэтому, они считают, что труд руководителей нужно оценивать по конечному результату работы коллектива. Следовательно, при построении оплаты труда упор нужно делать на высокий удельный вес в структуре заработной платы руководителя переменной части: оклад должен быть небольшим, а премии - очень весомыми.

Другая группа специалистов исходит из того, что труд руководителя относится к наиболее высококвалифицированному, требует очень длительной подготовки, разносторонних знаний, больших практических навыков. Поэтому, они считают, что оплата труда руководителей, как и остальных категорий работающих, должна строиться на одних и тех же принципах, т.е. должностной оклад должен быть весьма высоким по сравнению с переменной частью оплаты.

Эти крайние точкиимеют свои плюсы и минусы.

Заработная плата в обществе выступает не только в роли элемента хозяйственного механизма, но и несет высокую социальную нагрузку, и принципиальные подходы к оплате труда руководителей должны быть такими же, как и у всех работающих. Т.е. различия в уровнях должностных окладов руководителей и других категорий работников должны отражать различие в их квалификации, сложности труда и т.д. Вместе с этим руководители производства оказывают существенное воздействие на формирование конечных результатов производства. И это должно находить отражение не только в уровне, но и в механизме оплаты их труда.

С другой стороны конечный результат труда складывается под влиянием огромного числа факторов, часть из которых вообще не поддается прямому воздействию руководителей. Таким образом, оплата труда руководителей должна рационально сочетать в себе действие факторов, лежащих на стороне его квалификации и факторов, связанных с конечными результатами коллективного труда.

Цель данной работы - рассмотреть методы формирования доходов руководителей и проанализировать оплату труда руководителей на предприятии.

 

 

1. Организация оплаты  труда руководителей организации

Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.

Размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Оценка сложности основных  функций руководства и учет  личных деловыхкачеств руководителя при формировании его трудового дохода

При рыночных отношениях к знаниям опыту, профессиональному мастерству руководителей предприятий предъявляются более высокие требования. Они должны уметь быстро приспосабливаться к экономическим условиям, в короткий промежуток времени принимать то единственно правильное решение, которое позволит удержать экономику предприятия от банкротства.

Наряду с профессиональными знаниями успех дела нередко зависит и от моральных качеств человека, прежде всего от таких черт личности как обязательность, порядочность, честность, совестливость. Эти требования предъявляются к личности руководителя как трудовым коллективом, так и владельцем собственности. Ведь доверяя управление многомиллионным государственным имуществом или имуществом акционеров и товариществ, они не застрахованы от того, что свои личные интересы руководитель может поставить выше интересов предприятия и государства.

Вот почему, начиная с 90-ых годов, на практике стали шире применять контракты с руководителями и специалистами предприятия, заключаемые в соответствии с гражданским законодательством.

В современный период, в условиях дестабилизации экономики и производства, в России остро встает проблема определения трудового дохода руководителя предприятия при заключении с ним трудового договора (контракта).

Одними из главных параметров при определении этого дохода являются оценка сложности основных функций руководства и учет личных деловых качеств руководителя. Оценка только деловых качеств работника носит односторонний характер. Наиболее объективным является комплексный подход – оценка личного трудового вклада (ЛТВ) работника. Под личных трудовым вкладом понимаются количественные и качественные затраты труда руководителя, которые находят выражение в результатах деятельности и базируются на уровне квалификации и деловых качествах руководителя, атакже на сложности выполняемых им функций.

Оценка ЛТВ руководителя является комплексной и складывается из оценок:

– его индивидуальных деловых качеств;

– профессионально-квалификационного уровня;

– сложности труда;

– результатов труда возглавляемого им подразделения.

Каждая оценка должна измеряться показателями, позволяющими количественно охарактеризовать ЛТВ руководителя.

Работа по созданию методики оценки ЛТВ руководителей начинается с издания приказа директора о разработке методики оценки ЛТВ, в котором формулируется цель работы, определяются сроки ее проведения, назначается ответственный за проведение, определяются составы рабочей и экспертной групп. Как правило, возглавляет работу по созданию методики директор по персоналу (заместитель директора по кадрам).

В состав рабочей группы включаются работники отдела кадров, отдела труда и заработной платы, отдела повышения квалификации, социолог (психолог), юрист, несколько технических исполнителей.

Общим принципом оценки деловых качеств руководителей, оценки их профессионально - квалификационного уровня, как факторов, влияющих на конечные результаты деятельности коллектива, а, следовательно, и на формирование дохода руководителя, целесообразно избрать подход, когда оценка производится не столько с позиций текущих действий или, исходя из того, как они реализуют ближайшие цели, а с позиций способности делать правильный выбор в сложных финансово-коммерческих и других ситуациях, видеть перспективу развития предприятия условий его функционирования.

Оценка сложности основных функций может быть определена следующим образом:

1. Характер работ, составляющий  содержание труда:

– Организационно - административные результаты, имеющие преимущественно творческий характер, непосредственно связанные с постановкой новых задач;

– Разработка сложных программ и доведениепринятых решений до исполнителей;

– Координация и контроль деятельности подразделений предприятия и его функциональных служб;

– Организационно - распорядительные и координационные результаты.

2. Разнообразие, комплексность  работ:

Работы, охватывающие весь комплекс вопросов, связанных с деятельностью предприятия, требующие согласованности с основными параметрами развития отрасли, техническими, экономическими и социальными задачами.

3. Самостоятельность выполнения  работ

Полная самостоятельность в выборе средств и методов, поставленных перед предприятием задач.

4. Масштаб и сложность  руководства, комплексное руководство  предприятия.

5. Дополнительная ответственность.

– Материальная - высокой степени, право распоряжаться денежными средствами и материальными ценностями.

– Моральная - обусловлена вероятностью несчастных случаев при выполнении работ в опасных условиях.

Для всесторонней и взвешенной оценки сложности функций руководителя могут быть использованы три показателя:

1. Среднегодовая численность  рабочих.

2. Среднегодовая стоимость  промышленно-производственных фондов.

3. Сложность производимой  продукции.

2. Государственное регулирование  оплаты труда руководителей

 

 

Согласно статье 273 Трудового кодекса РФ руководителем организации является физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, учредительными документами юридического лица (организации) и локальны ми нормативными актами осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Оплата труда руководителя, как и любого другого работника, представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемых работ, а такжекомпенсационные выплаты и выплаты стимулирующего характера.

Структура заработной платы определена в статье 135 Трудового кодекса РФ. В нее входят следующие части:

1. Оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; надбавки и доплаты — выплаты работникам за особые условия труда или высокое качество работы

2. Надбавки и доплаты  можно разделить на два вида  выплат:

– компенсационные выплаты. К таковым относится доплаты и надбавки за работу в особых условиях (за работу во вредных условиях, за тяжелые работы, за работу в особых климатических условиях, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, др.). Компенсационные выплаты, как правило, выплачиваются вместе с должностным окладом (ежемесячно). Минимальные размеры большинства из них устанавливаются федеральными законами в соответствии с Трудовым кодексом РФ;

– стимулирующие выплаты. В основном это выплаты за достижение определенных результатов труда (например, за выполнение особо важных заданий, за достижение определенных показателей, др.). Стимулирующие выплаты (долгосрочное стимулирование руководителя может быть как в форме выплаты премий по итогам периода времени, так и в форме возможности участия в собственности компании) и краткосрочные (до года) выплаты (краткосрочное стимулирование направлено на эффективное решение краткосрочных задач, к примеру, на увеличение плана продаж на 10% в месяц).

Кроме того, в зависимости от политики организации руководителю могут оплачиваться в повышенном объеме различные страховые выплаты (пособие по временной нетрудоспособности, командировочные, др.) и компенсироваться затраты на различные личные нужды (посещение фитнес-клуба, оплату обучения, покупку или предоставление кредита напокупку личного транспорта, квартиры и т.д.).

Структура и порядок установления вознаграждения в зависимости от формы собственности может существенно различаться.

Законодательное регулирование трудовых отношений собственников с руководителями организаций осуществляется в соответствии с главой 43 Трудового кодекса РФ, при этом оплате труда руководителя посвящена только одна статья Трудового кодекса РФ — статья 145. В соответствии с данной статьей оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из бюджетов, производится в порядке и размерах, которые определяются исполнительными органами власти соответствующего уровня; размеры оплаты труда руководителей иных (коммерческих и внебюджетных) организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора.

Одним из распространенных за рубежом методов мотивации руководителей организаций является предоставление им так называемых «золотых парашютов». «Золотой парашют» — это договор с топ-менеджером компании, предусматривающий выплату значительной компенсации в случае прекращения трудовых отношений. Такой договор может предусматривать продолжение выплаты заработной платы в течение определенного периода времени, выплату разовой премии, предоставление определенных льгот и привилегий. Поводом для включения этого положения в контракт менеджера служит нестабильность бизнеса и возможность смены собственника компании. Пакет компенсаций для руководителя призван помешать поглощению компании новым собственником или хотя бы предотвратить резкую смену курса. Подобную гарантию можно найти и в Трудовом кодексе РФ (статьи 181 и 279). В случае расторжения трудового договора с руководителем организации по инициативе собственника или в связи с его сменой руководителю выплачивается компенсация в размере не ниже 3 средних месячных заработков работника.

Однаков российской практике на данный момент отсутствует необходимый опыт рыночного регулирования, в том числе вопросов, связанных с оплатой труда руководителей организаций во внебюджетном секторе. Во времена Советского Союза установление заработной платы в организациях и на предприятиях фактически осуществлялось государством в зависимости от различных показателей.

Развитие рыночных отношений, образование крупных и средних предприятий, акционерных обществ заставило прибегнуть к найму управленцев и необходимости выработки методики определения им вознаграждения за труд. Результатом борьбы между компаниями за квалифицированных управленцев вознаграждения отечественных руководителей стало существенное превышение их размеров по сравнению с вознаграждением руководителей в странах Европы и существенное увеличение разрыва между заработной платой руководителей и средней заработной платой основных работников. «Отдельные руководители предприятия получают заработную плату, в 35—40 раз превышающую заработную плату неквалифицированного рабочего, при этом нередко их предприятия не относятся к успешно работающим и регулярно выплачивающим заработную плату своим работникам. Все это стало следствием нарушения основных принципов оплаты труда руководителей, предполагающих отражение в заработной плате руководителей сложности их труда, масштабов руководства, ответственности и результативности работы предприятия».

Информация о работе Организация оплаты труда руководителей организации