Организация расчетной зоны магазина и пути улучшения функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2015 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Задачей данной курсовой работы является определение наиболее частых ошибок организации расчётных зон в магазинах, анализ их влияния на эффективность работы магазина и описание возможных путей их устранения.
Целью работы является определение наиболее рационального и эффективного способа организации расчётной зоны магазина для обеспечения более высокой степени удовлетворения покупателей и повышения эффективности организации работы магазина.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……2
Глава 1. Характеристика результатов товарно–хозяйственной деятельности магазина……………………………………………………….…4
Глава 2. Организация расчетной зоны магазина и зоны обслуживания покупателей. Пути улучшения их функционирования…………………….8
2.1. Организация расчетной зоны магазина и торгового зала в целом...…8
2.2. Пути улучшения функционирования расчётной зоны магазина…....15
Заключение……………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

Введение……………………………………………………………………..……2

 

Глава 1. Характеристика результатов товарно–хозяйственной деятельности магазина……………………………………………………….…4

Глава 2. Организация расчетной зоны магазина и зоны обслуживания покупателей. Пути улучшения их функционирования…………………….8

2.1. Организация расчетной зоны магазина и торгового зала в целом...…8

2.2. Пути улучшения функционирования расчётной зоны магазина…....15

 

Заключение……………………………………………………………………22

Список использованной литературы……………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Во все времена и во всех государствах торговля была прибыльным и перспективным видом деятельности. Не является исключением и сегодняшняя Беларусь.

В настоящее время в стране активно развивается общество потребления, где каждый пытается полнее удовлетворить свои потребности в том или ином продукте и способен найти то, что хочет,  по приемлемой для себя цене и в приемлемом качестве.

Общеизвестен факт, что именно спрос рождает предложение. Поэтому не удивительно, что в последнее время торговые площади растут, как грибы после дождя. Но появление всё новых и новых магазинов и торговых комплексов обостряет конкуренцию, и для увеличения продаж и владельцы, и менеджеры неизбежно начинают искать новые пути привлечения покупателей.

Однако, как показала практика, далеко не всегда решающим в борьбе за клиента оказывается ценовой фактор или месторасположение магазина. Покупателей привлекает вежливый персонал, соответствующим образом оформленный торговый зал, удобная покупателям организация работы магазина. Причём значение последнего фактора для покупателя при выборе того или иного магазина растёт с каждым днём.

Как составляющая этого фактора покупательского поведения, важную роль, конечно же, играет и организация расчетной зоны магазина и зоны обслуживания покупателей. Ведь именно от работы этих зон торгового зала зависит, придёт ли покупатель в этот магазин в следующий раз, или он выберет магазин подальше от дома, но с меньшими очередями и более компетентным и дружелюбным персоналом.

Ввиду всего вышесказанного, актуальность темы данной курсовой работы не вызывает сомнений.

Благодаря своей повседневной востребованности,  данная тема довольно широко освещена как в научно–методической литературе, так и в периодических изданиях.

Задачей данной курсовой работы является определение наиболее частых  ошибок организации расчётных зон в магазинах, анализ их влияния на эффективность работы магазина и описание возможных путей их устранения.

Целью работы является определение наиболее рационального и эффективного способа организации  расчётной зоны магазина для обеспечения более высокой степени удовлетворения покупателей и повышения эффективности организации работы магазина.

Курсовая работа состоит из двух глав.  В первой главе приводятся специфические показатели анализа эффективности хозяйственной деятельности магазина и объясняется влияние описываемых ими факторов на эффективность работы предприятия торговли.

Во второй главе рассмотрены непосредственно вопросы организации узла расчёта в магазине: пространственное расположение узла расчёта, вычисление необходимого количество кассовых кабин, организация прикассовых зон обслуживания покупателей. В главе также содержатся некоторые предложения по усовершенствованию работы расчётной зоны магазина.

В качестве примера взята деятельность одного из  магазинов  г. Минска ИООО «БелМаркетКомпани», находящегося по адресу: ул. Наполеона Орды ,д. 37.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Эффективность товарно–хозяйственной деятельности магазина.

 

Эффективность хозяйственной деятельности магазина определяется не только показателями товарной или финансовой отчётности. В анализе работы магазина важную роль играют и специфические показатели, характерные для магазина как формы организации розничной торговли.

Такими показателями прежде всего являются:

  • показатель эффективности использования торговых площадей;
  • показатели распределения сумм покупок;
  • показатели товарооборота с 1 м2 площади;
  • организация рабочих мест кассиров и зоны обслуживания покупателей;
  • расположение и организация торговых зон;
  • выкладка товаров.

Одним из важнейших в анализе деятельности магазина является показатель эффективности использования торговых площадей. Коэффициент эффективности использования торговых площадей рассчитывается как отношение доли товарной группы в товарообороте (в %) к доле этой группы в занимаемой площади (в %). Для крупногабаритных товаров площадь принимается в квадратных метрах, для мелкоразмерных — в погонных метрах, по совокупной длине места на полках стеллажей. Значение коэффициента более единицы говорит об эффективном использовании площади, менее 0,6 — о неэффективном. Исключение составляют специфические товарные группы, такие как детское питание. Для таких групп значение коэффициента менее 0,6 считается приемлемым. [см.2 ст.131]

Важную роль играет и распределение сумм покупок. Для его анализа нужно проверить суммы покупок в чеках, содержащих 1 позицию, определить их долю в %, а также состав чеков с одной позицией. Еще проверяется распределение чеков с различной суммой покупки в общем количестве чеков (это позволяет определить, какие доли составляют крупные, средние и мелкие покупки). Довольно часто оказывается, что большинство покупателей уходит с товаром на небольшую сумму, или в корзине оказываются основные, необходимые товары, а импульсные, с которыми покупатель так и не повстречался в магазине, остаются лежать на полках. Подобная структура чеков довольно часто встречается в магазинах, где товар неэффективно расположен по типу спроса, с неудачной организацией маршрутов покупателей. Конечно, серьезно влияют на количество купленных товаров цены магазина, но в большинстве таких случаев магазинам удалось изменить в лучшую сторону структуру чеков после перепланировки торгового зала.

Диапазоны при анализе распределения сумм покупок можно выводить механически, с единым шагом, а можно учитывать восприятие суммы покупателями и проводить границы по суммам, которые имеют значение с точки зрения психологии восприятия цены. Нужно заметить, что разбивку диапазонов необходимо регулярно корректировать  согласно внутренним и внешним изменениям.   

В магазине всегда есть зоны, приносящие одинаковый товарооборот на 1 м2 торговой площади. Неравномерная же картина, как правило, свидетельствует не о том, что есть ударно работающие участки, а о том, что существует много слабых, отстающих мест. Без сомнения, товарооборот в различных отделах серьезно зависит от вида товара, характера спроса на него и от других причин подобного характера. Но менее прибыльные участки нельзя принимать как данность, и в большинстве случаев после проведенных мероприятий, когда нижние показатели товарооборота с 1 м2 площади подтягиваются и картина выравнивается, лидирующие участки (отделы) начинают показывать еще лучшие результаты.[см. 3 ст.117]

Когда результаты анализа представляются в графическом виде, и значения наносятся на план магазина, можно увидеть плохо работающие или совсем «мертвые» участки, куда покупатели не доходят из-за особенностей планировки или неудачного размещения товарных групп в зале. Такие участки иногда называют «холодными» зонами.

Создание удобного для покупателей маршрута и зон по общности спроса и применения, а также правильное распределение товаров различного типа спроса приводит, как правило, к увеличению среднего количества наименований в чеке. Если магазин не отличается высокими ценами, среднее количество наименований увеличивается, как минимум, на 1 единицу. Растет доля чеков с большим количеством позиций и большими суммами.

Конечно, возможности роста товарооборота в результате перепланировки в разных магазинах различные. Процент прироста бывает низким, когда поток в магазин небольшой. Наибольшее увеличение товарооборота приходится на те группы, которые страдали из-за неудачного места в зале. Изменения товарооборота в результате перепланировки зала легче отследить на группах более мелких товаров и товаров, которые имеют импульсный спрос (например, хозтовары, посуда, предметы интерьера, инструмент и принадлежности, бытовая химия, парфюмерия и косметика, детские товары). На продажи дорогостоящих и целевых товаров (отделочные материалы, сантехника, крупная бытовая техника) оказывают влияние и другие факторы, такие как глубина ассортимента в магазине, цены, деятельность конкурентов, состояние дел у производителя. Поэтому выделить влияние именно планировочного фактора в таких случаях сложнее.

По результатам месяца, а затем и квартала уже можно рассматривать влияние перепланировки или перестановок на продажи. Оцениваются следующие показатели:

  1. динамика товарооборота и прибыли по товарным группам;
  2. изменение соотношения посетители/покупатели;
  3. изменение среднего чека (по дням недели);
  4. изменения количества наименований в чеке;
  5. изменение структуры чеков (должна сокращаться доля самых мелких чеков и увеличиваться доля средних).

Иногда случается, что в первые дни после перестановки или серьезных изменений выкладки продажи падают. К этому следует быть готовым, но если процесс затянулся более 10-14 дней, это (при прочих равных условиях) говорит о том, что в чем-то была допущена ошибка. Проверить, насколько оправданно увеличение или уменьшение площади для какой-либо товарной группы, можно, взглянув на карту эффективности использования площадей, полученную в период после изменений. При правильных изменениях на ней будет больше зеленых участков, красные могут исчезнуть совсем. Также для проверки используется коэффициент эластичности площади, рассчитываемый как отношение изменения товарооборота по товарной группе к изменению ее площади (или длины) выкладки.

Важным фактором в повышении прибыльности магазинов самообслуживания является и правильная организация рабочих мест кассиров.

Примером магазина самообслуживания с эффективной и рациональной организацией торгового зала, соответствующий всем приведенным выше критериям, является супермаркет «БелМракетКомпани», доходы которого значительно увеличились после проведения перепланировки торгового зала в 2009 году. Структура чеков в магазине также изменилась в лучшую сторону: после перепланировки количество наименований в чеке увеличилось в среднем на 1,5 единицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация расчетной зоны магазина и зоны обслуживания покупателей. Пути улучшения их функционирования.

 

2.1. Организация расчетной зоны магазина и торгового зала в целом.

 

С точки зрения покупателей, одними из наиболее важных причин, вызывающих их неудовлетворённость тем или иным магазином, являются теснота (отсутствие достаточного пространства между прилавками и стеллажами с продукцией), недостаточный выбор продукции возле касс, неудобное расположение зоны хранения личных вещей покупателей и, конечно же, неудобное расположение касс и длинные очереди на выходе из торгового зала.

Нужно отметить, что большинство вышеназванных причин легко устраняется при помощи перепланировки торгового зала и правильной организации процесса обслуживания покупателей. Рассмотрим эти причины более подробно.

Существует несколько основных причин, вызывающих очереди в узлах расчёта магазина. Прежде всего, к таким причинам можно отнести недостаточное количество кассовых кабин в магазине, узкие проходы между кассовыми кабинами и медлительность или даже некомпетентность продавцов, а также отсутствие необходимого расчетно–кассового оборудования, значительно ускоряющего процесс расчётов с покупателями.

Для того, чтобы ликвидировать или снизить до минимума негативное воздействие всех вышеперечисленных факторов на работу магазина, нужно правильно организовать как расчётные зоны, так и весь торговый зал, а также должным образом организовать работу персонала.

Так, при организации процесса расчётов с  покупателями магазины должны руководствоваться соответствующими стандартами обслуживания покупателей и организации торговли.

Согласно вышеупомянутым положениям, юридические и физические лица, применяющие кассовые аппараты, обязаны устанавливать их в местах, доступных для визуального просмотра покупателями, и для подтверждения совершенной покупки (продажи) выдавать покупателям кассовые чеки.

В магазине самообслуживания покупатель сохраняет чек до выхода из магазина. Контрольная лента предназначена для контроля за всеми расчетно-кассовыми операциями. По контрольной ленте можно проверить выданный чек. При расхождении фактической суммы выручки с суммой показаний по денежным счетчикам правильную выручку можно определить путем сложения сумм, напечатанных на контрольной ленте. Без контрольной ленты кассовый аппарат не работает, и кассир не имеет права работать на таком кассовом аппарате. Красные полосы на чековой и контрольной лентах означают, что ленты заканчиваются и следует вставить новые. На каждый кассовый аппарат заводится книга кассира-операциониста, которая предназначена для ежедневной контрольной регистрации накапливающих денежных счетчиков кассового аппарата. Книга регистрируется в инспекции Государственного налогового комитета, должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписью владельца кассового аппарата и его печатью, а также подписью представителя налоговой инспекции и ее печатью. Все записи в книге производятся в хронологическом порядке, без помарок и подчисток. Книга кассира-операциониста не заменяет собой ведение кассового отчета. За месяц до окончания книги владелец кассового аппарата должен об этом известить налоговую инспекцию. По окончанию книга представляется в инспекцию, списывается по акту, а взамен выдается новая. Использованные книги хранятся в течение трех лет. С денежными накапливающими суммирующими счетчиками кассового аппарата выполняют две операции: снятие показаний и обнуление (гашение или перевод их  на нули).[см. 11]

Информация о работе Организация расчетной зоны магазина и пути улучшения функционирования