Организация финансового планирования на предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной ВКР – рассмотреть процесс разработки финансового плана и доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и содержание финансового планирования;
2. Ближе познакомиться с методикой финансового планирования;
3. Проанализировать финансовое состояние ПСБ – филиала ОАО «Тулаоблгаз»;
4. Составить баланс доходов и расходов (финансовый план) ПСБ – филиала ОАО «Тулаоблгаз»
5. Разработать направления совершенствования механизма планирования.

Вложенные файлы: 1 файл

Организация финансового планирования на предприятиях.rtf

— 873.66 Кб (Скачать файл)

Группаактивов

Срокибаланса

Сумма, руб.

Группапассивов

Строкибаланса

Сумма, руб.

На нач. года

На кон. года

На нач. года

На кон. года

Наиболее ликвидные активы (А 1)

250 + 260

634793

332962

Наиболее ликвидные пассивы (П 1)

620+ 630+ 660

136402

757921

Быстрореализуемые активы (А 2)

240+ 270

582580

217457

Краткосрочные обязательства (П 2)

610

-

-

Медленнореализуемые активы (А 3)

210+ 220 + 230

18617

28358

Долгосрочные обязательства (П 3)

590

-

-

Труднореализуемые активы (А 4)

190

162755

213868

Собственный капитал (П 4)

490+ 640+ 650

34724

34724

Валюта баланса

300

1398745

792645

Валюта баланса

700

1398745

792645


 

Коэффициент общей текущей ликвидности - отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы и незавершенное производство, к общей сумме краткосрочных обязательств. Он показывает степень, в которой оборотные активы покрывают оборотные пассивы.

Коэффициент текущей ликвидности определяется по формуле (2.2.8):

Ктл = (А1 + А2 + А3)/ (П1 + П2) ≥ 2

К тл0 = (634793 + 582580 + 18617) / 1364021 = 0,9

 К тл1 = (332962 + 217457 + 28358) / 757921 = 0,8

Данный коэффициент значительно меньше норматива. Это означает, что для  кредиторов нет уверенности, что долги будут погашены.

Рассчитанный коэффициент общей текущей ликвидности не удовлетворяет указанным требованиям, к тому же наметилась тенденция к его понижению, т.е. возросла вероятность того, что предприятие не сможет погасить свои долги.

Коэффициент промежуточной (критической) ликвидности - отражает платежные возможности предприятия для своевременного и быстрого погашения дебиторской задолженности.

Коэффициент критической ликвидности определяется по формуле (2.2.9):

К кл = (А1 + А2 )/ (П1 + П2) > 0,8

К кл0 = (634793 + 582580) / 1364021 = 0,9

К кл1 = (332962 + 217457) / 757921 = 0,7

В данном случае его величина на начало периода соответствует норме, но в конце периода он становится ниже нормативного уровня, т.е. ПСБ не сможет быстро и вовремя погасить свою дебиторскую задолженность, ему не хватит собственных денежных средств.

Коэффициент абсолютной ликвидности - определяется отношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия. Он показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов.

Коэффициент абсолютной ликвидности определяется по формуле (2.2.10):

К абл = А1 / (П1 + П2) ≥ 0,2

К абл0 = 634793/1364021 = 0,5

К абл1 = 332962 /757921 = 0,4

В нашем случае коэффициент превышает нормативный уровень, но наметилась тенденция к его понижению. Это говорит о том, что ПСБ в состоянии погасить краткосрочные обязательства за счёт денежных средств.

Из проведённого анализа видно, что проектно-сметное бюро находится в полной финансовой зависимости от ОАО «Тулаоблгаз».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Методологические основы составления финансового плана на предприятии

Основой организации финансов предприятия является финансовый план. Формой финансового плана является баланс доходов и расходов, в котором находят отражение результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его взаимоотношения с бюджетом, внебюджетными фондами, банками.

 В состав доходов включаются, прежде всего, суммы, получаемые за счет устойчивых источников собственных средств, а при необходимости - за счет заемных средств. К устойчивым источникам собственных доходов относятся прибыль, амортизационные отступления, отчисления в ремонтный фонд, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта. [22, с.113]

Если источник дополнительных финансовых средств уже точно известен, то эти средства включаются в доходную часть, а возврат их - в расходную часть финансового плана. В условиях инфляции финансовый план хозяйствующего субъекта делается на квартал и корректируется с учетом индекса инфляции [24, с.95].             

Главной задачей баланса доходов и расходов является проверка синхронности поступлений и расходования денежных средств, которая обеспечивает поддержание ликвидности и платёжеспособности предприятия, выражающейся в постоянном наличии на счёте в банке денежных сумм, достаточных для расчётов по обязательствам [13, с. 201].

Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес планирования предприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования для того, чтобы представить их в стоимостном выражении.

Методика расчета финансового плана.

 

  1. Планирование источников доходов и поступлений.
  2. Планирование  расходов и отчислений.
  3. Проверка финансового плана.
  1. Поступления:

1) Прибыль от реализации  товарной продукции. Рассчитывается  в ценах и условиях  предыдущего (отчетного) года. Основа расчета прибыли от реализации - объем реализованной продукции и ее себестоимость на основе расчетов маркетологов.

2) Прибыль от прочей реализации (внереализационные доходы):

· Доходы от реализации ненужного, неиспользуемого имущества (активов). Определяется как разница между выручкой от реализации и затратами, связанными с непосредственной стоимостью этого имущества, затратами по его подготовке к продаже и косвенные налоги.

· Дополнительный доход в виде экономии на налоге на имущество, т.к. снижается налогооблагаемая база.

· Могут быть доходы от аренды.

· %%, получаемые от кредитов, %% по ценным бумагам. Внереализационные доходы могут быть убыточными. [16,с. 269]

  1. Амортизационные отчисления. [1].
  2. Финансовые ресурсы строительства при выполнении работы хозяйственным способом. Планируется на основании смет. В смету закладываются все расходы (в т.ч. премии работникам и средняя норма прибыли). Экономия появляется за счет отказа от плановых накоплений и значительной части накладных расходов.
  3. Устойчивые пассивы. В качестве финансовых ресурсов планируется прирост устойчивых пассивов (Кредиторская задолженность на законных основаниях).
  4. Расчет финансовых ресурсов, закладываемых в себестоимость продукции. Из платежей в бюджет - сумма социальных налогов.
  5. Доходы от выпуска ценных бумаг. Планируются на основании решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала и той доли акций, которая определена для реализации. За цену принимается номинальная цена акций. Учитываются суммы ценных бумаг, оставшихся в распоряжении предприятия и предполагаемые к реализации.
  6. Расчет  эмиссионного дохода от реализации акций. Базируется на котировках акций на фондовой бирже.
  7. Финансовые ресурсы от размещения облигационного займа. Рассчитываются по его объему и срокам размещения на основании данных проспекта эмиссии.
  8. Инфляционный доход. Дополнительный доход, обусловленный ростом цен.
  9. Высвобождение финансовых ресурсов при снижении нормативов оборотных средств. Появляются в связи с сокращением объемов производства, изменением условий поставок ресурсов.
  10. Фонд амортизационных отчислений основных средств. Остатки фонда, которые предприятие может использовать как финансовый резерв.
  11. И т.д. [24, с. 112]

Таблица 2.3.1.

Финансовый план.

Показатели

Год

В т.ч. кварталы

 

I

II

III

IV

1.Доходы  и поступления:

         

2. Расходы  и отчисления:

         

3. Платежи в бюджет

         

 

Отражаются только те расходы предприятия, которые связаны с расширением  и развитием производства, удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей, прочие расходы. Все конкретные направления и пропорции использования средств предприятие определяет самостоятельно. [11, с. 517]

  1. Капитальные вложения. Основание для планирования - наличие проектно-сметной документации (лицензии, решение органа государственной власти об отводе земельного участка, наличие договоров подряда).
  2. Прирост собственных оборотных средств. Основа для планирования - расчеты по формированию оборотных средств на конец планируемого года, намеченные цели ускорения оборачиваемости оборотных средств. Первичный источник - прирост устойчивых пассивов.
  3. Проценты по долгосрочным кредитам. Планируются на основе договоров с кредитными учреждениями и сведениях об изменениях процентной ставки и методики расчета суммы процентов.
  4. Расходы по смете фонда потребления. Расходы по коллективному договору в Уставе предприятия  и отраслевых  тарифных соглашениях.
  5. Формирование резервных фондов:
      1. Резервный фонд предприятия (15 % от уставного капитала - «Закон об АО»). Обычно для  других предприятий - 8-10%. Источник - прибыль.
      1. Фонд страхования имущества и коммерческих рисков предприятия Может создаваться в  в любых объемах, но за счет себестоимости - лишь в пределах 2 % от объема реализованной продукции. Дополнительные суммы резервов - за счет прибыли (по желанию).
      2. Резерв на оплату налога на землю. Источник оплаты - себестоимость продукции. Норматив отчислений в резерв рассчитывается как - сумма налога / себестоимость товарной продукции.
      3. Ремонтный фонд. Создается по нормативу и определяется отношением запланированных затрат на ремонтные, подготовительные и рекультивационные работы как себестоимость товарной продукции.
      4. Фонд на выплату вознаграждения за выслугу лет. Организуется на предприятиях, где такие выплаты предусмотрены. Создается за счет себестоимости. Пик приходится на январь («13 зарплата»). Норматив отчислений - отношение запланированной величины фонда к фонду оплаты труда.
      5. Резерв на оплату отпусков. Пик приходится на лето. Норматив рассчитывается аналогично п.5.
      6. Отчисления единого социального налога (ЕСН) с сумм остатков фонда на выплату вознаграждения за выслугу лет и с резерва на оплату отпусков.
      7. Фонд на выплату дохода (дивидендов). Источник - прибыль. [11, с. 519]

 

Платежи в бюджет.

    1. НДС. Указывается в доходной части финансового плана. Иногда указывается даже перед прибылью. Источник - выручка, в которую по установленной ставке включается сумма налога. [Бабич, 348]
    2. Группа налогов, включаемых в себестоимость продукции:

· Сбор на нужды образовательных учреждений.

·  Целевой сбор на содержание милиции (3 % фонда минимальной оплаты труда* среднестатистическую численность работников).

· Налог на имущество (2 % к стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат).

· Земельный налог (360 руб. за кв.метр).

· Налог на рекламу (5 % от расходов на рекламу).

· ЕСН (35,6 % + в фонд социального страхования [0,2 %] ).

· Налог на прибыль  (24 % к прибыли).

· Налог на ценные бумаги (0,8 % от номинала проспекта эмиссии). [7, с. 350]

Степень напряженности - соотношение уровня финансовых ресурсов, абсолютно необходимых для нормального  функционирования предприятия и общего объема доходов, запланированных к получению. Чем меньше величина показателя, тем менее напряженным будет финансовый план.

 

Бюджет доходов и расходов.

Показывает соотношение всех доходов (выручки) от реализации со всеми видами расходов с выделением наиболее важных (критических) статей расходов. Показывается валовая, операционная, балансовая и чистая прибыль. В этом смысле этот бюджет приближен к форме отчета о финансовых результатах (Ф-2), но могут быть различия. Минимальная разбивка этого бюджета - помесячная (может быть подробная). Позволяет рассчитать рентабельность производства, массу прибыли, т.е. возможности погашения кредита, точку безубыточности (постоянные расходы / цена -        - средние переменные расходы), сумму перечислений вышестоящим органам управления. [22, с. 125]

В основе его составления лежит прогноз объемов реализации продукции.

Для нового проекта прогноз денежных потоков может быть более важен, чем прогноз прибылей, из-за того, что в нем детально рассматриваются величина и время максимального денежного притока и оттока. Обычно уровень прибыли, особенно в начальные году осуществления проекта, не является определяющим при рассмотрении непосредственных финансовых нужд. Более того, доходы, как правило, не превышают расходы в некоторые периоды времени. Прогноз денежных потоков и выявит эти условия. Проводя планируемый уровень продаж и капитальных затрат в тот или иной период, прогноз подчеркивает необходимость и время дополнительного финансирования и определяет пиковые требования к рабочему капиталу. Администрация решает, как это дополнительное финансирование должно быть получено и в какие сроки и как будет осуществлен возврат средств. [36, с. 475]

Информация о работе Организация финансового планирования на предприятиях