Основной капитал, его состояние и пути улучшения условий воспроизводства в сельском хозяйстве РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматривались пути улучшения использования основных фондов и их рационального использования с целью приумножения прибыли предприятия. Повышение эффективности использования основных фондов в настоящее время, когда в стране наблюдается повсеместный и глобальный спад производства, имеет огромное значение. Предприятия, располагающие основными фондами, доставшимися в наследство от социалистической экономики, должны не только стремиться их модернизировать, но и максимально эффективно использовать то, что есть, особенно в существующих условиях дефицита финансов и производственных инвестиций.

Содержание

Введение
1. Понятие и роль основного капитала, классификация элементов и структура основного капитала
1.1 Понятие и роль основного капитала производства
1.2 Классификация и структура основного капитала.
2. Проблемы развития и пути улучшения в сельском хозяйстве в РФ
2.1 Проблемы развития сельского хозяйства России.
2.2 Пути улучшения использования основных средств.
3. Перспективы развития сельского хозяйства России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

МИКРОЭКОНОМИКА 2013.docx

— 48.37 Кб (Скачать файл)
  1. Улучшению проектирования, сокращению времени разработки технической документации, ускорению строительства и уменьшению сроков освоения вновь вводимых основных фондов.
  2. Улучшению структуры основных фондов, повышению удельного веса их активной части до оптимальной величины с установлением рационального соотношения различных видов оборудования.
  3. Экстенсивному использованию основных фондов, увеличению коэффициентов сменности, ликвидации простоев оборудования.
  4. Интенсификация производственных процессов путем внедрения передовой технологии, повышению скорости работы машин и оборудования, внедрению синхронного выполнения одной машиной двух операций или нескольких, развитию научной организации труда.
  5. Улучшение условий и режима труда с учетом производственной эстетики, созданию необходимых социальных условий (жилищных, бытовых, четкой работы транспорта и др.).
  6. Сокращению ремонта активной части основных фондов путем специализации и концентрации ремонтного хозяйства.
  7. Улучшению материально-технического снабжения основных фондов.

Следующий обобщающий показатель - фондоемкость, которая рассчитывается как отношение стоимости основных производственных фондов к объему выпускаемой продукции по следующей формуле:

Фе=Фосн./Впрод

Фе - фондоемкость

Фосн. - стоимость основных производственных фондов

Впрод. - объем продукции

 

Показатель фондоемкости определяет необходимую величину основных фондов для производства продукции заданной величины.

Если объем товарной продукции  на перспективный период не изменяется, то нет необходимости увеличивать  основные фонды - следует только их совершенствовать, т.е. заменять устаревшее оборудование прогрессивной техникой.

Наряду с показателем  фондоотдачи на улучшение использования  основных фондов существенное влияние  оказывает и такой обобщающий показатель, как норма рентабельности. Этот показатель введен еще в 60-е гг. в условиях хозяйственной реформы и имеет 2 разновидности: в первом варианте рентабельность рассчитывается как отношение прибыли к издержкам предприятия (себестоимости) без учета эффективности использования производственных фондов; второй вариант предусматривает расчет рентабельности как отношения прибыли к сумме основных фондов и оборотных средств, т.е. с учетом производственных фондов.

Однако показатель рентабельности имеет некоторые недостатки: рентабельность может повышаться по причинам, не зависящим  от улучшения использования производственных фондов, например за счет перепроизводства дорогостоящих изделий, завышения цен на новые изделия, расширения использования рабочей силы и др.

Для обеспечения эффективного использования основных фондов следует  применять всю систему показателей: частные (экстенсивные, интенсивные  показатели использования производственных площадей и сооружений) и обобщающие (фондоотдача основных фондов, фондоемкость, норма рентабельности).

 

  1. Перспективы развития сельского хозяйства России

Без развитого сельского  хозяйства и прогрессивного АПК - позитивное развитие экономики и  повышение благосостояния общества невозможно. «Как может быть бесперспективным производство, в котором из одного посаженного в землю зерна  вырастает колос из 60-80 зёрен» - это  сказал один уважаемый и мудрый эксперт, прошедший путь от механизатора до главного редактора известного аграрного  издания. В этом коротком афоризме заключена  суть всех проблем отечественного сельского  хозяйства - не признанный потребительским  обществом производитель не в  силах развивать производство в  объёмах, способных удовлетворить  возрастающие потребности, и его  ослабление становится «болевой точкой»  социально - экономического общества в  целом.

Решение проблемы вывода АПК  из кризисного состояния требует  проведения последовательной продовольственной  политики, которая включала бы ряд  основных стратегических направлений:

  1. стимулирование развития отечественного сельского хозяйства, что в первую очередь потребует определённого перераспределения национального дохода в пользу сельскохозяйственных производителей;
  2. придание аграрной реформе основной целевой функции - рост производства;
  3. внесение коррективов в социальную политику, существенное улучшение уровня питания групп населения с низкими доходами.

Каждая из этих проблем  требует серьёзных мер своего решения. Прежде всего, необходимо приостановить  падение сельскохозяйственного  производства, затем должен наступить  этап стабильного развития и, наконец, последовательный рост. Для этого  требуется, прежде всего, установление более благоприятного ценового климата  для сельскохозяйственного и  предоставление прямых государственных  субсидий на основные виды сельскохозяйственного производства. Большинство сельскохозяйственных предприятий из-за быстрого сокращения производственного потенциала требует серьёзной финансовой поддержки со стороны государства даже для достижения стадии равновесия, не говоря уже о последовательном развитии. Аграрная политика должна быть ориентирована на устойчивость и рост производства с учётом опасности его возможного спада. При этом необходимо стимулировать все формы хозяйствования, которые обеспечивают наиболее эффективное использование ресурсов и прирост производства сельскохозяйственной, в особенности товарной продукции.

 Интеграция России  в мировую экономику должна  идти таким путём, который бы не разрушал аграрный сектор, представляя внутренний рынок для собственного производителя. Здесь необходимо, прежде всего, сохранение полных суверенных прав государства по внешнеторговому и ценовому регулированию. Высокая зависимость внутреннего рынка, например, от импортных поставок мяса, послужила одной из основных причин разработки приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Над выполнением этого проекта в 2006 году работала Межведомственная рабочая группа с участием представителей аграрной науки. По направлению «Ускоренное развитие животноводства» участниками проекта стали 1317 объектов. Они получили 53,1 млрд. руб. кредитных ресурсов. ОАО «Росагролизинг» поставил сельскохозяйственным производителям 50,2 тыс. голов крупного рогатого скота и оборудование для создания 78,7 тыс. скотомест. По направлению «Стимулирование малых форм хозяйствования а АПК», по оперативным данным, создано 2124 сельскохозяйственных потребительских кооперативов всех видов. За истекший год малыми формами хозяйствования привлечено в АПК более 40 млрд. руб. кредитов. По направлению «Обеспечение доступным жильём молодых специалистов» введено 713,8 тыс. кв. м. жилья для 12,3 тыс., молодых семей и специалистов. В рамках консолидированного бюджета (86,2 млрд. руб.) по Минсельхозу России и подведомственным ему Россельхознадзору и Рыболовству в 2007 году увеличена поддержка по следующим направлениям: на развитие племенного животноводства - 1,3 млрд. руб.; с северного оленеводства и табунного коневодства - 250 млн. руб., а также овцеводства - 300 млн. руб.; на компенсацию части затрат по страхованию сельскохозяйственных культур - до 3,4 млрд. руб. (больше чем в 2006 году на 17,4%); финансирование по разделу «Образование» до 12 млрд. руб. (больше на 27%); на проведение противоэпизоотических мероприятий - 2,3 млрд. руб. (больше на 52%).

Перемены, которые могут  обеспечить более высокую динамику развития экономики и социальной сферы села увязываются с принятым Законом «О развитии сельского хозяйства. В Законе чётко изложена сущность государственной аграрной политики и определены её цели: повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и качества продовольственных товаров; формирование эффективно функционирующего рынка продукции, сырья и продовольствия, способствующего повышению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве; обеспечение устойчивого развития сельских территорий; повышение занятости сельского населения и уровня его жизни; создание благоприятного инвестиционного климата и увеличение объёма инвестиций в сфере сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельского хозяйства природных ресурсов; наблюдение за индексами цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями для поддержания паритета цен. На финансирование АПК из бюджета субъектам федераций будут предоставляться субсидии в порядке, определённом правительством. При этом законодательно установлено, что средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие нужды. «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» подготовлена Министерством сельского хозяйства РФ и разработана сроком на хозяйства, источники их финансового обеспечения и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий. Такая программа утверждена на первые пять лет правительством 12 июля 2007 года. Таким образом, впервые появились обязательства федерального правительства на долгосрочную перспективу. В программе определены пять основных разделов; устойчивое развитие сельских территорий; создание общих условий функционирования сельского хозяйства; развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства; достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства; регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Каждый раздел изложен по следующей схеме: цель - задачи - количественно измеряемые целевые индикаторы - механизм реализации, включая состав участников, выделяемые финансовые ресурсы и условия их получения сельскохозяйственными товаропроизводителями. Составной частью программы стали утверждённые ранее Правительством РФ федеральные целевые программы: «Социальное развитие села до 2010 года», «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 гг.» и согласованные с Министерством экономического развития и торговли РФ ведомственные целевые программы.

Предполагается, что темпы  роста в сельском хозяйстве будут  возрастать более чем на 4%, а в  животноводстве - на 5%. Прогнозируется оживление инвестиционного процесса, что позволит, в частности, повысить коэффициент обновления основных видов  сельскохозяйственной техники. Вырастет энергообеспеченность отрасли при существенном увеличении применения ресурсосберегающих технологий, что будет способствовать ежегодному вовлечению в хозяйственный оборот примерно 350-400 тыс. га неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. Вместе с тем выполнению прогнозных темпов развития сельского хозяйства на 2008-2010гг. могут препятствовать проявления системных рисков, которые обусловлены воздействием негативных факторов, и имеющиеся в аграрном секторе социально - экономические проблемы. Ситуация может обостриться и со вступлением России в ВТО. Нельзя забывать, что отечественные производители сельскохозяйственной продукции зачастую конкурируют на внутреннем рынке с субсидированным импортом, и прежде всего из стран ЕС. Если сравнить уровень государственной поддержки в России с зарубежным, то он один из самых низких из развитых стран.

Наряду с экономической  поддержкой российского товаропроизводителя  в рамках разрешённых ВТО мер  необходимо, отменить страновый механизм квотирования импорта продукции. В сложившейся ситуации пока не созданы равные условия для российского сельского хозяйства по сравнению с европейскими и американскими конкурентами, что создаёт угрозу для продовольственной безопасности страны. Однако при вступлении в ВТО могут быть получены определённые преимущества для АПК: открытие новых рынков для экспортёров на основе распространения режима наибольшего благоприятствования в торговле и признания рыночного статуса российской экономики; возможность влияния на сокращение субсидированного импорта из зарубежных государств; рост ассортимента товаров и услуг на внутреннем рынке; улучшение инвестиционного рейтинга страны; повышение конкурентоспособности национальной экономики.

 

Заключение

Основной капитал составляет значительную часть богатства страны. От его состояния зависит уровень  производства, уровень инноваций, благосостояние социального сектора экономики. Поэтому в развитых странах государство  и предпринимательство тщательно  следят за поддержанием основных производственных фондов в работоспособном состоянии.

Состояние, характер воспроизводства  и уровень использования основных фондов являются важнейшим аспектом аналитической работы, так как  основной капитал является материальным выражением научно-технического процесса — главного фактора повышения  эффективности производства.

В данной работе рассматривались  пути улучшения использования основных фондов и их рационального использования  с целью преумножения прибыли  предприятия. Повышение эффективности  использования основных фондов в  настоящее время, когда в стране наблюдается повсеместный и глобальный спад производства, имеет огромное значение. Предприятия, располагающие  основными фондами, доставшимися в  наследство от социалистической экономики, должны не только стремиться их модернизировать, но и максимально эффективно использовать то, что есть, особенно в существующих условиях дефицита финансов и производственных инвестиций.

Для лучшего использования  основных фондов в процессе их эксплуатации необходимо вести чёткий учёт наличия  и движения основных фондов на предприятии. Этот учёт должен обеспечить знание общей  величины основных фондов, их динамики, степени их влияния на уровень  издержек производства и другие. Таким  образом, экономическую сущность основных средств и их назначение наиболее четко можно выразить в следующих  выводах:

- основные средства участвуют  в процессе производства свыше  двенадцати месяцев;

- основные средства частями  переносят свою стоимость на  себестоимость конечного продукта  в виде амортизации в течение  срока их полезного использования;

- основные средства не  изменяют своей натурально- вещественной формы в процессе производства.

Эффективное использование  основных фондов является очень важной народнохозяйственной задачей. Её решение  означает увеличение производства необходимой  обществу продукции, повышение отдачи созданного производственного потенциала и более полное удовлетворение потребностей населения, улучшение баланса оборудования в стране, снижение себестоимости  продукции, рост рентабельности производства, накоплений предприятия.

В ходе выполнения работы получены результаты, позволяющие  сделать следующие выводы и предложения:

- в настоящее  время значительно усложнился  процесс обновления основного  капитала в связи с резким  удорожанием стоимости машин  и оборудования.

- анализ эффективности  использования основного капитала  показал на низкие показатели  использования основных фондов  в связи с глубоким кризисом  в экономике, спадом производства, недостатками в планировании  и организации производства.

- в третьем разделе курсовой работы даются рекомендации по повышению эффективности использования основного капитала: чем выше эффективность использования, тем относительно меньше объем основных фондов, требующийся для нормального осуществления производства товаров и услуг, так как эффективность использования основных фондов определяет потребность предприятий в основных средствах.

Информация о работе Основной капитал, его состояние и пути улучшения условий воспроизводства в сельском хозяйстве РФ