Основные организационно- правовые формы: их особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Центральным звеном рыночной экономики, в котором принимаются и осуществляются решения об использовании ограниченного количества благ с учётом обстоятельств внешней среды (которые не могут быть изменены по воле принимающих решения лиц), выбора вариантов решения проблем (альтернатив развития или независимых друг от друга вариантов действия), направленных на достижение желаемых конечных результатов (системы целей), являются хозяйствующие субъекты (организации, предприятия, домашние хозяйства).(2)

Содержание

Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………………..3
1.Теоретическая часть: организационно-правовые формы предприятия…………………….4
1.1.Организационно-правовые формы коммерческих предприятий………………………..4
1.2.Хозяйственные товарищества……………………………………………………………..4
1.3.Хозяйственные общества…………………………………………………………………..7
1.4.Производственные кооперативы (артели)……………………………………………….12
1.5.Унитарные предприятия…………………………………………………………………..13
1.6.Организационно-правовые формы некоммерческих предприятий…………………….15
1.7.Общественные и религиозные организации (объединения)……………………………16
1.8.Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)…………………………….......17
1.9.Потребительский кооператив……………………………………………………………..18
2.Практическая часть: анализ финансовых результатов деятельности предприятия……….19
2.1.Анализ финансовой устойчивости………………………………………………………..19
2.2.Анализ ликвидности и платежеспособности…………………………………………….23
2.3.Общая оценка деловой активности……………………………………………………….27
2.4.Анализ рентабельности……………………………………………………………………30
Заключение……………………………………………………………………………………… 32
Список литературы………………………………………………………………………………34
Приложение………………………………………………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 415.00 Кб (Скачать файл)
 

Анализ  таблицы 5:

   В качестве примера: анализируя таблицу 5, можно сделать следующие выводы.  Динамика не всех коэффициентов ликвидности анализируемой организации положительная.

   С помощью показателя общей ликвидности (К1) осуществляется оценка изменения финансовой ситуации в организации с точки зрения ликвидности. В данном случае он ниже нормативного значения (0,24), однако на конец года его значение возросло на 0,89. Рост этого показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция.

   Соответствие  коэффициента абсолютной ликвидности (К2)нормативному значению означает, что предприятие сможет погасить свои обязательства в срочном порядке. Исходя из значения коэффициента текущей ликвидности (К4), можно сделать вывод, что предприятие не сможет погасить обязательства по краткосрочной задолженности. Коэффициент текущей ликвидности обобщает предыдущие показатели и является одним из параметров, характеризующих удовлетворительность бухгалтерского баланса.

   Коэффициент обеспеченности собственными средствами (К5) характеризует наличие собственных оборотных средств у организации, необходимых для ее финансовой устойчивости. Т.к. этот коэффициент  имеет динамику снижения, на конец года этот показатель снизился на 0,74. Величина данного показателя больше нормативного значения, это свидетельствует о недостаточной финансовой устойчивости организации. Этот вывод подтверждают также значения коэффициентов финансовой устойчивости. 
 

   2.3. Общая оценка деловой  активности.

   Стабильность  финансового положения предприятия  в условиях рыночной экономики в  немалой степени  обуславливается его деловой активностью. Главными качественными и количественными критериями деловой активности являются:

    • широта рынков сбыта продукции, включая экспорт;
    • репутация предприятия;
    • обеспечение заданных темпов роста основных показателей хозяйственной деятельности;
    • уровень эффективности использования ресурсов;
    • устойчивость экономического роста.

   Деловая активность в финансовом аспекте  проявляется, прежде всего в скорости оборота его средств. Анализ деловой  активности заключается в исследовании уровня и динамики разнообразных финансовых коэффициентов (показателей оборачиваемости).

   Финансовое  положение предприятия, его платежеспособность зависит от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.

   На длительность нахождения средств в обороте оказывает влияние различные внешние и внутренние факторы.

   К внешним факторам относятся: отраслевая принадлежность; сфера деятельности предприятия; масштаб деятельности предприятия; влияние инфляционных процессов; характер хозяйственных связей с партнерами.

   К внутренним факторам относятся: эффективность  стратегии управления активами; ценовая  политика предприятия; методика оценки товарно-материальных ценностей и  запасов.

   Для анализа деловой активности предприятия  используют две группы показателей:

   1-я  группа: общие показатели оборачиваемости  активов.

   2-я  группа: показатели управления активами.

   Оборачиваемость средств, вложенных в имущество  предприятия может оцениваться:

    • скоростью оборота - количество оборотов, которые делает капитал предприятия за анализируемый период;
    • периодом оборота – средняя скорость, за которую возвращается в хозяйственную деятельность предприятия денежные средства, вложенные в производственно-коммерческие операции.

   Для расчета коэффициентов деловой активности средняя величина активов определяется как средняя арифметическая.

   Анализ  деловой активности предприятия  представлен в таблице 6.

   Таблица 6.Общая оценка деловой активности

   Наименование    Способ  расчета    Пояснение    Расчет
   I. Общие показатели  оборачиваемости активов
   Коэффициент общей  оборачиваемости капитала (К1)    Выручка от реализации    Скорость  оборота всего капитала предприятия    2,019
   Ср.стр.300
   Коэффициент оборачиваемости  мобильных средств (К2)    Выручка от реализации    Скорость  оборота всех оборотных средств    2,7
   Ср. стр. 290
   Коэффициент отдачи (К3)    Выручка от реализации    Эффективность использования НА    11407
   Ср. стр. 110
   Коэффициент фондоотдачи (К4)    Выручка от реализации    Эффективность использования ОС    39,4
   Ср. стр. 120
   Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (К5)    Выручка от реализации    Скорость  оборота собственного капитала    5,3
   Ср.стр.490
   II. Показатели управления  активами
   Коэффициент оборачиваемости  материальных средств (К6)    Выручка от реализации    Скорость  оборота запасов и затрат    10,03
   Ср.стр.210+Ср.стр.220
   Коэффициент оборачиваемости  денежных средств (К7)    Выручка от реализации    Скорость  оборота денежных средств    25,6
   Ср. стр. 260
   Коэффициент оборачиваемости  средств в расчетах (К8)    Выручка от реализации    Расширение (снижение) кредита, предоставленного предприятием    4,3
   Ср. стр. 230 или 240
   Срок оборачиваемости  средств в расчетах (К9)    360 дн.    Средний срок погашения дебиторской задолженности    83,7
   К8
   Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (К10)    Выручка от реализации    Расширение (снижение) кредита, предоставленного предприятию     12,3
   Ср. стр. 620
   Срок оборачиваемости  кредиторской задолженности (К11)    360 дн.    Средний срок возврата долгов по текущим обязательствам    29,3
   К10
 
 

   Анализ  таблицы 6:

   Нормативное значение коэффициента оборачиваемости  средств в расчетах (К9) и срока оборачиваемости кредиторской задолженности (К11) равняется 90 дням. Значение коэффициента К11 соответствует нормативу, следовательно, средний срок возврата долгов по текущим обязательствам не превышает норматив (29 дней). Это положительный фактор в хозяйственной деятельности предприятия.  

   Если  рассматривать деловую активность за несколько лет, то признаком возрастания  деловой активности предприятия  будет служить рост значений коэффициентов в динамике. 

   2.4. Анализ рентабельности.

   Общей оценкой эффективности работы предприятия  в рыночных условиях служат показатели рентабельности и интенсивности  использования производственных ресурсов предприятия.

   По  данным отчета о прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности  продаж, чистой рентабельности, экономической рентабельности, а также рентабельности собственного капитала.

   Рентабельность  продаж – отношение суммы прибыли  от продаж к объему реализованной  продукции. Данный показатель рентабельности показывает, сколько прибыли приходится на единицу проданной продукции и  определяется по формуле:

    ,

   где Р – рентабельность;

   ПП – прибыль от продаж (строка № 29 формы №2 «отчет о прибылях и убытках»);

   В – выручка от реализации (строка № 010 формы №2 «отчет о прибылях и  убытках»).

   Чистая  рентабельность рассчитывается по формуле: 

    ,

   где ПЧ – чистая прибыль (нераспределенная прибыль отчетного периода).

   Показывает, сколько чистой прибыли приходится на единицу выручки.  

   Одним из синтетических показателей экономической  деятельности организации в целом  является экономическая рентабельность. Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли организация получает в расчете на рубль своего имущества. Он рассчитывается по следующей формуле:

    ,

   где - среднегодовая величина валюты баланса (данные строки 300 необходимо сложить на начало и конец года, а затем разделить на 2).

     Показатель рентабельности собственного  капитала характеризует эффективность  использования собственного капитала. Определяется он по формуле:

    ,

   где - среднегодовая величина итоговой строки раздела 3 баланса «Капитал и резервы» данные строки 490 необходимо сложить на начало и конец года, а затем разделить на 2.

   Для анализа рентабельности предприятия  показатели рентабельности можно свести в таблицу (см. табл. 7). 

   Таблица 7

   Анализ  рентабельности, в  процентах

       Показатель    Величина  показателя
       2009
       1) Рентабельность продаж    15,36
       2) Чистая рентабельность    12,37
       3) Экономическая рентабельность    21,86
       4) Рентабельность собственного капитала    56,85
 

   Анализ  таблицы 7:

   В качестве примера: Рассчитанные показатели рентабельности позволяют сделать вывод о том, что за анализируемый период деятельность компании рентабельна. Хотя, некоторые значения коэффициентов рентабельности слишком незначительны, но в целом можно  говорить о том, что предприятие является рентабельным предприятием.  
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Заключение.

   В условиях рыночной системы хозяйствования в отличие от плановой, предприятие  стремится производить те товары и оказывать те услуги, которые  приносят ему наибольшую прибыль. Последнее  зависит, с одной стороны, от правильности установления спроса на те товары, которые может производить предприятие, а с другой - от его производительности в целом, НТП, уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.д. На практике это означает, что каждое предприятие в силу объективных и субъективных причин должно искать свой путь развития, свою организацию и свои формы хозяйствования. А это во многом зависит от организационных сторон владения и распоряжения производственными факторами. Ведь именно с последними связано присвоение результатов производства, характер которого определяется формами собственности на средства производства, т.е. возможностью распоряжаться ими по собственному усмотрению. Как показывает практика, здесь возможны следующие варианты:

    • Субъект организации одновременно является производителем и владельцем факторов производства;
    • Субъект владеет материальными условиями производства, не является производителем, но трудится как организатор производства;
    • Субъект владеет средствами производства, но передаёт другому лицу возможность быть его организатором.

   Вышеназванные варианты и стали основой создания предприятий с различными организационно-правовыми  формами функционирования.

   Основными организационно-правовыми формами  хозяйствования юридических лиц  являются: хозяйственные товарищества (полное товарищество, коммандитное товарищество), хозяйственные общества (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерные общества закрытого и открытого типов), производственные кооперативы, личные (индивидуальные) предприятия, государственные и муниципальные унитарные предприятия (основанные на праве оперативного управления и основанные на праве хозяйственного ведения); потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, ассоциации и союзы.(7,3)

   Все они способствуют эффективному функционированию национальной экономики, а также  решению многих социальных проблем. Вместе с тем анализ специальной  зарубежной литературы по предпринимательству и организации бизнеса показывает, что каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки в зависимости от производственно-экономической специфики хозяйства, его отраслевой принадлежности, демографических условий в регионе, культурных традиций данной страны и т.д. Поэтому заранее наделить, например, индивидуальные формы собственности во всех ситуациях безоговорочными преимуществами перед коллективными или государственными было бы некорректно, и наоборот. Всё зависит от конкретной социально-экономической и производственно-хозяйственной ситуации в отрасли, регионе, стране. 

 

Список литературы.

1. Булатов А.С.  Экономика: Учебник. - 3-е изд., перераб.  и доп. - М.: Юристъ, 2002. - 896с.

2. Горфинкель  В.Я. Экономика предприятия: Учебник  для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 718с.

3. Зайцев Н.А.  Экономика организации. - М.: “Экзамен”, 2000. - 768с.

4. Раицкий К.А.  Экономика предприятия: Учебник  для вузов. - 3-е изд., перераб. и  доп. - М.: 2002. - 1012с.

Информация о работе Основные организационно- правовые формы: их особенности