Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 12:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение основних характеристик деятельности фирмы в рыночной экономике.
В соответствии с целью курсовой работы автором поставлены следующие задачи:
- определить понятие и общие характеристики фирмы, рассмотреть объективные причины возникновения и существования фирм;
- дать классификацию фирм;
- определить цели и задачи деятельности и организационной структуры фирм;
Введение………………………………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты деятельности фирм………........................................................................4
1.1. Понятие, общая характеристика фирмы и объективные причины возникновения и существования фирм…………………………………………………………………………………...4
1.2 Классификация фирм……………………………………...……………………………………….6
1.3 Цели и задачи деятельности и организационная структура фирм (предприятий)…………….9
2. Особенности поведения фирмы в условиях различных рыночных структур…………………18
2.1 Типология рыночных структур…………………………………………………………………..18
2.2 Поведение фирмы в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции….20
2.3 Поведение фирмы в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур…..……..25
2.4 Фирма как институт рыночной экономики……………………………………………………..32
2.5 Роль государства в функционировании фирмы……………...…………………………………34
Заключение……………………………………………………………………………………………36
Список используемой литературы…………………………………………………………………. 38
фирма предпринимательство
Институциональная структура рыночной системы включает такие институты, как рынок и фирма. Фирма нуждается в объективном контроле со стороны рынка. Но и рынок нуждается в фирмах, так как только организация производства в виде фирм может дать необходимый результат для развития рыночной экономики. Существование рынка и фирмы есть сосуществование в единой рыночной экономике двух типов отношений; традиционно рыночных и альтернативных им внутрифирменных отношений, которые Р. Коуз трактует как отношения сознательного регулирования производства, отношения координации, для эффективности которых большое значение имеют нерыночные методы и формы (приказы, личное доверие, внутрифирменные правила, традиции, моральные факторы). Причем развитие этих нерыночных отношений Р. Коуз выводит из законов рыночной экономики: соотношение рыночных и нерыночных связей определяется движением (сокращением или увеличением) рыночных трансакционных издержек,
Поведение фирм на рынке имеет большое значение для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства, иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микро - так и на макроуровне.
Фирмы насыщают рынок высококачественной продукцией, поднимают на транснациональную высоту авторитет президентов и премьер-министров. На сильные фирмы опирается государственная политика макроэкономической стабилизации.
2.5 Роль государства в функционировании фирмы
Ни одна национальная экономика с развитой системой рыночных отношений не обходится без участия в большей или меньшей степени государства в регулировании экономических процессов.
Государство влияет на экономическую деятельность фирм через систему общегосударственных (общеэкономических) рычагов. Главный способ – это обеспечение стабильности инфраструктуры, т.е. банков, денежной системы, коммуникаций, транспорта и др. Без хорошо отлаженной инфраструктуры экономическая деятельность фирм неэффективна, а средства, которые на нее затрачиваются, становятся неоправданно большими.
Другой рычаг – создание и совершенствование правовой основы, регулирующей экономические отношения между частными юридическими лицами. В зависимости от того, как развивается экономика, государство использует прямые и косвенные субсидии: то косвенно поддерживая предпринимательскую деятельность, то прямо субсидируя предприятия или целые отрасли.
Для интенсификации экономической деятельности государство использует также законы, защищающие право интеллектуальной собственности, и в особенности патенты.
Государственное регулирование также включает антимонопольное законодательство, определение ограниченных сфер деятельности и выдачу лицензий на нее, регламентирование организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, амортизационную политику, систему налогообложения; льготы по инвестициям. К этим же факторам относятся доступность капитала, определяемая фактическим его наличием на рынке финансовых ресурсов и величиной процентных ставок на его использование; максимально возможный масштаб выбранной деятельности.
Развитие фирмы зависит от социально-общественного и экономического развития народного хозяйства. Возрастание роли фирмы как основы хозяйственной деятельности и растущее внимание государства к социальным проблемам в современном обществе ведут к более жесткому взаимодействию между фирмой и государством. Государство, с одной стороны, все больше учитывает интересы фирмы, а с другой – ставит больше задач и устанавливает приоритеты в распределении ресурсов. Прогресс науки и техники ведет к все большей значимости информации и информационных технологий.
Фирма является неотъемлемой частью экономической структуры государства. Государство, в свою очередь, накладывает определенные рамки на ее деятельность в соответствии с действующим законодательством.
Роль государства в рыночной экономике – одна из основных проблем экономической теории, что связано с постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих форм и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства государства в функционирование экономической системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные научные исследования позволяют сделать следующие выводы:
Фирма – это организационно-экономическая система, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг.
Фирмы принято классифицировать по ряду признаков: виду хозяйственной деятельности, виду субъекта и права собственности, национальной принадлежности капитала, масштабам деятельности и количественным критериям.
По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций распознают фирмы промышленные, торговые, страховые, инжиниринговые, консалтинговые, аудиторские, специализирующиеся в области транспорта, связи, а также проводящие операции с наличностью, недвижимым имуществом, ценными бумагами и др.
Возможно разграничение фирм на моноотраслевые и диверсифицированные (многоотраслевые). Различают два типа диверсифицированных фирм. Первый тип-это концерны, а второй тип - конгломератные фирмы.
С точки зрения национальной принадлежности капитала и масштабов деятельности все фирмы могут быть классифицированы как национальные либо транснациональные.
По количественному критерию фирмы принято подразделять на крупные, средние и мелкие предприятия или так называемый малый бизнес.
Существуют четыре основные модели рынка: чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.
Соответствующие этим моделям типы отраслей отличаются: по количеству предприятий, входящих в состав отрасли, типу продукта; условием вступления в отрасль; возможностями контроля над ценами и другими факторами, определяющими экономические границы отрасли и эффективность ее функционирования.
Совершенный рынок характеризуется также тем, что вход и выход на него свободен для всех. На таком рынке отсутствует какая-либо дискриминация как в отношении продавцов, так и в отношении покупателей.
Монопольный рынок - рынок с наличием одного продавца какого-то товара. В свою очередь, этот рынок может быть рынком с чистой монополией и рынком с монополистической конкуренцией.
Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется тем, что один продавец продает товар, имеющий товары-заменители. В результате у покупателей есть выбор между товаром монополиста и другими товарами, способными удовлетворять ту же потребность.
Олигопольный рынок характеризуется наличием нескольких продавцов и покупателей какого-то товара.
Фирма является неотъемлемой частью экономической структуры государства.
Государство влияет на экономическую деятельность фирм через систему общегосударственных (общеэкономических) рычагов. Главный способ – это обеспечение стабильности инфраструктуры, т.е. банков, денежной системы, коммуникаций, транспорта и др. Другой рычаг – создание и совершенствование правовой основы, регулирующей экономические отношения между частными юридическими лицами.
Фирма (предприятие) занимает важнейшее место в институциональной структуре рыночной экономики, она находится в центре рыночной экономики, и без нее не возможна предпринимательская деятельность. В противоположность рынку, фирма представляет собой плановую или иерархическую систему, где все ключевые вопросы решаются собственниками.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Основные характеристики деятельности фирмы в рыночной экономике