Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 09:55, реферат
С момента образования СССР была установлена государственная монополия на внешнюю торговлю и другие виды ВЭД. Внешняя торговля национализировалась, и торговые сделки с иностранными государствами и предприятиями производились от лица государства народным комиссариатом.
Монополия сохранялась все годы и была зафиксирована специальными статьями Конституции СССР.
Реформирование ВЭД началось в период 1985-1986 гг. Первым этапом было предоставление права выхода на внешний рынок 20 министерствам и 70 крупнейшим предприятиям. Затем с 1989 г. право выхода на внешний рынок получили низовые хозяйственные звенья, т.е. непосредственные производители товаров и услуг.
1. Основные этапы реформирования ВЭД в России
С момента образования СССР была установлена
государственная монополия на внешнюю
торговлю и другие виды ВЭД. Внешняя торговля
национализировалась, и торговые сделки
с иностранными государствами и предприятиями производились от лица государства народным
комиссариатом.
Монополия сохранялась все годы и была
зафиксирована специальными статьями
Конституции СССР.
Реформирование ВЭД началось в период
1985-1986 гг. Первым этапом было предоставление
права выхода на внешний рынок 20 министерствам
и 70 крупнейшим предприятиям. Затем с 1989
г. право выхода на внешний рынок получили
низовые хозяйственные звенья, т.е. непосредственные
производители товаров и услуг.
В основу проведения экспортно-импортных
операций был положен принцип валютной
самоокупаемости.
Система государственного регулирования
ВЭД предусматривала:
1) регистрацию участников ВЭС;
2) декларирование товаров, перемещаемых
через таможенную границу;
3) выработку правил экспорта и импорта
отдельных товаров (специфических, двойного
назначения, лицензируемых);
4) оперативное регулирование ВЭС.
Наиболее применимым механизмом в этой
системе было лицензирование экспорта
и импорта.
Лицензионный порядок был введен с целью:
1) оптимизации раздела всех фондов между
внутренним рынком страны и экспортом;
2) упорядочения конкуренции экспортеров.
Массовое стремление многих предприятий
к выходу на внешний рынок привело к дефициту
важнейших ресурсов (нефтепродукты, металл,
древесина и т.д.) на внутреннем рынке.
Правительством РФ был утвержден перечень
лицензируемых товаров, который охватывал
90 % экспорта и 8 % импорта. За государством
оставалось право экспорта и импорта ядерных
материалов, драгоценных металлов и камней,
вооружения и боеприпасов, произведений
искусств и предметов старины, наркотических
и психотропных веществ.
Эти меры усиливали административные
методы управления ВЭС, но они были вынужденными.
Основа процесса либерализации ВЭД была
заложена в указе Президента РФ от 15.11.1991
«О либерализации ВЭД». Основными положениями
Указа являются:
1. Разрешить всем предприятиям осуществление
ВЭД без специальной регистрации.
2. Правительству представить на утверждение
сокращенный перечень лицензируемых и
квотируемых товаров.
3. Разрешить уполномоченным банкам открыть
валютные счета всем юридическим и физическим
лицам.
4. Установить с 1.01.1992 обязательную продажу
части валютной выручки предприятиями
Центральному Банку для формирования
республиканского валютного резерва.
Средства от продажи используются для
обслуживания внешнего долга и централизованных
закупок по импорту.
5. Запретить на территории страны расчеты
и платежи между юридическими лицами,
юридическими и физическими лицами в иностранной
валюте.
Либерализация ВЭД была поэтапной.
1 этап (конец 1991 г. - первое полугодие 1992
г.) включал меры:
а) снятие ограничений на экспорт готовой
продукции (при сохранении жестких количественных
и тарифных ограничений на вывоз сырьевых
ресурсов);
б) частичную либерализацию валютного
курса;
в) отмены любых ограничений на импорт.
Либерализация импорта была необходима
для создания конкурентной среды на внутреннем
рынке и для компенсации резкого спада
производства.
Необходимость регулирования экспорта
вызвана стремлением препятствовать опустошению
внутреннего рынка.
2 этап (второе полугодие 1992 г.). Основные
положения второго этапа:
а) введение импортного тарифа как защитной
меры отечественных производителей от
конкуренции импортных товаров;
б) ужесточение контроля за экспортом
СВСТ;
в) полная либерализация валютного курса;
г) создание валютного рынка. Одним из
условий для этого является установление
обязательной продажи экспортерами 50
% валютной выручки.
3 этап (охватывает 1993-1994 гг.). В этот период:
а) завершен переход на тарифные методы
регулирования. Соответственно, снижена
роль количественных ограничений;
б) выделено предприятие как главный субъект
ВЭД.
Важным этапом является принятие в 1995
г. ФЗ «О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности».
Этими этапами завершено, в основном, формирование
механизма переходного периода, основанного
на:
1) ограниченном использовании нетарифных
методов регулирования экспорта, в основном
в отношении СВСТ, продукции военного
и двойного назначения;
2) обязательной продаже 50 % валютной выручки;
3) использовании таможенного тарифа для
защиты внутреннего рынка.
Продвижение к открытой экономике - длительный
период, охватывающий ряд направлений:
- сближение мировых и внутренних цен;
- накопление значительных валютных резервов;
- достижение положительного платежного
баланса;
- стабилизация курса национальной валюты;
- развитие оптовой торговли.
Реформа ВЭД протекала в условиях, близких
к экстремальным. Первоочередные задачи,
в основном, были решены. Хозяйствующие
субъекты получили право выхода на внешний
рынок. Механизм тарифного регулирования
создан и реализуется. Достигнута внутренняя
конвертируемость рубля. Созданы системы
стимулирования, кредитования, страхования
экспорта.
1.Основные этапы реформирования ВЭД в России
ВЭД России – процесс реализации межгосударственных связей посредством осуществления совместного предпринимательства, торгового обмена, оказания услуг.Развитие ВЭД позволяет существенно повысить прибыль местных, национальных компаний, которые получают возможность реализовывать товары на заграничных торговых площадках. Благодаря этому развитие внешнеэкономической деятельности России позволяет достигать максимального повышения производительности, качества продукции, укрепления экономики, межгосударственных связей.
Основные этапы развития внешнеэкономической деятельности
-Этапы развития внешнеэкономической деятельности:
-Национализация внешней торговли;
-Реформирование ВЭД в конце 80-х с предоставлением права 70 компаниям вести деятельность на заграничном рынке;
-Либерализация ВЭД. Для нее характерно несколько этапов развития внешнеэкономической деятельности – снятие экспортных ограничений, либерализация валютных курсов, отмена импортных ограничений;
-Государственное регулирование, позволившее сблизить внутренние, мировые цены, накопить валютные резервы, стабилизировать национальную валюту, увеличить оптовую торговлю.
Для всех основных этапов развития внешнеэкономической деятельности характерно присутствие государственного регулирования. Это обусловлено тем, что основной целью ВЭД является не просто сотрудничество, а поднятие экономики государства на стабильно высокий уровень. Это возможно только если обеспечить более лояльные условия для предприятий, защитить их от конкуренции импортных товаров, обеспечить расширение сбытовых рынков для национальной продукции.
На сегодняшний период имеются достаточные перспективы развития внешнеэкономической деятельности не только для крупных российских холдингов, но и для большинства мелких фирм. Обеспечивается наличие перспектив развития внешнеэкономической деятельности благодаря господдержке малого бизнеса. За счет этого небольшие предприятия получают возможность:
Сотрудничать с заграничными партнерами, инвесторами;
Обмениваться опытом, технологиями, участвовать в выставках, конкурсах;
Реализовывать товары на заграничных торговых площадках;
Повышать деловую, инвестиционную привлекательность бизнеса;
Оставаться конкурентоспособными на рынках.
Достигается это за счет того, что госполитика в данном вопросе направлена на поддержку именно тех предпринимателей, которые вывозят отечественные товары за границу. В данном отношении принимаются антидемпинговые, компенсационные, защитные меры. Одновременно с этим их ввод позволяет защитить российский рынок от проникновения импортной продукции низкого качества.
2. Термин « открытая экономика »
- экономика государства, открывающего
свои границы для
Открытая экономика – это экономика, участвующая в международной торговле и международных финансовых отношениях с различными странами мира.
Есть несколько подходов в определении понятия «открытая экономика». По сути они близки, но различия позволяют получить более полное представление об изучаемом явлении:
1. Это экономика, интегрированная в систему мировых хозяйственных связей, при которых любой хозяйственный субъект в праве осуществлять экспорт и импорт товаров (услуг), финансовые сделки.
2. Это экономика страны, открывающей
свои границы для
Типы открытой экономики:
1. большая (способная оказывать
значительное влияние на
2. малая (экономика, незначительные размеры которой не позволяют оказывать существенное влияние на процессы на мировом рынке).
Критерий открытой экономики: Благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капиталовложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью (на отраслевом и микроэкономическом уровне)- главный критерий открытой экономики.
Преимущества открытой экономики:
Открытая экономика, т.е. национальная экономика с высокой степенью включенности в международные экономические отношения, способствует:
- углублению международной
- рациональному распределению ресурсов в зависимости от степени ее эффективности;
- распространению мирового
- росту конкуренции между отечественными производителями, стимулируемому конкуренцией на мировом рынке.
Информация о работе Основные этапы реформирования ВЭД в России