Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:42, лекция
Различают два основных типа рыночной конкуренции: совершенная и несовершенная.
Совершенная конкуренция – такое состояние рынка, когда производитель не способен повлиять на уровень рыночной цены.
Несовершенная конкуренция – состояние рынка, при котором индивидуальный производитель способен повлиять на рыночную цену.
Кроме того, в микроэкономике, в рамках этих типов конкуренции, принято выделять и особые виды: ценовая, неценовая, внутриотраслевая и межотраслевая.
1. Типы конкуренций и основные рыночные структуры. Два метода анализа рыночных структур.
2. Совершенная конкуренция и её основные признаки.
3. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Кривая предложения конкурентной фирмы.
4.Равновесие фирмы – совершенного конкурента в долгосрочном периоде.
5. Оценка эффективности совершенной конкуренции.
Ключевые понятия.
В краткосрочном периоде возможно несколько равновесных предложений, в зависимости от того, какой уровень рыночной цены будет установлен.
Логика такова: при повышении уровня цены, фирма уравновешивает положение, увеличивая объемы производства. Равновесие определяется по правилу:
Q
Q2
Q1
Q4
Q3
E4
E3
E2
E1
S=MC
ATC
AVC
D3=MR3
D4=MR4
P1
P2
P3
P4
P
D2=MR2
D1=MR1
Рисунок 3.10 – Равновесие фирмы в краткосрочный период
, где
AVC – средние переменные издержки;
- ситуация минимизации убытков;
- безубыточность и нормальная прибыль;
- экономическая прибыль.
Рынок может задать фирме различные из указанных цен, которые должны быть сопоставлены с издержками производства. Цены P1 и P3 являются критическими. А именно по любой цене ниже P1 предложение прекращается (закрытие фирмы). При любой цене выше P3 фирма извлекает экономическую прибыль, максимизирует её. При цене P2 фирма минимизирует убытки производства. При цене P3 и объёме продаж Q3 для фирмы наступает ситуация безубыточности, когда фирма не получает экономической прибыли, извлекая лишь нормальную прибыль.
Получается, что начиная с цены P1 и выше, фирма наращивает объёмы выпуска с Q1 до Q4 , достигая равновесия, соответственно, в точках от E1 до E4. Таких равновесий в краткосрочном периоде может быть ,как минимум, четыре.
Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде выражает функциональную зависимость объёма предложения от изменения рыночной цены. Максимизируя прибыль или минимизируя убытки, совершенно конкурентная фирма осуществляет производство до точки равновесия, где MC=P. Изменение рыночной цены, соответственно, вызовет и изменение равновесного объёма производства. Следовательно, эта зависимость (между изменением цены и изменением объёма выпуска) определяется совокупностью точек равновесия, т.е. кривой предельных издержек.
Таким образом, кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде будет иметь восходящий вид и совпадать с отрезком кривой предельных издержек, который лежит выше точки минимума средних переменных издержек.
4. Равновесие
фирмы – совершенного
В долгосрочном периоде конкурентная фирма может произвести любые изменения с ресурсами, в том числе выйти из рынка по экономическим показателям, либо войти на любой другой рынок. Выход с рынка конкурентной фирмой осуществляется, когда на этом рынке установлена низкая цена, которая ставит фирму в ситуацию убытков. Вхождение в рынок типично в случае высоких цен и извлечении экономической прибыли. В случае низких цен механизм совершенной конкуренции действует в сторону их повышения, а в случае высоких цен - в сторону их понижения.
Возникает вопрос: Сможет ли конкурентная фирма удержать, появившееся в краткосрочном периоде, экономическую прибыль или экономические убытки?
` P2
P1
ув.
ув.
E3
S2
D2=MR2
P2
P1
E2
E1
Q2
E2
P2
P1
Q1
ATC
E1
D1
P
P
Q
Q
0
0
S1
D1=MR1
MC
Рынок
Конкурентная фирма
D1
Рисунок 3.11 – Ситуация прибыли на конкурентном рынке
Предположим, что по данной цене P1 фирма не имеет экономической прибыли, довольствуясь лишь нормальной.
P1=ATC (безубыточность и нормальная прибыль);
Предположим, что произошло увеличение рыночного спроса до D2. Формируется увеличение цены до P2. При цене P2 фирма извлекает экономическую прибыль(P2 > ATC). Но, экономическая прибыль, появившаяся в краткосрочном периоде, из-за увеличения рыночного спроса,в долгосрочном периоде фирмой не сможет быть удерженна, так как:
1. Информация об экономической
прибыли достигнет всех
2. Возможен массовый приток на данный рынок новых фирм
3. Произойдет увеличение рыночного предложения с S1 до S2
4. Рыночная цена снизится до уровня P1
5. Экономическая прибыль, которая появилась у фирмы при объеме Q2 , исчезнет, фирма снизет объёмы выпуска до Q1, достигнув безубыточности, и, сохранив только нормальную прибыль.
Рассмотрим ситуацию убытков на конкурентном рынке:
S2
ум.
Q1
P1
P2
E3
E2
D2=MR2
D2
E1
E1
P
P
Q
Q
0
0
D1
S1
P1
D1=MR1
ATcCCC
P2
MC
Рынок
Конкурентная фирма
Рисунок 3.12 – Ситуация убытков на конкурентном рынке
D2=MR2
D1=MR1
Предположим, что на рынке произошло уменьшение спроса из положения D1 в положение D2. Цена стала низкой и при этой цене фирма не покрывает совокупных издержек
P1 = ATC – безубыточность, фирма получает нормальную прибыль;
P2 <ATC – убытки;
Появившиеся при цене Р2 убытки в долгосрочном периоде не могут быть сохранены так как:
1. Произойдет массовый отток фирм с рынка
2. Уменьшится рыночное предложение с S1 до S2
3. Новое равновесие в точке Е3 при более высокой цене P1
4. Повышение цены вызвало
исчезновение экономических
Массовый отток фирм с рынка вызвал восстановление долгосрочного равновесия в точке E1 при объеме Q1 и цене P1.
Таким образом, в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции возможно лишь одно равновесное положение: равновесие при безубыточности и нормальной прибыли.
Рисунок 3.13 – Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
E
MC
ATC
Pе
P
Q
0
D=MR
Qе
(3.18)
- уравнение долгосрочного
равновесия на рынке совершенной конкуренции
5. Оценка
эффективности совершенной
Условием долгосрочного равновесия конкурентной фирмы является равенство цены, предельных и минимальных средних издержек. Это тройное равенство определяет некоторые выводы, касающиеся эффективности совершенной конкуренции.
При оценке следует:
1. Выявить сильные стороны,
положительные характеристики: отвечает
ли долгосрочное равновесие
2. Необходимо выявить недостатки оцениваемой модели.
Модель совершенно конкурентного рынка обеспечивает производственную и социальную эффективность (критерий оптимального распределения ограниченных ресурсов).
Равенство цены и минимальных средних издержек () на рынке совершенной конкуренции – это условие производственной эффективности. Достижение производственной эффективности требует, чтобы товар производился с наименьшими издержками. Производственная эффективность также предполагает:
1-фирма использует наиболее
дешёвые технологии
2-использует наиболее производственное оборудование;
3-применяет оптимальную
схему разделения труда и
4-совершенствует организацию производства.
Равенство цены и предельных издержек ( ) на рынке совершенной конкуренции – это условие социальной эффективности. При данном равенстве ни одна из фирм не получает преимуществ в том, чтобы получить ресурсы. Эффективность распределения ресурсов предполагает, что ограниченные экономические ресурсы распределяются между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продуктов, которые наиболее необходимы потребителям.
В долгосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции возникает ситуация «ни прибыли, ни убытков» («парадокс прибыли»), которая называется оптимальностью по Парето. Оптимум Парето существует тогда, когда имеет место такое распределение ресурсов и товаров, при котором отсутствует вариант их перераспределения, улучшающий положение, по крайней мере, одного индивида, но не ухудшающий положение других.
Рынок совершенной конкуренции также имеет свои недостатки:
1) Совершенный конкурент
не способен эффективно
2) Отсутствие контроля
на рынке за внешними
3) Неспособность рынка
производить и предлагать
4) Неспособность финансировать
дорогостоящие научно-
5) Рынок не способен
обеспечить покупателям
Ключевые понятия
Совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, однородность продукта, дифференцированность продукта, конкурентная фирма, оптимальный объем выпуска, социальная эффективность, производственная эффективность.
Информация о работе Основы рыночного поведения конкурентных фирм